Мастер-класс "Развитие фонематического слуха у обучающихся, умение выделять первый звук в произносимом слове"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Мастер-класс "Развитие фонематического слуха у обучающихся, умение выделять первый звук в произносимом слове"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Развитие фонематического слуха у обучающихся, умения выделять первый звук в произносимом слове».
«Речь – удивительное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им »
(Г.Гегель)
Цели:
Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия.
Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования у детей фонематического слуха.
Материал: буклеты, карточки, игрушки, игры на развитие фонематического слуха.
1.Вступительная часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня вашему вниманию будет представлен мастер – класс «Развитие фонематического слуха у обучающихся, умения выделять первый звук в произносимом слове».
Чтобы достичь высоких результатов развитие фонематического слуха у детей в нашем детском саду начинается с младшего возраста. Учитель – логопед проводит с педагогами младших и средних групп ряд мероприятий, консультаций, направленных на развитие фонематического слуха у детей данного возраста.
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа, Мишки – Шишка, кОт – кИт, дОм – дЫм и т.п.). Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения.
Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению, как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Ребенок в 4-7 лет должен уметь:
- Выделять звук в звуковом ряду (4-5 лет).
- Выделять слог и слово в ряду слогов и слов (4-5 лет).
- Выделять начальный гласный звук в слове (4-5 лет).
- Подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука (4-5 лет).
- Различать фонетически сходные слова по их лексическому значению (4-5 лет).
- Дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости (к 5 годам).
- Выделять согласный звук в конце слова (5-6 лет).
- Дифференцировать свистящие и шипящие звуки (5-6 лет).
- Делить слово на слоги, определять количество слогов в слове (5-6 лет).
- Определять наличие заданного звука в слове (5-6 лет).
- Определять место звука в слове (к 6 годам).
- Освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов.
- Определять количество и последовательность слов в предложении, учитывая наличие «коротких» слов-предлогов (5-6 лет) и др.
- Составлять предложения с заданным количеством слов.
2. Демонстрация речевых игр
Это различные игры с музыкальными инструментами:
1.«Отгадай что прозвучало…»,
2. «Покажи где звучит…?», (Ребенок определяет направление звука справа, слева, впереди)
3.«Какой маракас: большой или маленький..?»,
4. Игра «Найди пару….(шарики наполнены разными крупами, горохом, фасолью)»,
5. «Поймай звук в цепочке звуков….А, О, У»..
«Повторение ритма»…
1. Работа по развитию фонематического слуха и умению выделять 1-й звук в слове начинается с называния гласных звуков в начале слова. На материале этих заданий у детей отрабатываем позицию звука в слове _________, в начале, ____________середине и конце слова_____________. Отбери картинки где звук У в начале слова, в середине слова и конце слова…
(картинки: утка, утюг, улитка)
В старшем дошкольном возрасте задания и игры на развитие фонематического слуха усложняются.
2. Игра «Какой звук потерялся в начале слова?»( хлопок)……амокат, …….тол,…… руша, …….нанас, …..анан,…….ама.
3.Игра «Назови фрукты и ягоды», где звук А находится в начале слова….Задания можно усложнить, звук А находится в середине слова: банан, малина, в конце: груша, хурма, слива, клубника.
4. Игра «Волшебный мешочек» Нужно достать игрушку и назвать 1 звук.
5. Игра «Помоги Тигренку перейти через болото по камешкам» . Нужно помочь Тигренку назвать 1- й звук в слове на картинке и перейти по камешкам через болото. (Картинки)
6. Игра «Веселая рыбалка», Поймай рыбку – картинку и назови первый звук в слове (фишки за правильный ответ)
7. Песочный стол «Помоги животным перейти на другой берег реки», выбираете животного, называете первый звук в названии этого животного.
8. «Волшебный лес» ….Помоги Маше найти картинки, где звук С находится в начале слова: самокат, санки, снеговик……Эту игру можно усложнить, звук С находится в середине, конце слова.
9. «Веселая азбука»
10. Игры с парными согласными по глухости /звонкости. Этот навык формирует различать парные согласные в начале слова (Задания на ИКТ доске).
11. Игра «Замени 1-й звук в слове»: Точка-дочка, почка – бочка, творец – дворец, Толя – доля, кот- год…..
11. Игра Мерсибо на развитие фонематического слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)
Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...

Авторская игра "Буквы а, о, э" на умение выделять первый звук в слове.
Вашему вниманию предлагаю логопедическую игру "Буквы а,о, э" на умение выделять первый звук в слове Для этого скопируйте ссылку и вставьте в строку запроса в поисковой сист...

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Составь и прочитай слово"
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста"Составь и прочитай слово"" Разработала воспитатель высшей квалифика...

Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной группы. Тема: Звук (С).
Цели:закрепить навыки четкого различения и произношения звука (с) в слогах, словах;выделять звук ( с ) в начале, середине, конце слова;деление слов на слоги;упражнение в образовании уменьшительно &nda...

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Подбери букву к слову"
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Подбери букву к слову"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе " Развитие фонематического слуха и восприятия на материале неречевых звуков"
Развитие фонематических процессов на материале неречевых звуков....

Мастер-класс «Развитие фонематического слуха, умения выделять первый звук в произносимом слове»
Методические рекомендации для решения задач по преодолению затруднений в подготовке к школьному обучению в соответствии с их индивидуально-возрастными особенностями.Данный методический материал ...
