Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ОВЗ
материал по логопедии

 Татьяна Бельтюкова М

Межполушарное развитие важное, так как улучшают успеваемость в школе, развивает память, внимание, мышление речь, а также повышает эмоционнальную устойчивость и координацию движений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «ЦРР-Д/С №2» Веревкина Л.Б., Бельтюкова Т.М.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья: актуальность, цели и методы

Слайд 1

Мы часто слышим от родителей, воспитателей и педагогов в школе, что ребенок неорганизованный, невнимательный, гиперактивный и плохо усваивает материал.  Для нормальной работы психики, моторики, речи, умственных навыков необходимо связанное взаимодействие полушарий.

Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а самый хороший вариант, когда функционируют и правая, и левая половина мозга.
Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Поэтому  с самого детства желательно
 развивать межполушарные связи.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Слайд 2

Развитие этого навыка имеет важное значение для улучшения когнитивных функций, коммуникации и общего развития ребенка так как дети с ограниченными возможностями здоровья могут испытывать трудности в освоении различных навыков, включая межполушарное взаимодействие.

Период от рождения и до 2-3 лет ребенок активно нарабатывает базу сенсомоторных навыков; у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка. Эта «база» пригодится, когда ребенок начнет писать, ведь данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. зеркальное написание букв и цифр; псевдо леворукость; логопедические проблемы (например, задержка фонематического слуха) . Завершающий этап в развитии межполушарных связей приходится на возраст от 7 до 15 лет. На этом этапе межполушарные взаимодействия помогают ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их. В норме основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет .

Слайд 3

Если межполушарное взаимодействие не сформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

  • проблемы в письме;
  • устной речи;
  • запоминании информации;
  • счете как в письменном, так и в устном;
  • в целом восприятии учебной информации.

Слайд 4

Цели развития межполушарного взаимодействия:

  • Синхронизация работы полушарий: Развитие межполушарного взаимодействия способствует более гармоничному функционированию мозга и помогает ребенку использовать оба полушария для выполнения различных задач.
  • Улучшение когнитивных навыков: Развитие межполушарного взаимодействия способствует развитию памяти, внимания, мышления, анализа и синтеза информации.
  • Повышение коммуникативных навыков: Межполушарное взаимодействие способствует развитию способности к устной и письменной коммуникации, а также способности к восприятию и пониманию невербальных средств коммуникации.
  • Способствование общему развитию и самореализации: Развитие межполушарного взаимодействия помогает детям с ограниченными возможностями здоровья раскрыть свой потенциал и достичь лучших результатов в различных областях жизни.

СЛАЙД 5

Как развивать межполушарные связи?

Для развития межполушарных связей используются  игры и упражнения, которые задействуют как правое так и левое полушарие.

  1. Пальчиковые кинезиологические упражнения.
  2. Кинезиологические упражнения с предметами  (Мячи, Су-Джок).
  3. - Самомассаж с использованием предметов (карандаши, орехи).
  4. Зеркальное рисование.
  5. Рисование двумя руками
  6. -Межполушарные доски.

Прочитать!!! ЛАРИСА

Работая с особыми детьми, находишься в постоянном поиске упражнений и методик, которые бы способствовали психическому и интеллектуальному развитию ребенка.   Для развития межполушарных связей  мы используем специальные игры и упражнения, которые задействуют как правое, так же и левое полушарие. Так называемая «Мозговая гимнастика».

Мы собрали дидактическое пособия, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, игры и задания. Благодаря данным методикам можно выявить скрытые способности ребенка, расширить деятельность мозга и его возможности.

Практическая часть:

Предлагаем игры на  развитие межполушарного взаимодействия:

1.Пальчиковые кинезиологические упражнения

2. Использование Су – Джок . (шаров при совершенствовании
навыков употребления предлогов )  3. Использование Су Джок шаров при автоматизации звуков.

Правая рука

Этот малыш-Илюша, (на большой палец) 

Этот малыш-Ванюша, (указательный) 

Этот малыш-Алеша, (средний) 

Этот малыш-Антоша, (безымянный) 

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).

Левая рука

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

4.  Игры «Зеркальные дорожки», «Зеркальные рисунки»: Предлагайте детям игры, в которых им нужно использовать обе руки одновременно.

5 Межполушарные доски.

6. «Покажи одновременно»: Одновременно показать одинаковые картинки левой и правой рукой.

7Игры с использованием мячика Су-джок

8. «Покажи одновременно»: Одновременно показать  картинки левой и правой рукой. Квадрат и круг

9. Упражнение "Левая и правая рука": Попросите ребенка проставить на ладонях левой и правой руки пальцы, по очереди касаясь большим пальцем каждого пальца другой руки.

Да, и самое важное:

-занятие должны выполняться последовательно, нужно и дти от простого к сложному.

- желательно закрепить пройденный материал, т.е. периодически повторять пройденные упражнения, игры, задания. Ведется работа с педагогами по нейроиграм на группах с детьми ОВЗ. Детский сад закупил на каждую группу нейроигры по возрастам.

                                                      Слайд 5

            Результативность занятий:
Улучшение мыслительной деятельности ребенка
Синхронизация работы полушария
Улучшение запоминания
Повышение устойчивости внимания
Улучшение речи
Координационная коррекция
Облегчения письма, чтения.

Прочитать!!! Татьяна

Предлагаемые игры, задания и  упражнения активизируют концентрацию ребенка на предмете,  активизируют и синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

Дети с большим удовольствием занимаются , так как игры и задания необычны, интересны, разнообразны по тематике, а это является немаловажным фактором для роста мотивационно-развивающих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников

В презентации представлены упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Презентация будет полезна родителям и педагогам....

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников

Предлагаю занимательные и полезные упражнения для развития межполушарного взаимодействия, мелкой моторики и графомоторных навыков. Видео по ссылке https://youtu.be/OtJWI1SnmgQ...

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ОВЗ

Мозг имеет ключевое значение в организме. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление ...

Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников

В презентации говорится о том, как разивать межполушарное взаимодействие у дошкольников....

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников

Игры направлены на формирование и развитие координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей у дошкольников....

Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников

Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызы...

"Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с нарушением зрения"

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Данная статья поможет разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи, зачем они нужны и как их развива...