Проект "Лексические темы"
проект по логопедии (средняя группа)
Как совместно использовать лексические темы учителем-логопедом и воспитателем средней группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Детский сад. Игрушки 2. Осень. Изменения в природе 3. Овощи. Огород 4. Фрукты. Сад 5. Деревья. Кусты. Дары леса 6. Дикие животные Осень. Обобщение 7. Домашние животные 8. Домашние птицы 9. Семья 10. Человек. Части тела
Детский сад. Игрушки. 1. Поговорите с ребенком о том, что такое детский сад, для чего он нужен, чем занимаются дети в течение дня в детском саду, в какие игры играют . 2. Назовите помещения (комнаты), в которых бывают дети регулярно: игровая (групповая комната), спальня, умывальная, музыкальный, спортивный залы. Спросите, чем дети занимаются в каждом помещении. 3. Поиграйте в игру: «Угадай, где…» Мама: «Я беру мыло, намыливаю руки…» Ребенок называет комнату. «Я бегаю, прыгаю, делаю зарядку». «Я пою, танцую, слушаю музыку». «Я раскрашиваю картинки, играю». 4. Выучите наизусть: Шар надутый две подружки Отнимали друг у дружки- Весь перецарапали! Лопнул шар, а две подружки Сели и заплакали. А. Шибаев. 4. Попросите ребенка ответить на вопрос: «Для чего нужны игрушки?». Спросите, какие игрушки нравятся именно ему. Рассмотрите, потрогайте разные игрушки, обратите внимание ребенка на то, что игрушки могут быть твердыми и мягкими на ощупь, потому что они сделаны из разных материалов: из меха, из пластмассы, из резины, из дерева и т.д. Назовите, покажите части игрушек: кузов, кабина, колеса… 5. Поиграйте в игру «назови ласково»: кукла-куколка, мяч-мячик, игрушка-игрушечка, дудка-дудочка, мишка- мишенька … 6. Спросите ребенка, как можно играть с мячом (бросать, подкидывать, ударять об пол, передавать из рук в руки), с куклой (баюкать, кормить, мыть, одевать…), с кубиками (строить башню, мебель для куклы, возить в машине…)
Осень. Изменения в природе 1. Во время прогулки во дворе, в парке обратите внимание ребенка: - на деревья, листву (стала желтой, красной; опадает, сыплется вниз, шуршит под ногами); - на траву, цветы (пожухла, высохла, стала колючей, жесткой; цветы увяли, поникли); - лужи на дорожках (часто моросит дождик, земля стала сырой, лужи не успевают высыхать); - одежду, обувь людей. 2. После прогулки поговорите о том, что видели, побуждайте ребенка употреблять в речи более точные слова. 3. Расскажите, почему не видно бабочек, мух, муравьеве , куда делись птицы. 4. Выучите наизусть: «Осенние приметы» Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется. 5. Поиграйте в игру: «Маленький-большой». Мама: «А у меня большой лист» Ребенок: «А у меня маленький листик (листок)». Гриб – грибок; трава – травка; туча – тучка….
Овощи. Огород 1. Понаблюдайте с ребенком явления природы, устанавливая простейшие связи между ними: наступила осень – пожелтели листья; созрели овощи – люди собирают урожай. 2. Расширяйте представления об овощах с помощью непосредственного наблюдения (цвет, форма, величина, вкус). 3. Объясните ребенку значение слов: огород, грядка, помидор, огурец, лук, морковь, картофель, репа, свекла; спелый, оранжевый, гладкий, душистый, кислый, сладкий, вкусный; дергать, срезать, выкапывать. 4. Уточните представления о том, где растут овощи, как их употребляютя в пищу: делают салаты, соки, кладут в суп, солят . Покажите ребенку, как вы готовите овощные блюда. 5. Учите детей отгадывать загадки с опорой на картинки, натуральные овощи, обращая внимание на признаки ( «круглый бок, желтый бок - сидит на грядке колобок» - репка круглая, желтая, похожа на колобок, а огурчик зеленый, длинный…). 6. Учите образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами ( игра «Большой – маленький» : огурец – огурчик; репа – репка ) 7. Учите согласовывать слова в роде, числе, падеже (желтая репа, желтый лук, выросла репа – вырос лук).
Фрукты. Сад. 1. Обратите внимание детей на сезонные изменения в природе: о падает желтая листва, трава стала сухой и бурой, часто идут дожди, на рынках продается много овощей и фруктов. 2. Рассмотрите (попробуйте, пощупайте) фрукты. Какие они по цвету, форме, величине, на ощупь, по запаху? 3. Поощряйте любое высказывание, помогите ребенку с помощью вопроса или заведомо неверной подсказки (лимон красный или сладкий?) 4. Уточните представления детей о том, где растут фрукты. Что из них можно приготовить (варенье, компот, джем, начинку для пирога). 5. Учите детей отгадывать загадки, объясняя, какие слова помогли догадаться («Висят на дереве шары, посинели от жары» - сливы растут на дереве, они синие). 6. Учите обследовать предмет и повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 предложений, предварительно прослушав, не перебивая и не договаривая окончания. (Яблоко зеленое, круглое, большое. Оно гладкое, душистое, сладкое. Яблоки растут в саду, на деревьях).
Деревья. Кусты. Дары леса. Научите ребенка давать простейшее пояснение, что такое лес (там растет много деревьев, есть грибы, ягоды, живут дикие звери). 2. Назовите и покажите части растений (ствол, ветки, листья, иголки (хвоя), шишки, корни; шляпка, ножка; стебли ягоды). 3. Объясните, зачем дереву корни (воду пить, крепко держаться, не падать); листья (дышать, тянуться к солнцу). 4. Научите ребенка различать по внешнему виду деревья, объяснять свой выбор. (Это береза. У нее белый ствол. У рябины красные ягоды. У елки маленькие иголки. Она всегда зеленая.) 5. Научите пользоваться словом «деревья», указывая на группу растений. 6. Научите выделять из группы деревьев и называть березу, рябину, ель. 7. Помогите ребенку подобрать слова-действия (растет, качается, скрипит, краснеет …) 8. Расскажите, что готовят из ягод (морс, кисель…) 9. Рассмотрите картинки с изображением грибов, назовите некоторые из них. (Мухомор, белый гриб, лисички…). Обратите внимание на цвет и форму шляпки. 10. Упражняйте ребенка в образовании множественного числа существительных. Поиграйте в игру «Хвастунишка» Мама: У меня гриб (лист, дерево, ягода, куст, береза…) Ребенок: а у меня грибы (листья, ягоды, кусты…) 11. Упражняйте ребенка в образовании новых слов. Поиграйте в игру «Назови ласково» (лист – листочек, ветка – веточка, береза – березка, рябина – рябинка…) 12. Прочитайте стих и, загадки о деревьях, грибах, ягодах
Дикие животные 1. Рассмотрите картинки, иллюстрации с изображением волка, медведя, лисы, зайца, белки, ежа; обратите внимание на характерные внешние признаки животных: у лисы острые ушки, вытянутая мордочка, на груди белая манишка, хвост с белым кончиком; у волка длинные ноги, хвост пушистый, голова большая, круглая, нос вытянут…, у белки ушки с кисточками, мордочка маленькая, хвост длинный, пушистый, на лапках длинные цепкие коготки… . 2. Расскажите, где живут, чем питаются эти животные (зайцы – корой, ветками, травой; лисы – зайцами, мышами; белки – орехами, грибами, семенами; медведь – мышами, кореньями, рыбой, червями; волк – мелкими животными; ежи – плодами, жуками, червями). 3. Объясните, что животные называются дикими, потому что живут в лесу, сами добывают пищу, сами строят жилища. 4. Поиграйте в игру: «Назови ласково» Лиса-лисичка, лисонька; Волк-волчок; Еж-ежик; Медведь-медведушка; Заяц – зайчик, зайчишка, заинька 5. Предложите отгадать о ком так говорят: • серый, зубастый, злой (волк серого цвета, у него острые зубы) • рыженькая, ловкая, пушистая, маленькая • хитрая, рыжая, зубастая • ушастый, пугливый, серый • бурый, косолапый, неуклюжий. 6. Поиграйте в игру: «Скажи правильно» (красивый лиса; колючая еж; зубастая волк и т.д.) Взрослый называет неправильные варианты, ребенок правильно согласовывает прилагательное с существительным .
Осень. Обобщение 1. Расскажите ребенку о том, что осень заканчивается, скоро наступит зима. Вспомните прогулки ранней осенью, сравните, какими были деревья, кусты (в разноцветном уборе), как одевались люди (в легкие куртки, плащи), обратите внимание, как одеты сейчас. Поясните: вся природа готовится к зиме, деревья и кусты сбросили листву, чтобы не погибнуть зимой. 2. Напомните, что люди тоже готовятся к зиме. В полях, на огородах убраны картофель, морковь…, в садах сняты яблоки, груши…. На зиму люди сделали припасы, утеплили дома, купили теплую одежду, обувь. 3. Животные тоже готовятся к зиме: н агуливают жир (много едят), утепляют, строят жилища (норы, берлоги, логова), меняют летние шубки на зимние, делают припасы. 4. Птицы улетают на юг. 5. Выучите наизусть (по выбору): *** Садик пуст, Мокнет куст. Наша клумба вянет. У крыльца без конца Дождик барабанит. ***Миновало лето, Осень наступила, на полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи А. Плещеев
Домашние животные 1. Перечислите домашних животных: корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака . Покажите иллюстрации или игрушки. Вспомните отличительные особенности животных, назовите части тела животных, опишите их. (У кошки длинные белые усы. У лошади пышная, густая грива. У свиньи тоненький, розовый хвост, он похож на крючок. У коровы хвост прямой, длинный, с метелкой на конце и т.д.). 2. Объясните ребенку, почему этих животных назвали домашними. Расскажите, как человек за ними ухаживает, чем питаются эти животные, какую пользу приносят. (Лошадь сильная, перевозит грузы, возит людей; корова дает молоко; коза дает молоко, пух, шерсть). 3. Поиграйте в игры: • «Назови ласково» «собака-собачка, собачонка; кошка-кошечка, киска, кисонька; свинья – свинка; лошадь – лошадка, лошадушка». • «У кого есть..» У кого есть лапы? – У собаки, кошки. У кого есть копыта? – У коровы, свиньи, козы, лошади. У кого есть рога? У кого есть шерсть? У кого есть грива? У кого есть пятачок? У кого есть вымя? • «Узнай по голосу» Кто мычит? Кто лает? Кто мяукает? Кто блеет? Кто хрюкает? Кто ржет? • «Кто тут живет?» В конуре (будке)-…, на конюшне - …, в сарае - …, в хлеву - …. 4. Прочитайте детям рассказы К.Д. Ушинского «Лошадка», «Корова», Е.Чарушина «Кошка», «Собака», «Про Томку». 5. Выучите наизусть: «Кошкины крошки» Есть у нашей кошки Три котенка- крошки Очень наша кошка Любит своих крошек: Умывает язычком, Кормит теплым молочком И играет с ними, С детками своими. 6. Отгадайте загадки про животных
Домашние птицы 1.Рассмотрите игрушки или картинки с изображением курицы, петуха, гуся, утки, индюка. Обратите внимание на отличительные признаки птиц: у петуха хвост колесом, высокий гребень, сильные, длинные ноги со шпорами; у утки шея и ноги короткие, клюв широкий, как лопата, ходит вперевалочку; у курицы хвост уголком, гребешок красный, невысокий, бородка капельками; у гуся шея длинная, клюв уголком, ноги длинные, крепкие; у индюка голова маленькая, бородка длинная, красная, хвост веером. 2. Напомните ребенку, почему этих птиц называют домашними (живут рядом с человеком, люди заботятся о птицах: кормят и строят для них жилища – курятники, птичники, а птицы приносят человеку пользу). 3. Расскажите, чем люди кормят птиц ( клюют зерно, щиплют траву, пьют воду, ищут червяков …) , как птицы голос подают. 4. Поиграйте в игры: «Хвастунишка» (образование формы множественного числа существительных) У меня курица , а у меня куры У меня петух, а у меня петухи У меня гусь, а у меня гуси У меня индюк, а у меня индюки У меня утка, а у меня утки «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных) Курица-курочка, утка-уточка, цыпленок – цыпленочек, утенок-утеночек, клюв-клювик, перья-перышки, яйцо-яичко, крылья-крылышки, шея-шейка… Белая-беленькая, пестрая-пестренькая, жирная-жирненькая, длинная-длинненькая … «Что делает?» Кря-кря-крякает; кукареку - кукарекает, куд -куда – кудахчет; га-га-га – гогочет, пи-пи – пищит. 5. Учите сравнивать птиц по величине, образовывая новое слово (выше, ниже, длиннее, короче, толще, тоньше, шире, уже). 6. Отгадайте загадки
Семья 1. Объясните ребенку, что такое семья. Перечислите членов вашей семьи, назовите их по именам. Посчитайте, сколько всего человек в вашей семье. Назовите самого младшего и самого старшего члена вашей семьи. 2. Расскажите ребенку, кто как в семье заботится о других (папа работает, забирает детей из садика, помогает делать уроки, ремонтирует…). 3. Объясните ребенку, кто кому кем доводится. (Юля – сестра Вадика, а Вадик – Юлин брат. Юля – мамина и папина дочка, а Вадик – сынок.) 4. Поиграйте в речевые игры: «Какой? Какая?» Мама (какая?) – красивая, добрая, ласковая, нежная… Папа (какой?) - сильный, умный, строгий… Бабушка (какая?) – заботливая, веселая, милая…. Дедушка (какой?) – мудрый, старенький, добрый…. Брат (сестра) (какой?) – маленький, беспомощный, забавный, любимый, прекрасный, умелый, трудолюбивый, спортивный, ловкий, младший, старший, главный. « Назови ласково» Мама – мамочка, мамуля. Папа – папочка, папуля. Бабушка – бабулечка. Дедушка – дедуля. Сын – сыночек, сынуля. Дочь – доченька. Брат – братик, братишка. Сестра – сестричка, сестренка. Умная – умненькая; веселая – веселенькая; нежная -….; добрая - …; старая - …; старший - …; младший - …..
Человек. Части тела. 1. Рассмотрите куклу. Показывайте части тела, а ребенок пусть назовет их: голова, шея, туловище (тело), руки, ноги. 2. Назовите части головы, лица, а ребенок пусть покажет их на себе или на кукле (волосы, уши, лицо; лоб, брови, галаза , ресницы, нос, губы, щеки, подбородок). 3. Попросите показать: плечи, грудь, живот, спинку, колени, локти. 4. Попросите показать левую руку, левую ногу, правую руку…. Спросите, что у нас есть по одному, а что по два. Одна голова, две руки… 5. Предложите поиграть в игру: «Назови, что…» - нюхает, дышит; - смотрит, закрывается; - берет, трогает; - улыбается, целует… 6. Учите ребенка подбирать точные слова, обозначающие действия. 7. Поиграйте в игру: «Приказания». Отдайте приказ: -пальчикам: погрозить, раздвинуть (растопырить), пошевелить, пощекотать, дотронуться (коснуться), погладить, почесать…; - ножкам: подпрыгнуть, потопать, перепрыгнуть, согнуть, потоптаться, вытянуть, покачать… 7. Побуждайте ребенка размышлять, припоминать, спросите, для чего нам нужны глаза, язык, нос… 8. Прочитайте стихотворение Е. Каргановой «Олины помощники». Выучите по две строчки в каждом четверостишии. 9. Поиграйте в игру: «Хвастунишка» Вот нос – а вот носы ухо – уши нога - ….и т.д. 10. Поиграйте в игру: «Назови ласково» голова- головка, головушка; глаза – глазки, глазоньки и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".
Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.
Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....

