Мастер-класс "Развитие фонематического слуха у обучающихся, умение выделять первый звук в произносимом слове"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Посморова Наталья Владимировна

Мастер-класс "Развитие фонематического слуха у обучающихся, умение выделять первый звук в произносимом слове"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Развитие фонематического  слуха у обучающихся, умения выделять первый звук в произносимом слове».

                                                                               «Речь – удивительное средство,

                                                                                 но нужно  иметь много ума,

                                                                                 чтобы пользоваться им »

                                                                                                                    (Г.Гегель)

Цели:

Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия.

Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования у детей фонематического слуха.

Материал: буклеты, карточки, игрушки, игры на развитие фонематического слуха.

1.Вступительная часть

  Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Сегодня вашему вниманию будет представлен мастер – класс «Развитие фонематического  слуха у обучающихся, умения выделять первый звук в произносимом слове».

Чтобы достичь высоких результатов развитие фонематического слуха у детей в нашем детском саду начинается с младшего возраста. Учитель – логопед проводит с педагогами младших и средних групп ряд мероприятий, консультаций, направленных на развитие фонематического слуха у детей данного возраста.

          Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.     Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа, Мишки – Шишка, кОт – кИт, дОм – дЫм и т.п.). Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения.

Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению, как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

Ребенок в 4-7 лет должен уметь:

- Выделять звук в звуковом ряду (4-5 лет).

- Выделять слог и слово в ряду слогов и слов (4-5 лет).

- Выделять начальный гласный звук в слове (4-5 лет).

- Подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука (4-5 лет).

- Различать фонетически сходные слова по их лексическому значению (4-5 лет).

- Дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости (к 5 годам).

- Выделять согласный звук в конце слова (5-6 лет).

- Дифференцировать свистящие и шипящие звуки (5-6 лет).

- Делить слово на слоги, определять количество слогов в слове (5-6 лет).

- Определять наличие заданного звука в слове (5-6 лет).

- Определять место звука в слове (к 6 годам).

- Освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов.

- Определять количество и последовательность слов в предложении, учитывая наличие «коротких» слов-предлогов (5-6 лет) и др.

- Составлять предложения с заданным количеством слов.

2. Демонстрация речевых игр

Это различные игры с музыкальными инструментами:

1.«Отгадай что  прозвучало…»,

2. «Покажи где звучит…?», (Ребенок определяет направление звука справа, слева, впереди)

3.«Какой маракас: большой или маленький..?»,

4. Игра «Найди пару….(шарики наполнены разными крупами, горохом, фасолью)»,

5. «Поймай звук в цепочке звуков….А, О, У»..

«Повторение ритма»…

      1.   Работа по развитию фонематического слуха и умению выделять 1-й звук в слове начинается с называния гласных звуков в начале слова. На материале этих заданий у детей отрабатываем позицию звука в слове _________, в начале, ____________середине и конце слова_____________.  Отбери картинки где звук У в начале слова, в середине слова и конце слова…

(картинки: утка, утюг, улитка)

        В старшем дошкольном возрасте задания и игры на развитие фонематического слуха усложняются.

        2. Игра «Какой звук потерялся в начале слова?»( хлопок)……амокат, …….тол,…… руша, …….нанас, …..анан,…….ама.

        3.Игра «Назови фрукты и ягоды», где звук А находится в начале слова….Задания можно усложнить, звук А находится в середине слова: банан,  малина,       в конце: груша, хурма, слива, клубника.

        4. Игра «Волшебный мешочек» Нужно достать игрушку и назвать 1 звук.

        5. Игра «Помоги Тигренку перейти через болото по камешкам» . Нужно помочь Тигренку назвать 1- й звук в слове на картинке и перейти по камешкам через болото. (Картинки)

         6. Игра «Веселая рыбалка», Поймай рыбку – картинку и назови первый звук в слове (фишки за правильный ответ)

         7. Песочный стол «Помоги животным перейти на другой берег реки», выбираете  животного, называете первый звук в названии этого животного.

         8. «Волшебный лес» ….Помоги Маше найти картинки, где звук С находится в начале слова: самокат, санки, снеговик……Эту игру можно усложнить, звук С находится в середине, конце слова.
        9. «Веселая азбука»

        10. Игры с парными согласными по глухости /звонкости. Этот навык формирует различать парные согласные в начале слова (Задания на ИКТ доске).

        11. Игра «Замени 1-й звук в слове»: Точка-дочка, почка – бочка, творец – дворец, Толя – доля, кот- год…..

        11. Игра Мерсибо на развитие фонематического слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на развитие фонематического слуха у дошкольников "Прочитай по первым звукам" (старший возраст)

Эта методическая разработка поможет логопедам-практикам сделать занятия по преодолению фонематического недоразвития увлекательными, Разработка проводилась с учётом тематического планирования в речевой...

Авторская игра "Буквы а, о, э" на умение выделять первый звук в слове.

Вашему вниманию предлагаю  логопедическую игру  "Буквы а,о, э"  на умение выделять первый звук в слове Для этого скопируйте ссылку и вставьте в строку запроса в поисковой сист...

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Составь и прочитай слово"

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей  старшего дошкольного возраста"Составь и прочитай слово"" Разработала воспитатель высшей квалифика...

Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной группы. Тема: Звук (С).

Цели:закрепить навыки четкого различения и произношения звука (с) в слогах, словах;выделять звук ( с ) в начале, середине, конце слова;деление слов на слоги;упражнение в образовании уменьшительно &nda...

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Подбери букву к слову"

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Подбери букву к слову"...

Мастер-класс «Развитие фонематического слуха, умения выделять первый звук в произносимом слове»

Методические рекомендации для решения задач по преодолению затруднений  в подготовке к школьному обучению в соответствии с их индивидуально-возрастными особенностями.Данный методический материал ...