Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности на тему "Согласные звуки и буквы".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мукиец Наталья Анатольевна

Конспект  из опыта  работы непрерывной образовательной  деятельности  на тему "Согласные звуки и буквы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  из опыта  работы непрерывной образовательной  деятельности  на тему "Согласные звуки и буквы"

Цель: научить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

- учить различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки;

- учить соотносить согласные звуки с буквами;

- развивать фонематический слух, анализ и синтез;

Оборудование и материалы:  картинки с изображением синего и зеленого домиков, таблица со слоговыми рядами (см. п.4), таблички с согласными буквами (см. п.7), карточки со словами (см. п.12).

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

- Какое сейчас время года? (осень)

- А какой месяц? (октябрь)

- октябрь – второй месяц осени, значит, какой он? (осенний)

 

     2. Сообщение темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний:

- Сегодня мы с вами поговорим о твердых и мягких согласных и научимся их различать.

- Давайте назовем твердые и мягкие согласные парами. Обратите внимание на то, как меняется положение вашего языка, губ при произношении. Итак, начинаем по очереди. (Дети произносят пары согласных звков: Б - Б’, T - T’, Н – Н’ и т.д.)

(На доске висят две картинки: синий и зеленый домики).

- Ребята, кто помнит, каким цветом обозначаются мягкие согласные, а каким – твердые? – Твердые – синим, а мягкие – зеленым.

- Значит, какие согласные у нас живут в синем домике? А какие в зеленом?

      3. Пальчиковая гимнастика:

- Потренируемся немного перед занятием:

Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, (разгибают названные пальцы)  

Безымянный и последний    

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)

Будем их соединять   ( соединяют большой палец с остальными по порядку)

И движенье выполнять.        

Мы рога козе покажем (показывают рожки)

И рога оленя даже.

Мы про зайку не забудем –

 Ушками водить мы будем. (показывают ушки зайчика)

Чтобы четко говорить,           (соединяют пальцы)

Будем с пальцами дружить.

 

са

ся

са

ся

со

сё

со

сё

су

сю

су

сю

сы

си

сы

си

сэ

се

сэ

се

4. Чтение слоговых рядов:

- Перед вами табличка со слогами. Сейчас каждый по очереди прочитает одну строчку.

- Вы обратили внимание на то, что если после согласной буквы  стоит гласная 2 ряда (е, ё, ю, я,и), согласный будет произносится мягко?

- Теперь выполняйте по моему заданию: прочитайте слоги с мягким согласным из первого столбика; из второй строчки; слоги с твердым согласным из последней строчки и т.д.

 

5. «Скажи наоборот»:

- Сейчас я буду называть слоги, если  услышите твердый вариант, то быстро назовите мягкий, и наоборот, если скажу мягкий, то придумайте твердый:

Ма – мя, до – дё, ню – ну, зя – за, те – тэ, ка – кя, тю – ту, во – вё, пи – пы, ра – ря, ги – гы, ве – вэ.

 

         6. «Какой это звук?»:

- У вас на столах лежат 2 кружочка: синий и зеленый. Если я назову слог с твердым звуком, покажите синий кружок, если с мягким – зеленый:

 Ма, гя, тю, ро, ди, ке, лы, то, фе, пы, не, до, кю, ля, те, ми, сы, ру, ви, нэ, зы, сё, лё, ва, ку, ры, ду, тя, бо.

      

     7. Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами:

На столах лежат таблички (см. рисунок 1)

- Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.

Л

С

М

Р

Т

Л

С

М

Р

Т

 

Рис. 1 

Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? – Одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.    

       8. Работа в тетрадях:

-. Я назову слоги, а вы запишите только те, в которых есть мягкий согласный:

а) СА, СЕ, ЛЁ, МУ, МЕ, ГИ, ЛО, СЫ, ЛЮ, КИ, ГЕ, ФА….

б) АДО, ГРУ, КВЕ, ГЛЮ, ДРЯ, СМИ, АТИ, СВА, ПРЯ…

            9. Физкультминутка:

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) 
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало - (
встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами)
Небо тучей заволок -
(круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше -
(барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик -
(постепенно садятся и кладут голову на руки).

 

      10. «Сбежавшие буквы»:

Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущены гласные буквы.

- Догадайтесь, какие буквы сбежали, вставьте их и запишите слова.

Л..м..н, р..з.., д..м, п..р..г, ..рб..з, г..сь, в..р..н.., з..йч..к, в..т..р, б..чк.. .

- Теперь подчеркните мягкие согласные зеленым карандашом, а твердые – синим.

- Прочитайте мне слоги в которых есть мягкий согласный.

        11. «Найди ошибку»:

- Сейчас я прочитаю предложения одного ученика-двоечника, который сделал много ошибок, давайте найдем их и исправим.

Мама режет люк для супа. – (лук)

На ногах у Зины красивые тяпки. – (тапки)

Мы любим париться в банке. – (баньке)

На ветке сидит галька. – (галка)

 

 

         12. Разучиваем стихотворение:

- Послушайте внимательно стихотворение:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень.

Искала булавку весь день.

 

- Повторим его вместе со мной.

- Теперь запишем его в тетрадях под мою диктовку.

- Вашим домашним заданием будет выучить этот стих.

 

        13. Итог занятия:

- Ребята, какие согласные мы учились различать сегодня?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Обрывная аппликация «Осеннее дерево» для средней группы

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Обрывная аппликация «Осеннее дерево» для средней группы...

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности на тему "Человек,части тела" в подготовительной группе

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности на тему "Человек,части тела" в подготовительной группе...

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей 3-4 лет на тему «Волшебница Осень»

Конспект из опыта работы непрерываной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей 3-4 лет на тему «Волшебница Осень»...

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной деятельности на тему "буква Б".

Конспект из опыта работы непрерывной образовательной  деятельности  на тему "буква Б".Представленный конспект занятия «Звук и буква Б» предназначен для коррекционно-пед...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Звук и буква «Д», «ДЬ»

Закрепление навыков произношения звуков «д», «дь» в слогах, словах, фразах....