Словообразование. Образование притяжательных и качественных прилагательных. Дикие животные.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Федорова Елена Владиславна

Словообразование. Образование притяжательных и качественных прилагательных. В рамках лексической темы "Дикие животные".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи 

Тема: «Словообразование. Образование притяжательных и качественных прилагательных. Дикие животные».

Подготовил:

 учитель-логопед 1 кв. категории

Федорова Елена Владиславна

Тема: «Словообразование. Образование притяжательных и качественных прилагательных. Дикие животные».

Возрастная группа: старшая группа для детей с ТНР.

Цель: Обучение словообразованию: образование притяжательных прилагательных от существительных (названий животных), качественных прилагательных от сочетания прилагательного и существительного.

Задачи:

  1. Учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных;
  2. Учить образовывать качественные прилагательные от качественного прилагательного и существительного;
  3. Формировать правильное использование притяжательных, качественных прилагательных во фразовой речи.
  4. Развивать ритм, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки, изображающие диких животных, Айболита и Пилюлькина на магнитах, магнитная доска, цветные магниты, пары клавесов по количеству детей.

Предварительная работа: разучивание ритмической физкультминутки с клавесами «Зайка», уточнение представлений о представителях дикой фауны.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. «Цветная тропинка».

Ребята, я загадаю вам два животных (лиса, лисенок (оранжевый цвет).

Вспомните какого цвета их шерсть. Послушайте внимательно, определите, не подсказывая друг другу, о каком цвете идет речь. Пройдите по тропинке, переступая загаданные цветные круги.

2. «Части тела».

Садится тот, кто назовет часть тела диких животных.

Например: У лисы есть хвост, у медведя есть лапы. И т.д.

II. Основная часть.

3. «Айболит ведёт прием». Упражнение «Чей? Чья? Чье? Чьи?».

(На доске прикреплен Айболит на магните, Доктор Пилюлькин на магните)

Добрый доктор Айболит сутра в поликлинике сидит. Вместе с ним Пилюлькин. Они ведут весь день прием. К ним бегут волчица, лис, лиса, медведица, ежиха…

Посмотрите, кто пришел, что болит у животных?

- Пришла лиса, у лисы болит хвост.

Чей хвост болит?

Болит лисий хвост.

Предложить детям назвать диких животных, пришедших на прием, и ответить на вопросы (при затруднениях давать образцы правильных ответов).20pqv2fu4uikg92d3

 При этом педагог ставит фишку-магнит на «больное место» животного.

Дикие животные

Чей нос, хвост, глаз?

Чья голова, морда, шея, спина?2nd02jwb4z9xctn23

Чье ухо, рыло, туловище?

Чьи лапы, ноги, когти, копыта, усы, уши, зубы, клыки, иголки?

медведь

медвежий

медвежья

медвежье

медвежьи

кабан

кабаний

кабанья

кабанье

кабаньи

белка

беличий

беличья

беличье

беличьи

волк

волчий

волчья

волчье

волчьи

лиса

лисий

лисья

лисье

лисьи

еж

ежиный

ежиная

ежиное

ежиные

лось

лосиный

лосиная

лосиное

лосиные

заяц

заячий

заячья

заячье

заячьи

Вы большие молодцы, помогли Айболиту заполнить карточки, назвав «больные» части тел животных.

 4. Ритмическая физкультминутка с клавесами «Зайка».

Упражнение выполняется сидя, в каждой руке по палочке-клавису.

Я в лесу увидел зайку:

(прикладываем к голове «ушки» из палочек)

Прыг-скок, прыг-скок.

(стучим двумя палочками справа и слева)

Вел меня он на лужайку:

(стучим палочками друг о друга: сначала сверху правая, потом левая)

Прыг-скок, прыг-скок.

(стучим двумя палочками справа и слева)

На лужайке поскакал

(быстро поочерёдно стучим палочками)

И обратно убежал.

(круговые движения палочка над палочкой, типа «заводим пропеллер»)

5.Упражнение «Кто внимательней. Подумай и скажи».

Предложить детям дать полные ответы на вопросы по предметным картинкам:

  • Чей хвост длиннее, лисий или заячий? (Лисий хвост длиннее, чем заячий хвост.)
  • Чей хвост короче, волчий или медвежий?
  • Чей хвост короче, волчий или медвежий?
  • Чьи ноги толще, заячьи или медвежьи?
  • Чьи уши длиннее, заячьи или волчьи?

6.Игра «Хвастуны».

  • Наелись звери и стали хвастаться.
  • «У меня острые зубы», —говорит волк. - Я острозубый.
  • «У меня длинный хвост», —говорит белка. — Я длиннохвостая.2mny0z24bwf9n2zn3
  • «У меня длинные ноги», - говорит лось. – Я какой? - Я длинноногий.
  • «У меня короткий хвост», - говорит медведь. - Я какой? - Я короткохвостый.
  • «У меня длинные уши», - говорит заяц. - Я какой? - Я длинноухий.
  • «У меня пушистый хвост», - говорит белка. - Я какая? - Я пушистохвостая.
  • «У меня длинная шерсть», - говорит волк. - Я какой? - Я длинношерстный.
  • «У меня короткие иголки», - говорит ёж. - Я какой? - Я короткоигольный.
  • «У меня пушистый хвост» - говорит лиса. – Я какая? – Я пушистохвостая.
  • «У меня косые лапы», - говорит медведь. - Я какой? - Я косолапый.

В конце игры предложить детям вспомнить, какие слова говорили про себя дикие животные.

  • Какой заяц? Какой медведь? И т.д.

III. Заключительная часть.

7.Итог занятия.

Что было легко, а какое упражнение или игра показались вам трудным?

Хотелось бы и вам стать доктором, лечащим животных или людей? И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе в форме занятия по теме: «Дикие животные нашего леса. Притяжательные прилагательные»

Конспект открытого занятия был разработан для проведения на районном методическом объединении. Занятие проводилось в подготовительной группе для детей с ОНР 3 ур....

Дикие животные: притяжательные прилагательные.

Цель презентации: образование притяжательных прилагательных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже....

Консультация для родителей «Образование притяжательных прилагательных» Тема «Дикие животные»

Консультация для родителей "Образование  притяжательных прилагательных" Тема "Дикие животные"...

Примерный сценарий НОД с детьми подготовительной группы: «Образование относительных и качественных прилагательных по теме: «Осень добрая пришла, нам подарки принесла»

Примерный сценарий непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Образование относительных и качественных прилагательных по теме "Осень добрая пришла, нам п...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»

Данное занятие направлено на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы "Дикие животные наших лесов"....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи ( старшая группа ). Тема. Притяжательные прилагательные. «Дикие животные весной»

       Представлен подробный план-конспект по формированию умения образовывать притяжательные прилагательные   в рамках изучения  лексической темы  "...