Обследование фонетического восприятия
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)
Комплексное исследование восприятия фонетических структур у детей дошкольного возраста: методологические подходы и аналитические аспекты.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, усвоения правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматиче-ским строем языка, а значит успешного освоения учащимся чтения и письма . Введение Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития. В ее задачи входят: определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми; выявление динамики развития фонематических процессов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений; оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.
Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия. Диагностические критерии, показатели, инструментарий Исследование фонематического восприятия Оценка способности различать особенности и порядок звуков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз: - дифференциация слов, различающихся одной из парных согласных па — ба; са — за; то — до; - дифференциация изолированных пар согласных п — б; ж — ш ; с — з ; к — г; - дифференциация слов — квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка — почка; коза — коса; крыша — крыса; - деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку). Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса. У девочки болел суп. У девочки длинная коза. У детей с ОНР нарушения фонематического восприятия возникают в результате отрицательного влияния стойких дефектов произношения на становление слуховых эталонов фонем. Как правило, у детей нарушена дифференциация одной или нескольких групп фонем при сохранной способности к различию остальных (даже более сложных) звуков. Иногда те же звуки смешиваются и в экспрессивной речи.
Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия. 1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 — б лет): са — ша; ша — са ; са — за; за — са ; за — жа ; жа — за; ша — жа ; са — са — ша; са — ша — са ; ша — ша — жа ; жа — ша — жа . 2. Перечисление слов с заданным звуком: Утром рано Ульяна Уйдет в огород. Утром рано Ульяна Укропу нарвет. У хозяйки укроп На приправу пойдет.
Диагностика сформированности фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией (по Архиповой Е. Ф).
Задания на обследование фонематического восприятия в группе 6. Дети по очереди называют имя водящего. Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. 7. Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко и как - когда далеко. 8. Логопед выставляет перед детьми трех медведей: большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» в сокращенном варианте, произнося соответствующие реплики и звукоподражания, изменяя голос. 9. Детям раздают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей : Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки .
ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ.С. Ю. Бородулина Изучение фонематического восприятия предполагает оценку способности детей различать особенности и порядок звуков в слове. Такая диагностика обычно проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз. В психологопедагогической литературе представлены различные методики обследования фонематического восприятия у детей. В частности, можно использовать методики, рекомендованные Чиркиной Г. В. Для выявления умений дошкольников производить звуковой анализ слова можно предложить следующие задания. Задание 1. Необходимо выделить первый и последний звуки в словах: ослик, аист, угол. Задание 2. Следует назвать все звуки в каждом слове по порядку: котик, жабы, рыба, мухи. Задание 3. Необходимо определить количество слогов в каждом слове: метро, кенгуру, дом, рука. Задание 4. Необходимо определить второй, третий, четвёртый звук в предложенных словах: второй звук в слове «врач», третий звук в слове «мышка», четвёртый звук в словах «лодка», «крот». Задание 5. Следует добавить звук к данному слову, чтобы получилось другое слово: вол (волк), вор (двор), ёлка (телка). Задание 6. Необходимо заменить один звук в слове, чтобы получилось другое слово: лиса — липа — луна— лупа; сок — сук — лук.
Кириллова Е.В. «Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста» В последнее время отмечается увеличение количества детей с неврологическими нарушениями- минимальной мозговой дисфункцией (ММД), синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и синдромами гипо - и гипервозбудимости . Детям свойственны снижение психической активности, внимания, памяти, недостаточность целенаправленной деятельности, периодические кризы, проявляющиеся в приступах плача, рвотном рефлексе и беспокойном поведении. В своей книге «Библиотека логопеда. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста», Елена Кириллова предлагает нам ознакомиться с множеством заданий, для осуществления диагностики ребенка.
Кириллова Е.В. «Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста» Задание 1 Цель: привлечение внимания ребенка к звучащему предмету. На столе перед ребенком 2 коробочки, в одной находится колокольчик. Взрослый, вынув его из коробочки, демонстрирует звучание, затем убирает и, переставив коробочки, предлагает малышу найти колокольчик (коробочку с колокольчиком) Задание 2 Цель: фонематический анализ слова из речевого потока. Перед ребенком на столе фрукты. Взрослый предлагает ребенку попросить яблоко, произнеся слово дай, затем угостить бананом кого-нибудь, произнеся слово «НА». Задание 3 Цель: определение направление звука. Два колокольчика находятся в комнате на расстоянии 1-1.5м друг от друга. Взрослый попеременно звенит колокольчиками, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету. Произнося фразу, взрослый сопровождает ее демонстрационными действиями .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме :"Формирование фонетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста"
Статья...
Диагностический материал для обследования фонематического восприятия у дошкольников."Слова-паронимы"
Цель данного материала: учить детей различать слова похожие по звучанию, но разные по значению....
Обследование фонематического восприятия у дошкольников
Консультация для логопедов и воспитателей....

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Данный материал будет полезен логопедам в в обследованиии фонматического восприятия. Материал отличает легкость использования и красочная презентация вызовет интерес и внимание у обследуем...

Презентация "Развитие фонетического восприятия у дошкольников"
Фонематический слух это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова. Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но...

НОД по развитию речи "Развитие слухового внимания и фонетического восприятия"
Развитие речевой деятельности, развитие слушать вместе с группой сверстников ,развитие фонематического слуха . Все эти моменты отражены в моем конспекте НОД по развитию речи...

Формирование фонетического восприятия у детей со стёртой дизартрией
На протяжении работы по формированию фонетического восприятия у детей со стёртой дизартрией воспитывают навыки слухового контроля. Необходимость развития у дошкольников со стёртой дизартрией слу...
