Логопедический проект «Лето, какое ты?»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Проект «Лето, какое ты?» апробировался на базе МБОУ «СОШ № 41» корпус 3, в августе 2025 года.
При составлении проекта учитель – логопед опирался на содержание образовательной области программы для детей 6-7 лет «Речевое развитие», разделы: “Развитие словаря”и “Совершенствование грамматического строя речи”. Данный проект позволил повысить интерес детей к лексической теме “Лето”. Игры, упражнения проводились в спокойной обстановке, способствовали полезному проведению досуга в летний период, закреплению речевых навыков и обобщению знаний о времени года у детей. Проект «Лето, какое ты?» могут использовать учителя – логопеды, воспитатели групп компенсирующей направленности, общеразвивающих групп. Предложенные игры, упражнения предназначены для детей 6-7 лет.
Тема проекта: «Лето, какое ты?»
Вид проекта: долгосрочный, практико - ориентированный
Срок проекта: август 2025 год
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности № 12.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа № 41”
Логопедический проект
«Лето, какое ты?»
Автор проекта:
Учитель - логопед Каранова Н.В.
Бийск, 2025
Содержание
1. Краткая аннотация проекта……………………………………….…………………….3
2.Тема проекта, вид проекта, сроки проекта, участники проекта…..…………3
3. Актуальность…………………………………………………...…..……….….4
4. Цель проекта, задачи, основные виды детской деятельности, формы, методы, приемы работы, ожидаемые результаты……………………………....5
5. Диагностический инструментарий……………………………………………5
6. Содержание технологической фазы реализации проекта………………..…..6
7. Дальнейшее развитие проекта ………………………………………………...7
8. Список литературы………………………………………………………...…...8
9. Приложения………………………………………………………………….....8
Краткая аннотация проекта
Проект «Лето, какое ты?» апробировался на базе МБОУ «СОШ № 41» корпус 3, в августе 2025 года.
При составлении проекта учитель – логопед опирался на содержание образовательной области программы для детей 6-7 лет «Речевое развитие», разделы: “Развитие словаря”и “Совершенствование грамматического строя речи”. Данный проект позволил повысить интерес детей к лексической теме “Лето”. Игры, упражнения проводились в спокойной обстановке, способствовали полезному проведению досуга в летний период, закреплению речевых навыков и обобщению знаний о времени года у детей. Проект «Лето, какое ты?» могут использовать учителя – логопеды, воспитатели групп компенсирующей направленности, общеразвивающих групп. Предложенные игры, упражнения предназначены для детей 6-7 лет.
Тема проекта: «Лето, какое ты?»
Вид проекта: долгосрочный, практико - ориентированный
Срок проекта: август 2025 год
Участники проекта: учител-логопед, дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности № 12.
Актуальность.
Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Первостепенно важным является полноценное овладение родным языком. Дети, имеющие речевые нарушения, особенно нуждаются в специализированной помощи, так как имеют недостаточный словарный запас и не сформированный грамматический строй речи. Это говорит о необходимости и актуальности развития данной темы. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря, и грамматически правильное оформление речевого высказывания. Овладение лексико-грамматическим строем языка - обязательное условие формирования полноценного речевого общения. В логопедии при коррекции ТНР традиционно уделяется очень большое внимание работе над лексико-грамматическими средствами языка. Безусловно, это оправдано. Лексико-грамматические средства в совокупности составляют структуру, каркас языка. Коррекционно-развивающая работа по лексико-грамматическому строю речи ведётся в рамках одной лексической темы.
Концептуальные основы
Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев. На необходимость формирования лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т. Б., Туманова Т.В. Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л.Н. Ефеменкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина. Н.А. Чевелёва, Н.В. Нищева.
Цель проекта:
совершенствование лексико-грамматического строя речи у детей 6-7 лет с ТНР по теме “Лето”
Задачи:
- выявить уровень развития у дошкольников 6-7 лет с ТНР лексико-грамматического строя речи;
- разработать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование лексико-грамматического строя речи у у дошкольников 6-7 лет с ТНР по лексической теме “Лето”;
- проведение мероприятий, направленных на совершенствование лексико-грамматического строя речи у у дошкольников 6-7 лет с ТНР по лексической теме “Лето”;
Основные виды детской деятельности, позволяющие успешно реализовать проект: игровая, продуктивная, коммуникативная, учебная.
Формы, методы, приемы работы
Традиционные формы: игры, беседы, чтение, раскрашивание ракрасок
Нетрадиционные формы: просмотр презентации, оформление альбома
Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Ожидаемые результаты:
1. У детей закреплены представления о лете и его приметах.
2. Уточнён, расширен и активизирован словарь по теме “Лето”.
3 Положительный психологический климат между учителям - логопедом, детьми; учет положительной динамики в развитии речи детей при аттестации педагогов.
Диагностический инструментарий
Перед проведением проекта было проведено обследование лексико-грамматического строя речи детей 6-7 лет с ТНР. В результате обследования было выявлено, что низкий уровень развития лексико-грамматического строя речи у 25% детей, средний уровень у 50%, высокий уровень у 25%. После проведения проекта по результатам обследования было выявлено, что низкий уровень развития лексико-грамматического строя речи у 19% детей, средний уровень у 56 %, высокий уровень у 25 %.
Содержание технологической фазы реализации проекта
Этап | Срок | Место проведения | Содержание работы учителей - логопедов | Ответственный |
Подготовительный (информационно-аналитический) | Май Июль Июль
| МБОУ “СОШ № 41” корпус 3 | 1. Обследование уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей 6-7 лет с ТНР 2. Анализ полученных результатов (оформление таблицы) 3. Разработка мероприятий для детей, направленных на совершенствование лексико-грамматического строя речи | Учитель - логопед Каранова Н.В. |
Основной (практический) | Август (первая неделя) | МБОУ «СОШ № 41» корпус 3 | 1. Просмотр презентации к пьесе А. Вивальди “Лето” 2. Чтение и беседа по стихотворению Е. Трутневой “Лето” 3. Игра с мячом “Почему?” | Учитель - логопед Каранова Н.В. |
Август (вторая неделя) | МБОУ «СОШ № 41» корпус 3 | 1. Развивающая игра “Что сначала, что потом? 2. Развивающая игра “Кто с кем дружит?” 3. Рассматривание картины “У моря” | Учитель - логопед Каранова Н.В. | |
Август (третья неделя) | МБОУ «СОШ № 41» корпус 3 | 1. Отгадывание и толкование загадок о лете 2. Игра “собираемся на дачу” 3. Игра “семейка слов” | Учитель - логопед Каранова Н.В. | |
Август (четвёртая неделя) | МБОУ «СОШ № 41» корпус 3 | 1. Координация речи с движением “Угадайте, где мы были?” 2. “Раскрасим лето” 3. Оформление альбома “Лето, какое ты? | Учитель - логопед Каранова Н.В. |
Дальнейшее развитие проекта: предполагается использование опыта работы по проекту «Лето, какое ты?» с детьми 6– 7 лет с ТНР воспитателями групп компенсирующей направленности.
Список литературы:
1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб.-М.: просвещение, 1985.-160 с.
2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (ОНР) с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). Сентябрь-Январь. - СПб.: ООО “Издательство “Детство-Пресс”, 216.-448 с.
3. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- М.: “Мозаика-синтез”; М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.
4. Ткаченко Т.А. Развитие мышления и речи по картинам с проблемным сюжетом у дошкольника 5-7 лет. Рабочая тетрадь. - М: Издательство “Ювента”, 2006. - 24 с..
Интернет источник: https://yandex.ru
Приложение 1
Приложение 2
1. Просмотр презентации к пьесе А. Вивальди “Лето”
2. Чтение стихотворения Е.Трутневой
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок -
Не поймёшь, где бабочка,
Где живой цветок.
Лес и поле в зелени,
синяя река,
Белые, пушистые
в небе облака.
3. Беседа. Совершенствовать умение отвечать развёрнуто на вопрос педагога. Активизировать словарь.
-Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить?
- Вспомните и назовите летние месяцы.
- Вспомните и назовите приметы лета.
- Расскажите, как вы планируете провести летние каникулы?
4. Игра с мячом “Почему?” Закреплять умение детей составлять сложные предложения. Активизировать словарь признаков. Логопед бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос: почему? Ребёнок отвечает, составляя предложение со словом потому что.
- Почему лето ягодное?
- Почему лето дождливое?
- Почему лето грибное?
- Почему лето спортивное?
- Почему лето жаркое?
- Почему лето ароматное?
- Почему лето весёлое?
5. Игра “Что сначала, что потом?” Закреплять умение детей составлять сложные предложения. Развивать мышление. Дети рассматривают парные картинки, составляют сложные предложения со словами сначала, потом.
6. Игра с мячом “Кто с кем дружит?” Акивизировать словарь, закреплять умение составлять предложения. Логопед бросает мяч и начинает предложение, ребёнок продолжает предложение и бросает обратно мяч.
- Бабочка дружит с цветком, а... рыба дружит с речкой.
- Туча дружит с дождём, а.... клубника дружит с огородом.
- Радуга дружит с дождём, а...солнце с небом.
7. Рассматривание картины “У моря” Активизировать, пополнять словарный запас детей. Развивать воображение.
- Представь, что на картине изображены мама и сын. Откуда они могли приехать?
- Где они могут жить на отдыхе?
- Как они добирались до моря?
- Придумайте, кем работает мама мальчика?
- Сколько в семье человек?
- Умеет ли мальчик плавать? Если не умеет, то как мама будет его учить?
- Что надо купить, чтобы быстрее научиться плавать?
- Чем ещё мальчик может заниматься на отдыхе?
- Что читает мама? Если это книга, то о чём она может быть? Если это письмо, то от кого оно может быть?
8. Отгадывание и толкование загадок о лете и его приметах. Развивать мышление, связную речь, активизировать словарь. Дети отгадывают загадки и объясняют, как они догадались?
Солнце печёт,
Липа цветёт
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Летом)
Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
Неизвестно, где живёт.
Налетит - деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь. (Ветер)
Его просят, его ждут,
А ка придёт -
Прятаться начнут. (Дождь)
Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (Молния)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
На дворе переполох -
С неба сыплется горох. (Горох)
9. Игра “Собираемся на дачу”. Активизировать предметный словарь, упражнять в составлении сложных предложений, автоматизировать звук рь в речи. Дети, собираясь на дачу, выбираю и кладут в рюкзак картинки со звуком рь. Начинают предложение со слов “Я соберу рюкзак...”
- Я соберу в рюкзак пряники (сухари, тарелки, варенье, брюки, грелку, верёвку, крючки)
10. Играс мячом “Семейка слов”. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов). Логопед бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос, ребёнок, отвечая на вопрос, образует однокоренное слово.
Логопед просит детей отгадать загадку
Колобок, колобок,
золотистый бок,
За ёлки нырнул,
Там крепко заснул.
А к утру проснулся -
На весь мир улыбнулся! Солнце
- Это солнце. Давайте образуем слова одной семейки от слова солнце и поиграем в мяч.
- Как назвать солнце ласково? Солнышко.
- Как назвают погоду, когда светит солнце? Какая она? Солнечная.
- Как называется цветок, похожий на солнце? Подсолнух.
- Как называется явление, когда очень сильно печёт солнце? Солнцепёк.
11. Игра “Угадайте, где мы были?” Координация речи с движением, активизировать словарь по теме.
Набежала тучка,
(Бегут по кругу друг за другом на носочках, руки держат на поясе)
Прокатился гром,
(Выполняют три прыжка на носочках)
Хлынул дождик тёплый
(Вновь бегут по кругу)
Звонким серебром.
(Выполняют прыжки на носочках)
Прозвенел над нами
(Бегут по кругу)
И пропал в дали
(Выполняют прыжки на носочках)
Дома не сидится,
Мы гулять пошли.
(Маршируют, высоко поднимая колени, размахивая руками)
Взять сачок не позабыли.
(Маршируют, подняв воображаемый сачок на плечо)
Угадайте, где мы были?
(Останавливаются. Лицом в круг, руки разводят в стороны)
Были мы за речкою,
На том берегу,
(Меняют направление движения)
На большом душистом
Заливном лугу.
(Меняют направление движения)
Бабочек ловили
И венки плели.
(Изображают, ка ловят бабочек и плетут венки)
На душистом сене
Отдохнуть легли.
(Ложатся на спину, расслабляются)
12. Подготовка к оформлению альбома “Лето, какое ты?”
Развивать мелкую моторику. Дети раскрашивают раскраски о лете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Лето, Лето,Лето какого же ты цвета?
Создание максимально эффективных условий для организации работы, направленной на охрану и укрепление здоровья детей в летний период с учётом их индивидуальных особенностей, удовлетворение потребности ...

Проект "Ах, какое лето!"
Проект «Ах, какое лето!» Лето – удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на от...

Проект "Ах, какое лето!"
Лето – удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержател...
Логопедический проект "Лето красное - прекрасное"
В настоящее время остается большое количество дошкольников с различными речевыми недостатками. Работа по развитию речи должна проходить систематически, регулярно, с учетом индивидуальный ос...



