«Внедрение эффективных технологий коррекции психоречевого развития обучающихся с ТНР и ЗПР в образовательный процесс ДОУ»
статья по логопедии
«Внедрение эффективных технологий коррекции психоречевого развития обучающихся с ТНР и ЗПР в образовательный процесс ДОУ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50 города Ставрополя
Семинар:
«Внедрение эффективных технологий коррекции психоречевого развития обучающихся с ТНР и ЗПР в образовательный процесс ДОУ»
Подготовили: учитель- логопед: Боришполец О.Я.
учитель-логопед М.В. Шонкова
2025 г
«Обучая левое полушарие, вы обучаете
только левое полушарие. Обучая правое
полушарие, вы обучаете весь мозг!
И.Соньер
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Известно, что детям с тяжелыми нарушениями речи необходим этап специальной стимуляции психического развития для созревания зон мозга, ответственных за основные двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память и эмоции. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска эффективных технологий развития и воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Среди современных наук о мозге и его работе особое положение занимает нейропсихология. Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод без медикаментозной помощи и коррекции в детском возрасте.
Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Эта наука была создана в середине 20 века в нашей стране Александром Романовичем Лурия.
В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком.
Использование нейропсихологических игр и упражнений способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность педагогам более качественно и творчески вести коррекционную работу.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Нарушение межполушарных связей искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения детей с нарушениями в развитии.
Нейрогимнастика- интегративный метод детской нейропсихологической коррекции, созданный на основе метода замещающего онтогенеза А.В.Семенович, а также метода сенсомоторной коррекции Т.Г. Горячевой и А.С.Султановой. Нейрогимнастика - это комплекс физических упражнений,сочетающий в себе определенным образом подобранные дыхательные и двигательные техники, благодаря которым происходит активация различных мозговых структур (подкорковых, а затем и корковых). В результате исполнения комплекса упражнений улучшается мозговое кровообращение, клетки мозга получают больше питания, следовательно, улучшается память, внимание, ребенок становится более активным и ловким.
Нейрогимнастика, как комплексный метод позволяет решать не только задачи нейропсихологического уровня, а также работать с проблемами психосоматического спектра.
Нейрогимнастика позволяет решить как минимум две базовые задачи: во-первых, проявлять ребенку достаточную физическую активность. Во-вторых, помогает ребенку улучшить память, внимание, позволяет понимать свое тело и управлять им, а также налаживать социальное взаимодействие в ненавязчивой игровой форме.
Одно из направлений нейропсихологической методики, получившее своё широкое использование в дошкольной практике -это кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Специалисты образовательной организации могут воплотить лишь часть нейропсихологической коррекции, полноценную нейропсихологическую коррекцию может провести нейропсихолог, но, тем не менее, применение данных специальных методик в ходе коррекционно-развивающей работы актуально для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при нарушении развития различного вида.
Цель и задачи:
Главная цель применения нейропсихологических (кинезиологических) игр и упражнений:
-максимально эффективное развитие межполушарного взаимодействия, вследствие синхронизации работы полушарий, тесно связанных с полноценным развитием речи дошкольников с ОВЗ (тяжёлыми нарушениями речи). Нейропсихологические приемы в работе логопеда позволяют решить следующие задачи:
Первая задача:
-развить и скомпенсировать недоразвитие физиологической базы речи.
Вторая задача:
-развить и усовершенствовать основные функции речи: смысловую, регулирующую, коммуникативную, путем развития когнитивных элементов психики.
Эту коррекционную методику, основанную на связи речи с движением, можно применять как на групповых занятиях с детьми, так и на индивидуальных занятиях.
С помощью нейропсихологических упражнений и игр:
-Совершенствуются пространственные представления,
-Синхронизируется работа правого и левого полушария мозга,
-Развивается зрительно-моторная координация,
-Улучшается мыслительная деятельность,
-Повышается концентрация внимания,
-Развивается мелкая моторика и пальцевой праксис,
-Формируется эмоциональная лабильность.
Методы коррекционной работы с детьми с ЗПР
Традиционные (словесные, наглядные, практические).
Словесные: вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с ЗПР испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
Наглядные: при их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные- не показываются. А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус). Иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества излишних деталей, соответствовать изучаемой теме.
Практические: наиболее эффективными является дидактическая игра и упражнения. необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т.д. поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.
Нетрадиционные методы работы:
- Методы арт-терапии (виды нетрадиционного рисования).
- Хромотерапия (воздействие определенного цвета на организм ребенка расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР. Фиолетовые цвет способствует выработке гармонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при нервных и психических нарушениях).
- Пластилинография.
- Светоизотерапия - письмо и рисование кистями и красками разных размеров, ладошками, пальцами рук, маркерами на стекле.
- Шнуровальный планшет.
Методы коррекционной работы с детьми с ТНР.
К естественным методам обучения, которые имеют место в повседневной жизни безречевого ребенка, относят следующие (З. Рабе, Германия):
1. Адаптированная речь. Дети, которые учатся коммуникации с поддержкой, должны иметь коммуникативных партнеров, которые с ними постоянно общаются. Речь таких людей должна быть приспособлена к тому, кого мы учим. Говорить нужно медленно, четко, короткими предложениями и не очень высоким голосом, что дает возможность понять ребенку произнесенное. Между фразами нужно делать паузы, чтобы у ребенка была возможность отреагировать на них и "ответить". Во время общения с ребенком нужно удерживать зрительный контакт.
2. Наблюдение за тем, куда направлен взгляд безречевого ребенка. Дети получают удовольствие от того, что за их коммуникацией следят. Согласно модели природных методов обучения, следя за взглядом ребенка, мы должны отреагировать на него констатацией событий, действий, их объяснением, или, в случае страха, успокоить его.
3. Подхват высказывания. Все попытки звучащей речи ребенка учится коммуникации с поддержкой, должны поддерживаться и учитываться как важные. Ребенок должен осознать, что он может общаться с помощью своих речевых сигналов. Понимание того, что его воспринимают обеспечивает высокую мотивацию и ведет к новым попыткам коммуникации.
4. Предоставлять ребенку управлять самому. Необходимо поддерживать инициативу к взаимодействию и тему, которой коснулся ребенок, задавать по ней вопросы, дополнять ее. Этим достигается более удлиненное внимание, мотивация к коммуникации усиливается.
5. Синхронная коммуникация. Дети нуждаются в моделях, которым смогут подражать. Под синхронной коммуникацией понимают то, что когда хорошо знакомый человек говорит, он дополнительно выражает отдельные понятия или слова с помощью выбранных методов коммуникации с опорой. Это может быть сопровождение жестами, показ картинки, или символа. Выбирая словарный запас, есть смысл добавлять символы, предлагаемые коммуникативному партнеру. Доказано, что использование синхронной коммуникации способствует овладению речью и, в частности, ее пониманию.
Психолого-педагогическая коррекция может включать такие направления работы:
1. Релаксация. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, хорошо. Нельзя работать с ребенком "с трудом", в напряженном ребенке невозможно вызвать желание взаимодействовать, и, тем более, речь. Прежде всего, ребенок должен принять взрослого, поверить ему. Нужная атмосфера достигается различными приемами, но особенно успешными являются игры с водой (в бассейне, ванне, тазике, с применением различных предметов, игрушек, действиями рук, когда с целью установления телесного контакта логопед как бы невзначай прикасается к рукам ребенка).
2. У детей с ТНР часто наблюдаются проблемы энергетического плана по типу гиперактивности, или заторможенности.
Гиперкинетическому ребенку хватает организованности и саморегуляции своего поведения. Он обычно раздражительный, непоседливый и невнимателен. Жизнь такого ребенка в группе должна быть организовано таким образом, чтобы постепенно обезвредить все источники возбуждения. В отношениях с ребенком необходимо следовать "позитивной модели": хвалить, когда заслуживает, подчеркивать успех, избегать повторения слов "нет", "нельзя", говорить сдержанно, спокойно и мягко. Для подкрепления устных инструкций нужно использовать зрительную стимуляцию, придерживаться четкого распорядка дня, оберегать ребенка от переутомления. Ему нужно дать возможность использовать чрезмерную энергию. Желательна физическая активность на свежем воздухе.
В случае гипокинетического поведения, когда ребенок отличается эмоциональной вялостью, бездеятельностью, практической беспомощностью, необходима двигательная стимуляция. Можно использовать технические средства: качели, качалки, стулья вращающиеся. Ребенка можно взять на руки и кружить с ним в ритме вальса, валять по полу.
3. Музыкотерапия, пение. Музыкальные занятия снимают или уменьшают контроль ребенка за своей речью - ребенок, подражая пение детей и взрослого, вовлекается в процесс пения.
4. Работа по развитию восприятия - тактильного, слухового, зрительного. Для развития тактильного восприятия ребенок должен чувствовать форму, величину предмета, фактуру материала, из которого он сделан, его температуру: теплый или холодный т.п. Для этого касаются, щиплют, поглаживают различные предметы, игрушки. Для уточнения слухового восприятия важны различные шумы, а также пространственное расположение источника звуков. Для развития зрительного восприятия используют предметные картинки с контурными, заштрихованными, перевернутыми изображениями. Большое внимание уделяется развитию соматогнозиса и стереогнозиса.
5. Двигательная терапия. Развитие основных движений и их качеств у детей, равновесия и координации, чувства положения собственного тела в пространстве дополнительно отрабатывается на двигательных занятиях. Пространство игрового зала превращается для детей в большой мир, где есть поля, леса, горы с символическим их обозначением с помощью физоборудования, подручных предметов быта и т.д. Этот мир нужно познать, "путешествуя" и преодолевая различные препятствия. Здесь дети ползают на животе, на четырех конечностях, "плавают", "летают", лазают и перелезают, прыгают, поднимаются вверх, спускаются вниз и т.д.
6. Развитие мелкой моторики пальцев при выполнении мелких движений с предметами. Важны занятия по ручному труду, где дети рвут мелко или режут бумагу, располагают мелкий материал на листе бумаги, клеят, лепят, раскрашивают и т.д. Много пользы предоставляет песочная терапия.
7. Развитие инициирования взаимодействия реализуется за счет включения ребенка в деятельность, к которой уже присоединились другие дети и получают от этого удовольствие. Ребенок с ТНР, подражая действиям других, привлекается к общему процессу их выполнения и непроизвольной озвучки. Ребенок быстрее заговорит тогда, когда просто включается в игру и от него якобы ничего не ждут. Такие проявления необходимо поощрять.
8. Развитие понимания речи.
9. Обучение общения с помощью вспомогательных средств коммуникации, в частности посредством обмена изображениями- пиктограммами. Данная система позволяет наладить контакт между ребенком и взрослым, помогает строить общую коммуникацию, дает возможность выработать внутреннюю схему высказывания еще на этапе отсутствия звучащей речи.
Использование нейропсихологических упражнений на этапе автоматизации звуков
Процесс автоматизации звуков чаще всего достаточно длителен и трудоёмок для ребёнка. И поэтому мы, логопеды, стараемся всеми возможными способами сделать этот процесс интересным и разнообразным, но в тоже время продуктивным для ребёнка. Весёлые игры и упражнения занимают большое время при автоматизации звуков.
Применение нейропсихологических упражнений на этом этапе позволяет улучшить умственную деятельность, синхронизировать работу полушарий ,содействует запоминанию, повышает
стойкость внимания, улучшает процесс письма. Всё это способствует более эффективной автоматизации звуков в различных позициях и ввода их в самостоятельную речь ребёнка.
«Симметричные рисунки»
1. Ребёнок рисует в воздухе обеими руками одновременно зеркально
симметричные рисунки (горизонтальные, вертикальные, ломанные линии ,геометрические фигуры и т.д.).
На начальном этапе, если ребёнок затрудняется, рисуем совместно – рука в руке.
2. Использование деревянных межполушарных досок для рисования двумя руками. Если их нет, то можно нарисовать разнообразные фигуры и линии на картоне и просто обводить их пальчиками.
Использование различных готовых прописей для развития
межполушарного взаимодействия.
3.Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Дайте ребёнку в обе руки по карандашу. Необходимо рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы. Это могут быть простые дорожки, спиральки и п.д.
4.«Замочек». Ребёнок складывает кисти рук в замок и крутит большие
пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую. Сначала
упражнение выполняется медленно, затем темп можно увеличить .Во время выполнения этих упражнений ребёнок одновременно
произносит автоматизируемый звук. Звук можно произносить громко и
тихо, быстро и медленно, длительно и отрывисто.
5.«Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая —ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
6.«Лягушка». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз,
одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
7.«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный,средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
8.«Стул». Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части
приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения — движения ускорять.
9.«Стол». Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается
ладошка.). Потом — одновременная смена положений рук. По мере усвоения— движения ускорять.
Массаж (самомассаж). Кисть одной руки лежит на столе ладонью
вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево- вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.
10.«Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному. Затем палец отпускают, и он с силой падает вниз.
На каждый щелчок назвать слоги или предметы с автоматизируемым звуком.
11.«Ладушки».
Классический вариант. Вариант: ладонь–кулак.
Усложнение задачи: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений
за счет соединения классического и данного вариантов.
12.«Класс – заяц». Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика».
Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.
13.«Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос,
затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой– за нос.
14.«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на
коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди»
Во время выполнения данных упражнений ребёнок проговаривает звуки, слоги или слова с автоматизируемым звуком. Сначала все упражнения выполняются медленно.
В дальнейшем темп можно постепенно увеличивать.
15.«Скажи и покажи».Ребёнок поочерёдно повторяет слова,
изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками.
Используется для автоматизации или дифференциации различных звуков.
Цветные дорожки Н. Коняхиной. Шагая пальчиками по дорожкам
заданного цвета ребёнок проговаривает отрабатываемый речевой материал.
Одновременное использование с нейропсихологическими упражнениями фонетических ритмо-рифмовок также способствует повышению интереса детей к занятиям, и соответственно повышает эффективность проводимой работы.
Занятия необходимо проводить систематически в спокойной, доброжелательной обстановке.
Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль сказки в коррекции психоречевого развития детей. Драматизация «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака»
Конспект занятия...

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".
Краткосрочный образовательный проект по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Педагогический совет "Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи"
План педагогического совета...
программа психолого-педагогической направленности по коррекции психоречевого развития и произвольной регуляции детей старшего дошкольного возраста
Цель программы «Умные движения»: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка младшего школьного возраста....
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ВО ВНЕДРЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В результате воздействия многих неблагоприятных факторов в последнее время отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра. Ор...

