«Зимушка-зима»
план-конспект занятия по логопедии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР
Тема: «Зимушка-зима»
Лексическая тема: «Зима. Зимние забавы.»
Цель:Активизация и расширение словаря по теме «Зима», развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Уточнить и расширить словарь по теме: существительные (зима, снег, лёд, снежинка, сугроб, метель, мороз, снеговик, санки, коньки, лыжи, горка); глаголы (идёт, падает, летает, кружится, мёрзнет, замёрз, лепим, катаемся); прилагательные (холодная, снежная, морозная, белая, пушистая, скользкий, ледяной); наречия (холодно, морозно, весело).
2. Упражнять в составлении простых распространённых предложений по картине и мнемосхеме (Кто? Что делает? Где? С чем?).
3. Совершенствовать грамматический строй речи:
· Употребление существительных в родительном падеже единственного числа («нет чего?» — снега, льда, горки).
· Согласование прилагательных с существительными в роде и числе (белый снег, холодный лёд, пушистая снежинка).
· Употребление приставочных глаголов (пришла, намело, подмёрзло).
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать речевое дыхание (длинный плавный выдох).
2. Развивать общую и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, имитационные движения).
3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление.
4. Развивать фонематические представления (выделение звука [С] в словах).
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать положительное отношение к занятиям, умение слушать педагога и товарищей.
2. Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Оборудование: Мяч; «волшебная коробка» с ватой (снег); предметные картинки по теме «Зима» (снеговик, санки, коньки, снежинка, сугроб, горка); сюжетная картина «Зимние забавы»; мнемотаблица для описания зимы (4-5 символов: снежинка, солнце, дети, дерево); аудиозапись спокойной музыки («Времена года. Зима» П.И. Чайковского); кукла в зимней одежде; мольберт или магнитная доска.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Цель: Создать эмоциональный настрой, включить детей в речевую деятельность.
· Логопед: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости? (Показывает куклу в зимней одежде). Это девочка Снежана. Как вы думаете, почему её так зовут? (Ответы детей: она любит снег, зиму). Она приглашает нас в зимнюю сказку. Давайте встанем в круг и поздороваемся необычно.
· Игра «Зимнее приветствие»: Дети передают друг другу мягкую снежинку (или белый помпон) и говорят: «Здравствуй, (имя), зимним днём!»
II. Основная часть.
1. Введение в тему.
· Логопед: Снежана принесла нам «волшебную коробку». Давайте посмотрим, что внутри. (Дети по очереди опускают руку в коробку с ватой). Что это? Какое оно на ощупь? (Мягкое, холодное, белое). На что это похоже? (На снег).
· Логопед: Правильно! О каком времени года мы сегодня будем говорить? (О зиме). Что происходит зимой? (Идёт снег, холодно, мороз). Молодцы!
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Артикуляция: «Лопатка» (широкий язык лежит на нижней губе), «Горка» (кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута), «Чистим зубки» (кончиком языка водим по верхним и нижним зубам).
· Дыхание: «Снежинка». Детям раздают бумажные снежинки на ниточках. Инструкция: «Подуйте на снежинку долго и плавно, чтобы она красиво кружилась. Вдох носом, выдох ртом. Не надуваем щёки».
3. Лексико-грамматические игры.
· Игра с мячом «Какой? Какая? Какое?» (согласование прилагательных с существительными).
· Логопед бросает мяч и говорит слово, ребёнок ловит и подбирает признак.
· Снег (какой?) – белый, холодный, пушистый.
· Погода (какая?) – морозная, зимняя, холодная.
· Солнце (какое?) – зимнее, холодное, яркое.
· Игра «Чего не стало?» (употребление Р.п. ед.ч.). На доске картинки: снеговик, санки, снежинка, коньки. Дети закрывают глаза, логопед убирает одну. «Чего не стало?» – «Не стало санок (снеговика и т.д.)».
· Игра «Скажи наоборот» (антонимы). Закончи предложение:
· Летом жарко, а зимой… (холодно).
· Летом листья зелёные, а зимой… (нет листьев/деревья голые).
· Летом дождь идёт, а зимой… (снег)
4. Развитие связной речи.
· Рассматривание сюжетной картины «Зимние забавы».
· Вопросы: Какое время года на картине? Почему вы так думаете? Кто изображён на картине? (Дети). Что они делают? (Катаются на санках, на лыжах, лепят снеговика). Во что они одеты? (Шапка, шарф, варежки, тёплая куртка). Как можно назвать эту картину?
· Составление предложений с опорой на мнемотаблицу.
· На доске вывешивается мнемотаблица: 1) снежинка, 2) солнце (за тучей), 3) дерево (без листьев), 4) дети (катаются).
· Логопед: Давайте расскажем про зиму с помощью этих подсказок. (Показывает на символ).
· «Зимой падает снег. Снежинки белые и пушистые».
· «Солнце светит, но не греет. Оно холодное».
· «Деревья стоят голые, без листьев».
· «Дети рады зиме. Они катаются на санках и лепят снеговика».
· Логопед составляет короткий рассказ, опираясь на схему, затем просит повторить его 1-2 детей с хорошей речевой подготовкой.
III. Физкультминутка.
«Мы зимой в снежки играем» (сопровождается движениями):
· Мы зимой в снежки играем, мы играем. (Имитация лепки и бросания снежков)
· По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (Высоко поднимаем ноги)
· И на лыжах мы бежим, мы бежим. (Имитация ходьбы на лыжах)
· На коньках по льду скользим, мы скользим. (Руки за спину, покачивание с ноги на ногу)
· И снегурку лепим мы, лепим мы. (Имитация лепки комков)
· Гостью-зиму любим мы, любим мы! (Обнимаем себя руками)
IV. Итог занятия. Рефлексия.
· Логопед: Наше зимнее путешествие подходит к концу. Снежане очень понравилось с вами. Давайте вспомним:
· О каком времени года мы сегодня говорили?
· Что мы можем делать только зимой? (Кататься на коньках по льду, лепить снеговика, играть в снежки).
· Что вам больше всего понравилось на занятии?
· Поощрение: Снежана дарит вам волшебные снежинки-раскраски (или наклейки) за ваши старания. Молодцы!
Приложения:
1. Мнемотаблица для описания зимы: Простая, из 4-5 клеток. Можно нарисовать от руки: 1) снежинка, 2) солнце (маленькое), 3) дерево (голое), 4) ребёнок в шапке, 5) снеговик.
2. Пример сюжетной картины «Зимние забавы»: Должна быть простой, без лишних деталей, с 3-4 понятными действиями (катание с горки, лепка снеговика, дети с санками).
3. Материал для «волшебной коробки»: Можно использовать не только вату, но и кусочки белого меха, пенопластовые шарики, блестки.
Важные моменты для работы с детьми с ТНР:
· Повторяемость: Используйте одни и те же речевые конструкции.
· Наглядность: Максимум опор (картинки, символы, жесты).
· Индивидуальный подход: Подбадривайте, давайте время на формулировку ответа, упрощайте задание, если ребенок испытывает трудности.
· Сотрудничество с воспитателем: Воспитатель в группе должен закреплять эту лексику в режимных моментах и на прогулке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...

