Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Любовь Владимировна Городилова

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника ребенка с ТНР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Принято на заседании ПМПк

МБДОУ «Ефимовский д.с. к.в»

Протокол от______________ № ___

Согласовано с родителями (законными представителями)

________________ /__________________

УТВЕЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ

«Ефимовский д.с.к.в.»

_____________ (Ф.И.О.)

Приказ № ____ от ___________________

Индивидуальный образовательный маршрут

воспитанника

Фамилия, имя, отчество ребёнка:

Дата рождения:

Возрастная группа:

Учебный год:

Срок реализации:

пгт Ефимовский

  1. Пояснительная записка

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника ребенка с ТНР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ефимовский детский сад комбинированного вида» (далее – ИОМ) разработан в соответствии с:

  • Федеральным законом от №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования",
  • Приказом Министерства просвещения РФ от №1022 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования";
  • СанПиН от "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях;

ИОМ разработан с учетом рекомендаций Территориальной психолого-медико- педагогической комиссии Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее ТПМПК).

2. Заключение ТПМПК, результаты диагностики

ФИО ребенка: ________________

Результаты ТПМПК: является ребенком с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями в развитии), нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации для детей с ОВЗ от_________________

Образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР

Уровень образования: дошкольный

Направления коррекционной работы: Коррекция и развитие всех компонентов речи

Заключение учителя - логопеда ДОУ: ТНР, ОНР __, дизартрия.

3. Цели и задачи ИОМ

Цель ИОМ: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

Задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;

- оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) воспитанника ребенка с ОВЗ по педагогическим, социальным и другим вопросам.

4. Организация коррекционно-развивающей работы

Обучение воспитанника осуществляется по Адаптированной образовательной программе для детей с ТНР ДОУ. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога строится на основании настоящего ИОМ.

Организация коррекционной работы учителя-логопеда включает в себя взаимосвязанные направления:

- диагностическая работы обеспечивает своевременное выявление нарушений в речевом развитии ребенка проведение обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения.

- коррекционно-развивающая работы обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков ребенка в условиях детского сада, способствует формировании коммуникативных, личностных, познавательных навыков. Использование специальных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой обучения;

-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.

Форма организации обучения – индивидуальная продолжительность не более 10 минут, 2-3 раза в неделю.

5. Содержание индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

п/п

Направление

коррекционной работы

задачи

1.

Развитие общей моторики

-Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

- Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

-Совершенствовать ритмическое чувство.

-Совершенствовать пространственную организацию (гнозис).

-Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений

-Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку

-Статические упражнения с функциональными нагрузками

-Совершенствование пространственной организации движений

2.

Развитие мелкой моторики

-Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).

-Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

-Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.

-Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).

-Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.

-Формирование графомоторных навыков.

-Формирование различного вида захвата.

3.

Развитие артикуляционной моторики

-Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

-Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

-Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

-Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.

-Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.

-Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений.

-Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.

-Развивать мышечную силу и подвижность губ.

-Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.

-Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

-Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

-Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами).

-Учить удерживать язык распластанным, широким.

-Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.

4.

Просодика:

голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание

-Воспитание длительного ротового выдоха.

- Отработка слитности нескольких гласных.

- Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса)

- Воспитание правильного темпа и ритма речи.

- Воспитание интонационной выразительности речи.

- Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

- Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.

5.

Мимика

Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо).

6.

Фонематические процессы

- Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков (слова из 4 звуков)

- Закрепление навыка определения последовательности и количества слов в предложении.

- Совершенствование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения

- Совершенствование навыка подбора слов на заданное количество звуков.

7.

Формирование правильного звукопроизношения.

-Постановка звука «Ц», автоматизация звука в обратных слогах, словах с ударением на слоге( цапля, цыпленок, яйцо и т.д)

8.

Лексика

-Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

-Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала).

-Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

-Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).

-Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

9.

Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов

-Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

- Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова

10.

Совершенствование грамматического строя речи

-Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Образование множественного числа существительных.

- Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.

- Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.

- Образование относительных прилагательных.

11.

Формирование навыка связной речи

-Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

- Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

- Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам.

- Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

12.

Совершенствование психологической базы речи

-расширение объема зрительной и слуховой памяти;

-развитие вербального мышления

13.

Формирование произносительной стороны речи

Уточнять у ребенка произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’], : [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [ы], [с], [с’], [з], [з’] .

6. Планируемые результаты освоения программы

Дети должны уметь:

свободно составлять рассказы, пересказы;

владеть навыками творческого рассказывания;

адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;

понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

фонематическое восприятие,

первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,

графо-моторные навыки,

элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений)

7. Мониторинг развития ребенка

Диагностика индивидуального развития детей 5-6 лет с ТНР (Н.В. Верещагина)

Специалист

Уровень развития на начало реализации ИОМ (октябрь)

Уровень развития на конец учебного года (май)

Динамика

1.

Учитель-логопед

Динамика коррекционного обучения

За прошедший период с ____________________ по __________________

Произошли следующие изменения: ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Результаты реализации ИОМ

Заключение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации: _________________________________________________________________________________

Учитель-логопед

(Ф.И.О.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрутный лист. (Индивидуальное планирование работы по образовательной области «Музыка»)

Индивидуальный образовательный маршрутный лист.(Индивидуальное планирование работы по образовательной области «Музыка»)...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....