Нетрадиционное логопедическое занятие в подготовительной группе: «Миссия „Запускаем моторчик “Р”»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

КОЛОМИЕЦ СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

 

Тема: Автоматизация и первоначальное закрепление звука [Р] (или его вызывание, в зависимости от готовности детей). Элемент постановки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционное логопедическое занятие в подготовительной группе: «Миссия „Запускаем моторчик “Р”»

Тема: Автоматизация и первоначальное закрепление звука [Р] (или его вызывание, в зависимости от готовности детей). Элемент постановки.

Цель: Создание условий для формирования правильного артикуляционного уклада и произнесения звука [Р] с использованием инновационных технологий и исследовательской деятельности.

Задачи:

· Коррекционно-образовательные: Уточнить артикуляцию звука [Р]. Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах (изолированно и с поддержкой). Активизировать словарь по теме «Наука, эксперименты».

· Коррекционно-развивающие: Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и направленность воздушной струи, мелкую и общую моторику. Развивать пространственное и креативное мышление.

· Коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям, уверенность в своих силах, умение работать в команде и соблюдать правила эксперимента.

Инновационные методы: биоэнергопластика, кинезиология, ИКТ (элементы), сенсорная интеграция, технология экспериментирования.

Оборудование:

· Цифровое: интерактивная доска/проектор (или планшет), презентация с изображением « Р», видео физминутки

· Артикуляционные тренажеры: зонд-заглушка (для демонстрации), стаканы, трубочки, маленькие зеркала (для самоконтроля).

· Для эксперимента: высокие прозрачные стаканы с водой, трубочки для коктейля (индивидуальные),шарики из фольги.

· «лабораторные халаты» (из белых рубашек или накидки), колба (обычная банка) с «волшебным» раствором (вода + блестки), фонограмма космической или научной музыки.

Ход занятия:

I. Организационный момент. «Вход в лабораторию».

(Дети входят в кабинет,где приглушен свет, звучит спокойная «научная» музыка).

–Здравствуйте,РЕБЯТА. Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а вы станете юными учеными. Готовы?

-тогда давайте поздороваемся друг с другом и с гостями, которые также хотят побывать в нашей научной лаборатории.

Любим мир мы изучать

Любим просто поиграть

Здравствуйте всем говорим

Своими умениями вас восхитим

(садятся за столы)

-Юные ученые! Это секретная лаборатория по запуску очень важного механизма – нашего речевого моторчика для звука [Р]. Наша миссия – найти правильную формулу этого звука и заставить моторчик работать!

II. Основная часть.

1. Мотивация и постановка проблемы. «Просмотр чертежа».

На интерактивной доске появляется схематичное изображение артикуляции звуков.

-Юные ученые, подскажите мне что это за схемы здесь нарисованы? (С и Ш) называют, потом [Р] .

–Посмотрите на чертеж. Что же нужно, чтобы наш моторчик заработал? (Кончик языка – как мощный вибратор, поднят к бугоркам, сильная воздушная струя, «мотор» гудит).

- Давайте пропросим шарика, лягушку и жирафа Гошу помочь нам и показать как же правильно поставить язычок, зубки , губы, что получился правильный звук Р.

( демонстрация на игрушке самостоятельно )

- Отлично. Вы правильно показали как расположить язычок, чтоб получился звук Р. Но сначала нужно его размяться.

2. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и кинезиологии.

(Выполняется перед зеркалами.Логопед синхронизирует движения руки с движениями языка, дети повторяют).

«Чашечка» . Руки в виде чашечки

· «Маляр»: гладим небо кончиком языка вперед-назад. Рука с раскрытой ладонью совершает такие же плавные движения.

· «Барабанщик»: стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося «Д-Д-Д». Кулачки попеременно стучат по столу.

· «Заведем мотор»: долгое произнесение «Жжжжж», потом резко подуть на кончик языка. Рука сжимается и разжимается в такт вибрации.

· «Боевая готовность»: удерживаем широкий язык у бугорков («грибочек»).

3. Инновационный эксперимент №1: «Сила воздушного заряда».

Цель: Развить сильную, направленную воздушную струю, необходимую для вибрации кончика языка.

–Для вибрации нужен мощный поток воздуха! Проверим его силу и точность.

Ход:У каждого ребенка стакан с водой и трубочка. Нужно опустить трубочку в воду и подуть так, чтобы получилось бурное бурление. Если дуть слабо – пузырьки маленькие, если сильно и правильно – идет «буря» в стакане.

–Молодцы! Заряд воздуха мощный! Теперь направьте воздушную струю на ваш яычок и попробуйте сдуть СТИКЕР

4 Нейрогимнастика. (под музыку)

- Юные учены, а что изображено на стикерах?

(Выполняем жесты обеими руками и заводим моторчик. Сразу же после выполнения передаем соседу справа)

5. физминутка (иммерсивное видео) язычок размяли, пальчики размяли- пора и отдохнуть.

6. Эксперимент №2 (ключевой): «Визуализация вибрации».

Цель:Наглядно показать ребенку принцип вибрации кончика языка.

Оборудование:Банка с водой, щедро усыпанной блестками (или очень мелкими конфетти).

–Ученые часто используют визуализацию. Давайте увидим, как работает вибрация!

Ход: Логопед опускает в банку зонд-заглушку (или палец в напальчнике) и начинает быстро-быстро вибрировать им в воде. Дети видят, как блестки приходят в интенсивное движение, расходясь волнами.

–Смотрите! Так же должен дрожать и ваш кончик языка – очень часто и сильно! Давайте попробуем «запустить бурю» у себя во рту. Произносим [РРРР] и смотрим в зеркало, проверяем, дрожит ли язык.

6. Постановка/автоматизация звука. «Запуск вибратора».

–Энергетический заряд есть! Теперь нужно включить вибратор – наш кончик языка.

Юные ученые, вы готовы завести язычок?

· Способ 1 (механический с инновацией): Используется зонд-заглушка, но не статично, а в движении. Логопед просит ребенка сказать «ЖЖЖЖЖ» или «ДДДД», и в этот момент проводит зондом под кончиком языка вперед-назад, создавая вибрацию. Акцент делается на ощущениях: «Почувствуй, как дрожит твой моторчик!».

· Способ 2 (зрительный контроль): Ребенок кладет палец (чистый) под язык и пытается ощутить вибрацию, произнося звук, похожий на [Р].

· Способ 3 (от «Заведи моторчик»): Произносим быстро «ддддд», сильно выдыхая на кончик языка, прижатый к бугоркам. Рука в это время сжимается в кулак и вибрирует.

Способ 4 «Плюнуть на язычок» ТТТ. Проверять с помощью бумаги, которую подношу ко рту ребенка

7. Закрепление в слогах

–Юные ученые, наш моторчик начинает работать.

А чтобы закрепить опыт давайте произнесем вместе «Дра»

III. Заключительная часть.

8. Итог. Рефлексия. «Отчет лаборатории».

–Миссия выполнена! Что мы сегодня узнали?

–Чтобы звук [Р] заработал, нужен: мощный воздух (эксперимент с водой) и вибрация (эксперимент с блестками).

–Какие ощущения вы запомнили? (дрожал язык, гудело в горлышке).

–Вы все были отличными учеными! За ваши труды каждый получает «Удостоверение юного исследователя звука [Р. Тренируйте свой моторчик дома!

Обоснование инноваций:

1. Эксперимент превращает абстрактные понятия «воздушная струя» и «вибрация» в наглядные, понятные и запоминающиеся образы.

2. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий, повышает эффективность гимнастики.

3. Сенсорная интеграция (вода, блестки, зеркала) задействует разные каналы восприятия.

4. Игровой контекст («лаборатория», «миссия») повышает мотивацию и вовлеченность детей подготовительной группы, для которых важна социальная роль «серьезного деятеля». Отлично! Вот разработанный конспект нетрадиционного логопедического занятия для подготовительной группы с инновационными методами и экспериментом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"

Данное открытое  логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

конспект логопедического занятия в подготовительной группе (ОНР, 3 год обучения)

Конспект занятия по развитию речи: Путешествие в сказку "Ворон и его ученики"...

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН.

В приложенном файле представлен календарный план работы логопеда для проведения фронтальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе групп...

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики Н.А. Зайцева) "Коробка с карандашами"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики П.А. Зайцева)...

Конспект занятия логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Загадки карты ученого кота».

Организационная информацияПримечание (дополните-льная информация к конспекту)1.Доминирующая образовательная областьРечевое развитие 2.Вид деятельности детейПознавательная, коммуникативная, ...