Словообразование. Образование притяжательных и качественных прилагательных. Дикие животные.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Словообразование. Образование притяжательных и качественных прилагательных. В рамках лексической темы "Дикие животные".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Тема: «Словообразование. Образование притяжательных и качественных прилагательных. Дикие животные».
Подготовил:
учитель-логопед 1 кв. категории
Федорова Елена Владиславна
Тема: «Словообразование. Образование притяжательных и качественных прилагательных. Дикие животные».
Возрастная группа: старшая группа для детей с ТНР.
Цель: Обучение словообразованию: образование притяжательных прилагательных от существительных (названий животных), качественных прилагательных от сочетания прилагательного и существительного.
Задачи:
- Учить образовывать притяжательные прилагательные от названий животных;
- Учить образовывать качественные прилагательные от качественного прилагательного и существительного;
- Формировать правильное использование притяжательных, качественных прилагательных во фразовой речи.
- Развивать ритм, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление.
Оборудование: предметные картинки, изображающие диких животных, Айболита и Пилюлькина на магнитах, магнитная доска, цветные магниты, пары клавесов по количеству детей.
Предварительная работа: разучивание ритмической физкультминутки с клавесами «Зайка», уточнение представлений о представителях дикой фауны.
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. «Цветная тропинка».
Ребята, я загадаю вам два животных (лиса, лисенок (оранжевый цвет).
Вспомните какого цвета их шерсть. Послушайте внимательно, определите, не подсказывая друг другу, о каком цвете идет речь. Пройдите по тропинке, переступая загаданные цветные круги.
2. «Части тела».
Садится тот, кто назовет часть тела диких животных.
Например: У лисы есть хвост, у медведя есть лапы. И т.д.
II. Основная часть.
3. «Айболит ведёт прием». Упражнение «Чей? Чья? Чье? Чьи?».
(На доске прикреплен Айболит на магните, Доктор Пилюлькин на магните)
Добрый доктор Айболит сутра в поликлинике сидит. Вместе с ним Пилюлькин. Они ведут весь день прием. К ним бегут волчица, лис, лиса, медведица, ежиха…
Посмотрите, кто пришел, что болит у животных?
- Пришла лиса, у лисы болит хвост.
Чей хвост болит?
Болит лисий хвост.
Предложить детям назвать диких животных, пришедших на прием, и ответить на вопросы (при затруднениях давать образцы правильных ответов).
При этом педагог ставит фишку-магнит на «больное место» животного.
Дикие животные | Чей нос, хвост, глаз? | Чья голова, морда, шея, спина? | Чье ухо, рыло, туловище? | Чьи лапы, ноги, когти, копыта, усы, уши, зубы, клыки, иголки? |
медведь | медвежий | медвежья | медвежье | медвежьи |
кабан | кабаний | кабанья | кабанье | кабаньи |
белка | беличий | беличья | беличье | беличьи |
волк | волчий | волчья | волчье | волчьи |
лиса | лисий | лисья | лисье | лисьи |
еж | ежиный | ежиная | ежиное | ежиные |
лось | лосиный | лосиная | лосиное | лосиные |
заяц | заячий | заячья | заячье | заячьи |
Вы большие молодцы, помогли Айболиту заполнить карточки, назвав «больные» части тел животных.
4. Ритмическая физкультминутка с клавесами «Зайка».
Упражнение выполняется сидя, в каждой руке по палочке-клавису.
Я в лесу увидел зайку:
(прикладываем к голове «ушки» из палочек)
Прыг-скок, прыг-скок.
(стучим двумя палочками справа и слева)
Вел меня он на лужайку:
(стучим палочками друг о друга: сначала сверху правая, потом левая)
Прыг-скок, прыг-скок.
(стучим двумя палочками справа и слева)
На лужайке поскакал
(быстро поочерёдно стучим палочками)
И обратно убежал.
(круговые движения палочка над палочкой, типа «заводим пропеллер»)
5.Упражнение «Кто внимательней. Подумай и скажи».
Предложить детям дать полные ответы на вопросы по предметным картинкам:
- Чей хвост длиннее, лисий или заячий? (Лисий хвост длиннее, чем заячий хвост.)
- Чей хвост короче, волчий или медвежий?
- Чей хвост короче, волчий или медвежий?
- Чьи ноги толще, заячьи или медвежьи?
- Чьи уши длиннее, заячьи или волчьи?
6.Игра «Хвастуны».
- Наелись звери и стали хвастаться.
- «У меня острые зубы», —говорит волк. - Я острозубый.
- «У меня длинный хвост», —говорит белка. — Я длиннохвостая.
- «У меня длинные ноги», - говорит лось. – Я какой? - Я длинноногий.
- «У меня короткий хвост», - говорит медведь. - Я какой? - Я короткохвостый.
- «У меня длинные уши», - говорит заяц. - Я какой? - Я длинноухий.
- «У меня пушистый хвост», - говорит белка. - Я какая? - Я пушистохвостая.
- «У меня длинная шерсть», - говорит волк. - Я какой? - Я длинношерстный.
- «У меня короткие иголки», - говорит ёж. - Я какой? - Я короткоигольный.
- «У меня пушистый хвост» - говорит лиса. – Я какая? – Я пушистохвостая.
- «У меня косые лапы», - говорит медведь. - Я какой? - Я косолапый.
В конце игры предложить детям вспомнить, какие слова говорили про себя дикие животные.
- Какой заяц? Какой медведь? И т.д.
III. Заключительная часть.
7.Итог занятия.
Что было легко, а какое упражнение или игра показались вам трудным?
Хотелось бы и вам стать доктором, лечащим животных или людей? И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе в форме занятия по теме: «Дикие животные нашего леса. Притяжательные прилагательные»
Конспект открытого занятия был разработан для проведения на районном методическом объединении. Занятие проводилось в подготовительной группе для детей с ОНР 3 ур....

Дикие животные: притяжательные прилагательные.
Цель презентации: образование притяжательных прилагательных; согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже....
Консультация для родителей «Образование притяжательных прилагательных» Тема «Дикие животные»
Консультация для родителей "Образование притяжательных прилагательных" Тема "Дикие животные"...

Примерный сценарий НОД с детьми подготовительной группы: «Образование относительных и качественных прилагательных по теме: «Осень добрая пришла, нам подарки принесла»
Примерный сценарий непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Образование относительных и качественных прилагательных по теме "Осень добрая пришла, нам п...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»
Данное занятие направлено на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы "Дикие животные наших лесов"....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи ( старшая группа ). Тема. Притяжательные прилагательные. «Дикие животные весной»
Представлен подробный план-конспект по формированию умения образовывать притяжательные прилагательные в рамках изучения лексической темы "...


