УЧИТЬ НЕУЧА
консультация по логопедии
Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по развитию грамматического строя речи
для родителей детей с ОНР
Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
К пяти-шестилетнему возрасту у детей, как правило, остаются несформированными только наиболее сложные в произношении звуки: Ш, Ж, Ч, Щ, а также Р, Р' . Кроме того, может искажаться произношение сложных слов, состоящих из 3-5 слогов со стечением согласных. Такие нарушения фонетической стороны речи при правильно организованном обучении с привлечением логопеда корригируются достаточно быстро. Основную проблему представляют нарушения лексики и грамматики, так как именно они являются главной причиной неуспеваемости детей в школе.
Словарный запас дошкольников с ОНР к шести годам достаточно наполнен, но дети испытывают большие затруднения в подборе синонимов и антонимов, родственных слов, притяжательных прилагательных, не всегда правильно употребляют приставочные глаголы и существительные, обозначающие, названия профессий. Дети не всегда точно могут объяснить значение знакомого слова, подобрать более 2-3-х прилагательных или глаголов к заданному существительному. (Что может делать корова? Какая это ваза?) Таким образом, преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат – часы, ствол - дерево), название действий и предметов заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает – шьет, широкий – большой, шланг – пожар гасить).
При построении предложений дети часто допускают нарушения согласования и управления (высокую дерево, пять грушей, семь этажов), пропуски и замены предлогов (из-за, из-под, с/со, над), изменение порядка слов. Указанные нарушения, естественно, отражаются на связной речи: рассказы детей недостаточно полны, развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, бедны эпитетами, содержат фонетические и грамматические ошибки. Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то суждения и умозаключения детей часто бедны, отрывочны, логически непоследовательны. Например: «Зимой дома тепло, потому что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше».
Все описанные нарушения лексики и грамматики требуют длительной (в течение 2-3 лет) коррекционной работы и пристального внимания к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, логопеда и др.), но и, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно Вы являетесь для детей авторитетом и примером для подражания.
В настоящее время отечественной промышленностью выпускается большое количество настольно-печатных игр для развития речи детей, некоторые игры можно изготовить совместно с ребенком, что сделает Ваше общение с ним более интересным, познавательным и эмоционально насыщенным. Кроме того, с ребенком можно просто «играть в слова» по пути домой или в детский сад. Важно, чтобы все игры с малышом проходили в атмосфере доброжелательности и заинтересованности, необходимо поощрять любые, даже самые маленькие его успехи. Обращаем Ваше внимание на то, что не рекомендуется повторять речевые ошибки ребенка во время игры. Лучше будет, если Вы просто скажете: «Неверно», «Не так сказал» - и предложите правильный вариант ответа.
Игры для формирования словаря
и грамматического строя речи.
- «Догадайся, что это» - взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. Например: это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье. Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.
- Игра с мячом «Скажи наоборот» - взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.
- «Гном – малютка». Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».
- «Кто подберёт больше слов» - игроки должны назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:
– Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.)
– Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.)
– Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик и т.д.)
За каждый удачный ответ выдается фант, побеждает игрок, набравший большее количество фантов.
- Игра «Мой, моя, моё, мои» - игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.)
- «Перестановка» - все члены семьи собираются и вместе и «решают сделать перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке - в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.
- «Что в чём хранится?». Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом –ниц. Найдите слова неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)
- «Съедобные слова». Мама вместе с ребенком находит «съедобные» слова в борще, в компоте, в салате и т.д.
- «Варим варенье, делаем сок». Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Стоя в очереди, вспомните, из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются. Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.
- «Как три поросёнка». После прочтения сказки обсудите с ребёнком, из каких материалов были дома у поросят и предложите придумать свой домик. Из чего будет построен дом? Из бетона? Значит, бетонный. Из чего будет мебель в доме? Из дерева? Значит, деревянная и т.д. Возвращайтесь время от времени к этой игре, придумывая всё новые варианты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребенок учится тому, чему его учит жизнь.
Воспитать ребенка добрым и благодарным помогут эти заповеди....

Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3
Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!
Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....

Учиться, чтобы учить!
Цель данной статьи – поделиться с коллегами-педагогами опытом работы, направленной на развитие связной монологической речи дошкольников и укрепление сотрудничества с их семьями. А также подвести...
Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"
Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Учить или не учить читать ребенка-дошкольника?
В материале анализируются причины нелюбви детей к чтению, рассматриваются сложности при обучении детей чтению, определяются этапы этого процесса. Предлагаются игровые упражнения для закрепления навы...

Учить творчеству? Невозможно! Создать условия, но не учить! Учить, но не собственно творчеству…»
Дать элементарные экологические знания о дереве, лесе. Учить выявлять и разре¬шать противоречия, проблемные ситуа¬ции. Закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы....
