«Гостиная логопеда» (логопедический клуб для родителей)
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Чич Ирина Сергеевна

Повышение логопедической компетентности родителей, активация их сознательного взаимодействия с ребёнком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostinaya_logopeda._logopedicheskiy_klub_dlya_roditeley.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Гостиная логопеда»

(логопедический клуб для родителей)

Руководитель:

Чич Ирина Сергеевна,

учитель-логопед МАДОУ Д/С 9

        

2024 год.

Пояснительная записка.

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.

Семья для ребенка - одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.

Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий:

-родители хорошо знают своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Но часто они не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т.д.) И считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям.

-родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.

К сожалению, многие родители плохо представляют, как можно помочь своему ребенку исправить недостатки развития речи. Обеспокоенные его речевым развитием они обращаются к разным источникам информации; читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.

Коррекция речевого дефекта требует очень большого участия со стороны родителей, которые в домашних условиях должны оказать ребенку помощь в преодолении речевых дефектов.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, делают необходимой организацию целенаправленной помощи родителям в преодолении речевых нарушений у детей.

В создавшейся ситуации эффективную помощь может оказать организация взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей дошкольников

возраста, имеющие нарушения речи. Необходимым условием эффективности такой работы является постоянное взаимодействие родителей с учителем- логопедом.

Поэтому для создания благотворной почвы для развития. правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать родительский логопедический Клуб «Гостиная логопеда».

Реализация логопедического клуба для родителей позволяет оказывать специализированную помощь родителям обучающихся, направленную на профилактику и преодоление речевых нарушений у дошкольников.

Программа работы логопедического Клуба «Гостиная логопеда» составлена в соответствии с:

• Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом №1155 Минобрнауки от 17 октября 2013 года

• Возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста

Цель: повышение эффективности взаимодействия учителя-логопеда и семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста; создание условий для профилактики и преодоления речевых нарушений у дошкольников с нарушениями речи через организацию взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях ДОУ.

Задачи:

• Формировать и совершенствовать педагогические компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.

• Оказывать консультативно - методическую помощь родителям в коррекции речевых нарушений дошкольников, в правильной организации логопедических занятий дома.

• Побуждать родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

• Получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков; Формирование правильного отношения к речевому недостатку ребенка, логопедическим занятиям;

• Оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома.

Участники родительского Клуба:

  • Воспитанники старшей группы компенсирующей направленности МАДОУ Д/С 9, Родители (законные представители) детей старшей группы компенсирующей направленности:
  • Чич Ирина Сергеевна, учитель-логопед МАДОУ Д/С 9

Направления работы Клуба:

             Теоретическая помощь.

Печатные материалы, что поможет овладеть необходимыми педагогическими знаниями и умениями

Практическая помощь.

Подрупповые совместные занятия с родителями - «Мама-логопед».

Наглядная помощь:

Фото и видео съемки фрагментов занятий.

Материально-техническое оснащение состоит из:

Комплекса технических средств, включающих - мультимедийный проектор, персональный компьютер и оборудование - печатающее и множительное

(принтер, сканер, копировальный аппарат).

Информационно-методического обеспечения: литература, программы, методики.

Наглядного и раздаточного материала, индивидуальных зеркал для практических занятий.

Используемые формы работы с родителями:

  • форма совместных подгрупповых занятий с родителями - «Мама-логопед». Данная форма проводится с как целью повышения педагогической компетентности родителей в той или иной области развития ребенка, обучения определенным алгоритмам, так и с целью анализа и оценки возможностей успехов их собственного ребенка.
  • форма «Теле-логопед». Данная форма проводится с целью повышения педагогической компетентности родителей в той или иной области развития ребенка, наглядного обучения определенным алгоритмам.

Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:

• Принцип доступности предполагает соответствие организации и осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч, их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом подготовленности и информированности родителей.

  • Принцип сознательности и активности основывается на развитии у участников логопедического клуба внутренней потребности в ознакомлении, изучении того или иного материала. Реализация принципа подразумевает активное освоение родителями приемов и методов коррекции речевых нарушений и применения их в процессе взаимодействия со своим ребенком.
  • Принцип наглядности предполагает использование целого комплекса средств, приемов и методов, которые обеспечивают формирование более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.
  • Принцип активного привлечения ближайшего окружения к работе с ребенком. Важным условием повышения коррекционного эффекта является готовность ближайших партнеров ребенка принят и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Предполагаемые результаты.

Повышение педагогической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов. Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.

Содержательный раздел.

Темы заседаний клуба и консультаций определяются учителем-логопедом. (согласия большинства родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.


 

План работы клуба «Гостиная логопеда» на 2024-2025 год

Месяц

Форма работы

Тема

Цели

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Я и мой ребенок»

  • Собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка;
  • проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье;
  • изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.

Родительское собрание

«Особенности речевого развития детей старшего дошкольного  возраста»

  • Познакомить родителей с  нормами речевого развития детей 5 лет,
  • привлечь внимание родителей к проблемам речевого характера, уровню речевой культуры семьи.

 Презентация логопеда

Презентация психолога

Презентация невролога

«Роль семьи в развитии речи ребенка»

«Особенности работы психолога с детьми с ТНР.

«Нормы  физического и  речевого развития  детей 5 лет»

Обучать родителей правильному речевому общению с детьми.

Помощь родителям с детьми с СДВ.  

Помощь родителям с детьми с СДВ.  

Индивидуальные консультации

По результатам логопедического обследования

  • Познакомить родителей с  результатами диагностического обследования ребенка;
  • наметить пути преодоления речевого дефекта;
  • рассказать о требованиях, предъявляемых к детям, посещающих группу.

Октябрь

Оформление информационного стенда «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»

«Значение артикуляционной гимнастики для формирования у детей правильных речевых звуков»

Оказать профессиональную помощь родителям детей нуждающихся в логопедической помощи.

Индивидуальные консультации

«Пальчики играют, речь развивают»

Познакомить родителей с  результатами моторного обследования детей;  дать рекомендации для индивидуального развития мелкой и крупной моторики.

Публикации на сайте сада.

Советы учителя-логопеда

  • Познакомить родителей с нормами речевого развития детей
  • привлечь внимание родителей к проблемам речевого характера.

ноябрь

Семинар –практикум с участием детей

«Наш веселый язычок»

Познакомить родителей со способами выполнения артикуляционных упражнений

Оформление информационного

стенда «Логопедическая гостиная»

«Артикуляционная гимнастика»

Оказать консультативную помощь родителям

Беседа с родителями

«Родительские пятиминутки»

Оказать кратковременную консультацию  по инициативе родителей

декабрь

Индивидуальные консультации

«Звуки [с], [с`] –

Звуки [з], з`]

трудности обучения произношению»

Оказать консультативную помощь родителям

Круглый стол

«Особенности  и развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста»

Совместное изготовление игр для фонематического развития. Дать рекомендацию родителям для изготовления фонематических игр в домашних условиях.

Логопедический тренинг

« Игры для развития фонематических процессов»

Повысить уровень компетентности родителей в развитии фонематических процессов своих детей  для совместной игровой деятельности с детьми.

Январь

Оформление информационной корзины

«Шкатулка вопросов»

Выявить круг вопросов, которые актуальны для родителей

Родительское поручение

«Читаем вместе»

Групповой проект «В гостях у сказки»

Индивидуальные консультации

«Профилактика нарушений письменной речи»

Познакомить родителей игровыми приемами и упражнениями по профилактике нарушений письменной речи.

Февраль

Круглый стол

«Как обучить ребенка правильно штриховать, держать карандаш» «Большие возможности мелкой моторики»

Дать рекомендацию родителям по начальному  обучению детей навыкам письма.

«Рисуем крупами»

Публикации на сайте сада

Развитие мелкой моторики

Советы учителя-логопеда

  • Познакомить родителей с развитием мелкой моторики.

Оформление информационного стенда «Логопедическая гостиная»

«Пальчиковая гимнастика»

Познакомить родителей с видами, способами выполнения пальчиковой гимнастики

Март

Оформление информационного стенда «Логопедическая гостиная»

«Развитие связной речи»

Привлечь внимание родителей к проблемам устной  речи.

Консультация-всеобуч (для родителей )

«Игры для развития связной речи"»

Оказать профессиональную помощь родителям для развития  связной речи детей с ОНР.

Апрель

Оформление папки-передвижки

«Советы логопеда»

Привлечь родителей по оформлению папки-передвижки.

Консультация-всеобуч

«Как заниматься с детьми дома»

Донести до родителей о необходимости занятий по закреплению имеющихся знаний и умений детей на летних каникулах.

Игротека

(Гимнастика для пальчиков)

«Наши пальчики играют»

Познакомить родителей с пальчиковыми играми.

май

Логопедический тренинг

«Игры со словами»

Повысить уровень компетентности родителей в развитии устной  речи своих детей при организации совместной игровой деятельности с детьми.

Индивидуальные консультации

«Звуки [ш], [ж] -

трудности обучения произношению»

Повысить уровень компетентности родителей в развитии устной  речи своих детей при организации совместной игровой деятельности с детьми. Оказать консультативную помощь родителям

Родительское собрание

«Итоги коррекционного обучения»

Подвести итоги коррекционного обучения. Дать рекомендации родителям на летний период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Клуб для родителей" Организация взаимодействия с родителями через нетрадиционные формы, на примере литературно-музыкальной гостиной

Одной из наиболее эффективных форм  работы с семьей, на наш взгляд, являются Родительские клубы. Одной из таких форм явилась организация родительского клуба - «Литературно-музыкальная г...

Логопедический клуб для родителей «Речевичок»

Положение о  родительском клубе  «Речевичок» ...

Тематическое содержание логопедического клуба для родителей "Азбука речи"

Данная статья имеет практическую направленность, будет полезна начинающим логопедам при  организации работы с родителями. Содержит различные формы обучающей и просветительской деятельности....

Клуб для родителей в ДОУ "Семейная гостиная"

Цель создания Клуба для родителей "Семейная гостинная":повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предост...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Программа логопедического клуба для родителей "Развиваемся вместе"

программа клуба для родителей подготовительной группы комбинированной направленности...

Перспективный план клуба для родителей «Родительская гостиная» 2020-2021 уч.год

   Родительский клуб – оптимальная на сегодняшний день форма сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Это дополнительный компонент воспитательного процесса, где родители ...