Для чего нужна пальчиковая гимнастика или речь на кончиках пальцев.
консультация по логопедии (младшая группа)
В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Чем выше двигательная активность пальцев ребенка, тем лучше развивается его речь. В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи? Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Если ребенок выполняет ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцев правой руки, то в левом полушарии головного мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активизацию в правом полушарии. Это говорит о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Для чего нужна пальчиковая гимнастика или речь на кончиках пальцев. (консультация для родителей)
В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Чем выше двигательная активность пальцев ребенка, тем лучше развивается его речь. В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи? Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Если ребенок выполняет ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцев правой руки, то в левом полушарии головного мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активизацию в правом полушарии. Это говорит о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешает массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития. Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения – все ему подвластно. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальчиковой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук ребенка. Пальчиковые игры выбираются такие, чтобы в них содержалось большее количество разнообразных пальчиковых движений, и они по смыслу сочетались с произносимыми стихами.
Постоянное использование пальчиковых игр позволяет: регулярно стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи; совершенствовать внимание и память, психические процессы, тесно связанные с речью; обеспечить будущим школьникам усвоение навыков письма.
В семье для тренировки пальцев рук детям можно предложить следующие игры:
«Шаловливый котенок»
Заранее разматывается клубок ниток. Малыш должен сначала правой, а затем левой рукой смотать клубок.
«Золушка»
Необходимы две пустые коробочки и одна со смешанными крупами (гречка, горох, фасоль), крупными и мелкими бусинами (пуговицами), картонными квадратиками или кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить «смесь» на две части.
«Разорви лист по линиям»
Лист бумаги произвольно расчерчивается на две -три части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно усложнить задание, нарисовав на листе фигуры или какие- либо предметы.
Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли ему сделать этот трудный, но необходимый шаг. Надеемся, что такая «игра» с ребенком доставит радость и удовольствие и Вам и малышу, который стоит на пороге овладения речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужна пальчиковая гимнастика
ВЛИЯНИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦАМИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА...

Памятка для родителей "Для чего нужна пальчиковая гимнастика"
Советы по выполнению пальчиковой гимнастики...
Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.Пальчиковая гимнастика полезна не только детям с задержкой в развитии ...

Консультация для родителей для чего нужна пальчиковая гимнастика.Картотека пальчиковых игр.
Консультация для родителей для чего нужна пальчиковая гимнастика.Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста....

Картотека пальчиковых игр Для чего нужна пальчиковая гимнастика?
. Пальчиковая гимнастика:1. Развивает речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.2. Развивает умение малыша подражать нам,...


