Нетрадиционное логопедическое занятие в подготовительной группе: «Миссия „Запускаем моторчик “Р”»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Тема: Автоматизация и первоначальное закрепление звука [Р] (или его вызывание, в зависимости от готовности детей). Элемент постановки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нетрадиционное логопедическое занятие в подготовительной группе: «Миссия „Запускаем моторчик “Р”»
Тема: Автоматизация и первоначальное закрепление звука [Р] (или его вызывание, в зависимости от готовности детей). Элемент постановки.
Цель: Создание условий для формирования правильного артикуляционного уклада и произнесения звука [Р] с использованием инновационных технологий и исследовательской деятельности.
Задачи:
· Коррекционно-образовательные: Уточнить артикуляцию звука [Р]. Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах (изолированно и с поддержкой). Активизировать словарь по теме «Наука, эксперименты».
· Коррекционно-развивающие: Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и направленность воздушной струи, мелкую и общую моторику. Развивать пространственное и креативное мышление.
· Коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям, уверенность в своих силах, умение работать в команде и соблюдать правила эксперимента.
Инновационные методы: биоэнергопластика, кинезиология, ИКТ (элементы), сенсорная интеграция, технология экспериментирования.
Оборудование:
· Цифровое: интерактивная доска/проектор (или планшет), презентация с изображением « Р», видео физминутки
· Артикуляционные тренажеры: зонд-заглушка (для демонстрации), стаканы, трубочки, маленькие зеркала (для самоконтроля).
· Для эксперимента: высокие прозрачные стаканы с водой, трубочки для коктейля (индивидуальные),шарики из фольги.
· «лабораторные халаты» (из белых рубашек или накидки), колба (обычная банка) с «волшебным» раствором (вода + блестки), фонограмма космической или научной музыки.
Ход занятия:
I. Организационный момент. «Вход в лабораторию».
(Дети входят в кабинет,где приглушен свет, звучит спокойная «научная» музыка).
–Здравствуйте,РЕБЯТА. Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня наш кабинет превратится в научную лабораторию, а вы станете юными учеными. Готовы?
-тогда давайте поздороваемся друг с другом и с гостями, которые также хотят побывать в нашей научной лаборатории.
Любим мир мы изучать
Любим просто поиграть
Здравствуйте всем говорим
Своими умениями вас восхитим
(садятся за столы)
-Юные ученые! Это секретная лаборатория по запуску очень важного механизма – нашего речевого моторчика для звука [Р]. Наша миссия – найти правильную формулу этого звука и заставить моторчик работать!
II. Основная часть.
1. Мотивация и постановка проблемы. «Просмотр чертежа».
На интерактивной доске появляется схематичное изображение артикуляции звуков.
-Юные ученые, подскажите мне что это за схемы здесь нарисованы? (С и Ш) называют, потом [Р] .
–Посмотрите на чертеж. Что же нужно, чтобы наш моторчик заработал? (Кончик языка – как мощный вибратор, поднят к бугоркам, сильная воздушная струя, «мотор» гудит).
- Давайте пропросим шарика, лягушку и жирафа Гошу помочь нам и показать как же правильно поставить язычок, зубки , губы, что получился правильный звук Р.
( демонстрация на игрушке самостоятельно )
- Отлично. Вы правильно показали как расположить язычок, чтоб получился звук Р. Но сначала нужно его размяться.
2. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и кинезиологии.
(Выполняется перед зеркалами.Логопед синхронизирует движения руки с движениями языка, дети повторяют).
«Чашечка» . Руки в виде чашечки
· «Маляр»: гладим небо кончиком языка вперед-назад. Рука с раскрытой ладонью совершает такие же плавные движения.
· «Барабанщик»: стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося «Д-Д-Д». Кулачки попеременно стучат по столу.
· «Заведем мотор»: долгое произнесение «Жжжжж», потом резко подуть на кончик языка. Рука сжимается и разжимается в такт вибрации.
· «Боевая готовность»: удерживаем широкий язык у бугорков («грибочек»).
3. Инновационный эксперимент №1: «Сила воздушного заряда».
Цель: Развить сильную, направленную воздушную струю, необходимую для вибрации кончика языка.
–Для вибрации нужен мощный поток воздуха! Проверим его силу и точность.
Ход:У каждого ребенка стакан с водой и трубочка. Нужно опустить трубочку в воду и подуть так, чтобы получилось бурное бурление. Если дуть слабо – пузырьки маленькие, если сильно и правильно – идет «буря» в стакане.
–Молодцы! Заряд воздуха мощный! Теперь направьте воздушную струю на ваш яычок и попробуйте сдуть СТИКЕР
4 Нейрогимнастика. (под музыку)
- Юные учены, а что изображено на стикерах?
(Выполняем жесты обеими руками и заводим моторчик. Сразу же после выполнения передаем соседу справа)
5. физминутка (иммерсивное видео) язычок размяли, пальчики размяли- пора и отдохнуть.
6. Эксперимент №2 (ключевой): «Визуализация вибрации».
Цель:Наглядно показать ребенку принцип вибрации кончика языка.
Оборудование:Банка с водой, щедро усыпанной блестками (или очень мелкими конфетти).
–Ученые часто используют визуализацию. Давайте увидим, как работает вибрация!
Ход: Логопед опускает в банку зонд-заглушку (или палец в напальчнике) и начинает быстро-быстро вибрировать им в воде. Дети видят, как блестки приходят в интенсивное движение, расходясь волнами.
–Смотрите! Так же должен дрожать и ваш кончик языка – очень часто и сильно! Давайте попробуем «запустить бурю» у себя во рту. Произносим [РРРР] и смотрим в зеркало, проверяем, дрожит ли язык.
6. Постановка/автоматизация звука. «Запуск вибратора».
–Энергетический заряд есть! Теперь нужно включить вибратор – наш кончик языка.
Юные ученые, вы готовы завести язычок?
· Способ 1 (механический с инновацией): Используется зонд-заглушка, но не статично, а в движении. Логопед просит ребенка сказать «ЖЖЖЖЖ» или «ДДДД», и в этот момент проводит зондом под кончиком языка вперед-назад, создавая вибрацию. Акцент делается на ощущениях: «Почувствуй, как дрожит твой моторчик!».
· Способ 2 (зрительный контроль): Ребенок кладет палец (чистый) под язык и пытается ощутить вибрацию, произнося звук, похожий на [Р].
· Способ 3 (от «Заведи моторчик»): Произносим быстро «ддддд», сильно выдыхая на кончик языка, прижатый к бугоркам. Рука в это время сжимается в кулак и вибрирует.
Способ 4 «Плюнуть на язычок» ТТТ. Проверять с помощью бумаги, которую подношу ко рту ребенка
7. Закрепление в слогах
–Юные ученые, наш моторчик начинает работать.
А чтобы закрепить опыт давайте произнесем вместе «Дра»
III. Заключительная часть.
8. Итог. Рефлексия. «Отчет лаборатории».
–Миссия выполнена! Что мы сегодня узнали?
–Чтобы звук [Р] заработал, нужен: мощный воздух (эксперимент с водой) и вибрация (эксперимент с блестками).
–Какие ощущения вы запомнили? (дрожал язык, гудело в горлышке).
–Вы все были отличными учеными! За ваши труды каждый получает «Удостоверение юного исследователя звука [Р. Тренируйте свой моторчик дома!
Обоснование инноваций:
1. Эксперимент превращает абстрактные понятия «воздушная струя» и «вибрация» в наглядные, понятные и запоминающиеся образы.
2. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий, повышает эффективность гимнастики.
3. Сенсорная интеграция (вода, блестки, зеркала) задействует разные каналы восприятия.
4. Игровой контекст («лаборатория», «миссия») повышает мотивацию и вовлеченность детей подготовительной группы, для которых важна социальная роль «серьезного деятеля». Отлично! Вот разработанный конспект нетрадиционного логопедического занятия для подготовительной группы с инновационными методами и экспериментом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"
Данное открытое логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"
Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...
конспект логопедического занятия в подготовительной группе (ОНР, 3 год обучения)
Конспект занятия по развитию речи: Путешествие в сказку "Ворон и его ученики"...

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН.
В приложенном файле представлен календарный план работы логопеда для проведения фронтальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе групп...
Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики Н.А. Зайцева) "Коробка с карандашами"
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики П.А. Зайцева)...

Конспект занятия логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Загадки карты ученого кота».
Организационная информацияПримечание (дополните-льная информация к конспекту)1.Доминирующая образовательная областьРечевое развитие 2.Вид деятельности детейПознавательная, коммуникативная, ...
