КТП по формированию ЛГК и развитию связной речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Карпова Ирина Олеговна

КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_leksika_i_svyaznaya_rech_starshaya.docx45.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по формированию лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи

в подготовительной группе компенсирующей направленности № 9

 на 2025-2026 учебный год

п/п

 Дата

Тема

Активизация словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя

I Период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

СЕНТЯБРЬ

1

01.09.25-12.09.25

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЗАПОЛНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КАРТ.

Составление индивидуальных образовательных маршрутов.

2

15.09.25 -19.09.25

Детский сад. Игрушки.

Закрепление представлений об игрушках. Учить образовывать существительные и прилагательные        с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; обогащать и активизировать словарь детей по теме: «Игрушки». Активизация и обогащение словаря: «Профессии работников детского сада». Употребление        существительных        в творительном падеже. Образование существительных от глаголов.

3

22.09.25 -26.09.25

  Осень. Признаки осени.

Расширение представлений об осени и ее приметах. Уточнение и активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи.   Развитие связной речи: составление предложений по картинкам.

4

29.09.25 – 03.10.25

 Деревья. Кустарники.

Активизация словаря по теме: «Деревья.Кустарники», учить отвечать на вопросы         полным предложением. Совершенствовать навыки согласования слов в предложении.

ОКТЯБРЬ

5

06.10.25 – 10.10.25

Огород. Овощи.

Обогащение и активизация словаря по теме: “Овощи”. Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе в именительном падеже. Развитие диалогической речи.

6

13.10.25 – 17.10.25

   Сад. Фрукты.

Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с помощью        уменьшительно-ласкательных суффиксов; активизация словаря по теме:«Фрукты».

7

20.10.25 – 24.10.25

Грибы. Лесные ягоды.

Активизация словаря по теме: «Грибы, ягоды». Учить придумывать предложения с определенным количеством слов.

8

27.10.25 – 01.11.25

 Перелетные птицы.

Активизировать словарь по лексической теме «Перелетные птицы»; формировать грамматический строй речи: учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных, предложно- падежных конструкций (винительный, родительный,                        дательный                падеж существительных единственного числа без предлога,        творительный                падеж существительных множественного числа с предлогом         «С»), согласованию существительных с числительными, притяжательными прилагательными.

НОЯБРЬ

9

05.11.25 – 07.11.25

 Одежда.

Обувь. Головные уборы.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными); уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Одежда, обувь, головные уборы».

10

10.11.25 – 14.11.25

11

17.11.25 – 21.11.25

Человек. Наше тело.     Гигиена.

Активизация словаря по теме. Упражнять в словообразовании и словоизменении. Развивать связную речь, учить отвечать на вопрос полным предложением.

12

24.11.25 – 28.11.25

Продукты питания.

Активизация словаря по теме «Продукты питания». Совершенствование грамматического строя речи, составление простых предложений.Закрепление представлений о и продуктах питания; совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными); учить составлять предложения по картинкам.

II Период (декабрь, январь, февраль)

ДЕКАБРЬ

13

01.12.25 – 05.12.25

Посуда.

Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи, составление простых предложений. Закрепление представлений о посуде; совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными); учить составлять предложения по картинкам; обогащать

14

08.12.25 – 12.12.25

Зимующие птицы.

Активизация словаря по теме: «Зимующие птицы». Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе. Упражнять в составлении предложений.

15

15.12.25 – 19.12.25

Зима. Признаки зимы.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными). Активизация словаря по теме: «Зима».

16

22.12.25 – 26.12.25

Зимние забавы.

        

Совершенствование грамматического строя речи (составление сложноподчиненных предложений; согласование слов в предложении в роде, числе и падеже); уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Зимние забавы».

17

29.12.25 – 30.12.25

Новый год.

Активизировать словарь по теме: «Новый год». Учить задавать вопросы к одушевленным        и неодушевленным предметам.                Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными).

ЯНВАРЬ

01.01.26 – 09.01.26 зимние каникулы

18

12.01.26 – 16.01.26

Мебель.

Активизация словаря по теме: “Мебель”.        Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных родительного падежа).

19

19.01.26 – 23.01.26

Бытовая техника.

Расширение и уточнение словаря по теме.Расширение  знаний о мерах безопасности при пользовании электроприборов.  Формирование у  детей чувства осторожного обращения с электроприборами.Образование существительных множественного числа, родительного падежа.

20

26.01.26 – 30.01.26

Транспорт. ПДД.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование сов в предложении). Обогащать и активизировать словарь по теме: «Транспорт».

ФЕВРАЛЬ

21

02.02.26 – 06.02.26

Профессии.

Расширение и активизация словаря  по теме «Профессии».  Закрепление навыка образования названий профессий при помощи различных суффиксов. Развивать  умение составлять предложения. Формировать  интонационную выразительность речи.

22

09.02.26 – 13.02.26

 Инструменты.

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных родительного падежа). Обогащать и активизировать словарь по теме: «Инструменты».

23

16.02.26 – 20.02.26

Защитники Отечества.

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, мн.числа сущ.); уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «День защитника Отечества».

24

24.02.26 – 27.02.26

Наша Родина.

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных множественного числа); уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Моя страна Россия».

III Период (март, апрель, май)

МАРТ

25

02.03.26 – 06.03.26

 Семья. Женский праздник.

Активизация словаря по теме: «Моя семья». Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении. Согласование числительных с существительными. Развитие диалогической речи.

26

10.03.26 – 13.03.26

Домашние животные.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме:  «Домашние  животные и        птицы». Совершенствование грамматического строя речи (составление распространенных                предложений; образование сложных слов; согласование числительных с существительными); развивать связную речь.

27

16.03.26 – 20.03.26

Дикие животные.

Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме «Дикие животные». Совершенствовать навыки согласования        существительных                с  числительными. Развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в образовании множественного                числа        имен существительных; учить составлять предложения по картинкам.

28

23.03.26 – 27.03.26

Животные жарких стран.

Активизация словаря по теме: «Животных жарких стран». Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении.

АПРЕЛЬ

29

30.03.26 – 03.04.26

Животные холодных стран.

Активизация словаря по теме: «Животные  холодных стран». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи.

30

06.04.26 – 10.04.26

Космос.

Активизация словаря по теме: «Космос». Учить преобразовывать слова. Составление сложных предложений со значением противопоставления.

31

13.04.26 – 17.04.26

Весна. Признаки весны.

Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительного); уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Весна».

32

20.04.26 – 24.04.26

Подводный мир.

Активизация словаря по теме: «Подводный мир». Согласование        числительных        с существительными. Развитие диалогической речи.

33

27.04.26 – 30.04.26

Насекомые.

Расширение  представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни (название, части тела, как передвигаются, чем питаются, где живут, пользу или вред приносят). Учить составлять предложения с предлогами. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

МАЙ

34

04.05.26 – 08.05.26

День Победы.

Уточнение знаний  о празднике 9 мая, расширение знаний  о героях ВОВ, о победе нашей страны в войне.  Расширение словаря по данной теме. Совершенствование грамматического строя речи.Употребление предлогов в, на, из.

35

12.05.26 – 15.05.26

Цветы.

Знакомство с самыми распространенными садовыми и полевыми цветами, учить узнавать их на предметных картинках; с частями цветка (растения), называть основные цвета и оттенки, учить отличать садовые цветы от дикорастущих. Совершенствование грамматического строя речи. Составление предложений с предлогами.

36

18.05.26 – 22.05.26

Времена годаЛето

Систематизация знаний о временах года, их отличительных признаках и их последовательности. Совершенствование        навыков словообразования и словоизменения. Расширение и активизация словаря детей по данной теме.

37

25.05.26 – 29.05.26

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЗАПОЛНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КАРТ.

 

Дата

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

 Хлеб всему голова!

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» (кто делает хлеб, где и из чего;

из каких зерновых культур делают муку, какую; кто делает муку и где;  какие бывают виды хлеба (пшеничный, ржаной), названия разных хлебобулочных изделий (батон, булка, пирожные); для чего нужен хлеб; как должен человек относиться к хлебу).
Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.  Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие диалогической речи.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание любви и бережного отношения к природе, бережного отношения к труду людей, к хлебу.

Рожь, пшеница, овес, ячмень, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, земля, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, печенье, каравай, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, хлебороб, тракторист, пахарь, комбайнер, хлебопродукты; свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, вкусный, сдобный, тяжелый, выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, резать, боронить.  

Употребление формы родительного падежа имен существительных (рожь - ржи,

зерно - зерна,

пшеница - пшеницы, и т. д.)

Согласование имен существительных с числительными.

Образование относительных прилагательных.

Поиск соответствующих понятий, выраженных прилагательным «Назови признак».

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слово – действие».

Образование и употребление однокоренных слов (хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод)

Составление предложений  по серии сюжетных картин «Как хлеб на стол попал».

Дата

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирова-ние системы словообразования

Формирование связной речи

Птичий двор. Домашние птицы.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о домашних  птицах, их строении, образе жизни, повадках, названия их детенышей.  Уточнение  расширение и активизация словаря по теме «Домашние птицы». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование элементарных математических представлений, навыка счета в пределах десяти. Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением. Упражнять в правильном произнесении сохранных звуков, употреблении поставленных на индивидуальных занятиях звуков.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, хвост,  гребешок, лапки, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, резвый, клюв, зерно, задиристый, смелый, разноцветный, домашние, рябая, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, клевать, летать, кудахтать плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, махать, шипеть, выращивать, ухаживать, высиживать, кукарекать,

Употребление существительных с суффиксами -онок-, -ат-, -ят-.

Употребление имен существительных в форме дательного падежа, винительного падежей.

Употребление слов – антонимов.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия». (курица (что делает?) –кудахчет, несет, квохчет, выводит, высиживает, …)

Употребление предлогов в, на, под, из

Образование притяжательных прилагательных. (куриный, петушиный, утиный, гусиный, индюшачий).

Овладение навыками составления простого предложения и описательного рассказа с опорой на план – схему

 Дата

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

 

 

 Лето. Правила поведения на отдыхе.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение   и активизация словаря по теме. Повторить названия насекомых, полевых цветов. Беседовать о различных видах деятельности в летний период.

 Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, фонематического слуха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.   Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.  Воспитание чувства бережного отношения к живой природе.  

Лето, солнечная, жаркая, ясная, дождливое, ветреное, насекомые, полевые цветы, туризм, поход, жаркие страны, огонь, разжигать, круиз, путешествие, солнечные ванны, ожоги, укусы, клещи, купание в водоеме, буйки, лягушатник итд.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Образование относительных прилагательных.      

Предлоги в, за, около, перед.

\

Образование существительных множественного числа, родительного падежа.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Согласование существительных с числительными.

Составление предложений по картинкам.

Работа с деформированным предложением (с предлогами).

Пересказ рассказа о лете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по обогащению словаря, формированию грамматического строя, развитию связной речи у детей 3-4 лет

Задачи:- вовлекать в речевое общение со взрослыми и сверстниками;- подводить к составлению текстов- описаний;- обогащать иактивизировать словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями...

Конспект НОД по формированию ЛГК и развитию связной речи с детьми 4г.ж. с ТНР. Тема:"Насекомые"

В материале представлен Конспект НОД по формированию ЛГК и развитию связной речи с детьми 4г.ж. с ТНР.  Тема:"Насекомые". Автор: Косяк Екатерина Николаевна...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...

Система работы по обогащению словаря, формированию грамматического строя, развитию связной речи у детей 3-4 лет

- вовлекать в речевое общение со взрослыми и сверстниками;- подводить к составлению текстов- описаний;- обогащать и активизировать словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями;- фор...