КТП по формированию ЛГК и развитию связной речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по формированию лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи
в подготовительной группе компенсирующей направленности № 9
на 2025-2026 учебный год
№ п/п | Дата | Тема | Активизация словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя |
I Период (сентябрь, октябрь, ноябрь) | |||
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | 01.09.25-12.09.25 | ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЗАПОЛНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КАРТ. Составление индивидуальных образовательных маршрутов. | |
2 | 15.09.25 -19.09.25 | Детский сад. Игрушки. | Закрепление представлений об игрушках. Учить образовывать существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; обогащать и активизировать словарь детей по теме: «Игрушки». Активизация и обогащение словаря: «Профессии работников детского сада». Употребление существительных в творительном падеже. Образование существительных от глаголов. |
3 | 22.09.25 -26.09.25 | Осень. Признаки осени. | Расширение представлений об осени и ее приметах. Уточнение и активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи: составление предложений по картинкам. |
4 | 29.09.25 – 03.10.25 | Деревья. Кустарники. | Активизация словаря по теме: «Деревья.Кустарники», учить отвечать на вопросы полным предложением. Совершенствовать навыки согласования слов в предложении. |
ОКТЯБРЬ | |||
5 | 06.10.25 – 10.10.25 | Огород. Овощи. | Обогащение и активизация словаря по теме: “Овощи”. Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе в именительном падеже. Развитие диалогической речи. |
6 | 13.10.25 – 17.10.25 | Сад. Фрукты. | Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; активизация словаря по теме:«Фрукты». |
7 | 20.10.25 – 24.10.25 | Грибы. Лесные ягоды. | Активизация словаря по теме: «Грибы, ягоды». Учить придумывать предложения с определенным количеством слов. |
8 | 27.10.25 – 01.11.25 | Перелетные птицы. | Активизировать словарь по лексической теме «Перелетные птицы»; формировать грамматический строй речи: учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных, предложно- падежных конструкций (винительный, родительный, дательный падеж существительных единственного числа без предлога, творительный падеж существительных множественного числа с предлогом «С»), согласованию существительных с числительными, притяжательными прилагательными. |
НОЯБРЬ | |||
9 | 05.11.25 – 07.11.25 | Одежда. Обувь. Головные уборы. | Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными); уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Одежда, обувь, головные уборы». |
10 | 10.11.25 – 14.11.25 | ||
11 | 17.11.25 – 21.11.25 | Человек. Наше тело. Гигиена. | Активизация словаря по теме. Упражнять в словообразовании и словоизменении. Развивать связную речь, учить отвечать на вопрос полным предложением. |
12 | 24.11.25 – 28.11.25 | Продукты питания. | Активизация словаря по теме «Продукты питания». Совершенствование грамматического строя речи, составление простых предложений.Закрепление представлений о и продуктах питания; совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными); учить составлять предложения по картинкам. |
II Период (декабрь, январь, февраль) | |||
ДЕКАБРЬ | |||
13 | 01.12.25 – 05.12.25 | Посуда. | Активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи, составление простых предложений. Закрепление представлений о посуде; совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными); учить составлять предложения по картинкам; обогащать |
14 | 08.12.25 – 12.12.25 | Зимующие птицы. | Активизация словаря по теме: «Зимующие птицы». Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе. Упражнять в составлении предложений. |
15 | 15.12.25 – 19.12.25 | Зима. Признаки зимы. | Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными). Активизация словаря по теме: «Зима». |
16 | 22.12.25 – 26.12.25 | Зимние забавы.
| Совершенствование грамматического строя речи (составление сложноподчиненных предложений; согласование слов в предложении в роде, числе и падеже); уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Зимние забавы». |
17 | 29.12.25 – 30.12.25 | Новый год. | Активизировать словарь по теме: «Новый год». Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными). |
ЯНВАРЬ | |||
01.01.26 – 09.01.26 зимние каникулы | |||
18 | 12.01.26 – 16.01.26 | Мебель. | Активизация словаря по теме: “Мебель”. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных родительного падежа). |
19 | 19.01.26 – 23.01.26 | Бытовая техника. | Расширение и уточнение словаря по теме.Расширение знаний о мерах безопасности при пользовании электроприборов. Формирование у детей чувства осторожного обращения с электроприборами.Образование существительных множественного числа, родительного падежа. |
20 | 26.01.26 – 30.01.26 | Транспорт. ПДД. | Совершенствование грамматического строя речи (согласование сов в предложении). Обогащать и активизировать словарь по теме: «Транспорт». |
ФЕВРАЛЬ | |||
21 | 02.02.26 – 06.02.26 | Профессии. | Расширение и активизация словаря по теме «Профессии». Закрепление навыка образования названий профессий при помощи различных суффиксов. Развивать умение составлять предложения. Формировать интонационную выразительность речи. |
22 | 09.02.26 – 13.02.26 | Инструменты. | Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных родительного падежа). Обогащать и активизировать словарь по теме: «Инструменты». |
23 | 16.02.26 – 20.02.26 | Защитники Отечества. | Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, мн.числа сущ.); уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «День защитника Отечества». |
24 | 24.02.26 – 27.02.26 | Наша Родина. | Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных множественного числа); уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Моя страна Россия». |
III Период (март, апрель, май) | |||
МАРТ | |||
25 | 02.03.26 – 06.03.26 | Семья. Женский праздник. | Активизация словаря по теме: «Моя семья». Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении. Согласование числительных с существительными. Развитие диалогической речи. |
26 | 10.03.26 – 13.03.26 | Домашние животные. | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Домашние животные и птицы». Совершенствование грамматического строя речи (составление распространенных предложений; образование сложных слов; согласование числительных с существительными); развивать связную речь. |
27 | 16.03.26 – 20.03.26 | Дикие животные. | Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме «Дикие животные». Совершенствовать навыки согласования существительных с числительными. Развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в образовании множественного числа имен существительных; учить составлять предложения по картинкам. |
28 | 23.03.26 – 27.03.26 | Животные жарких стран. | Активизация словаря по теме: «Животных жарких стран». Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении. |
АПРЕЛЬ | |||
29 | 30.03.26 – 03.04.26 | Животные холодных стран. | Активизация словаря по теме: «Животные холодных стран». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. |
30 | 06.04.26 – 10.04.26 | Космос. | Активизация словаря по теме: «Космос». Учить преобразовывать слова. Составление сложных предложений со значением противопоставления. |
31 | 13.04.26 – 17.04.26 | Весна. Признаки весны. | Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительного); уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Весна». |
32 | 20.04.26 – 24.04.26 | Подводный мир. | Активизация словаря по теме: «Подводный мир». Согласование числительных с существительными. Развитие диалогической речи. |
33 | 27.04.26 – 30.04.26 | Насекомые. | Расширение представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни (название, части тела, как передвигаются, чем питаются, где живут, пользу или вред приносят). Учить составлять предложения с предлогами. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. |
МАЙ | |||
34 | 04.05.26 – 08.05.26 | День Победы. | Уточнение знаний о празднике 9 мая, расширение знаний о героях ВОВ, о победе нашей страны в войне. Расширение словаря по данной теме. Совершенствование грамматического строя речи.Употребление предлогов в, на, из. |
35 | 12.05.26 – 15.05.26 | Цветы. | Знакомство с самыми распространенными садовыми и полевыми цветами, учить узнавать их на предметных картинках; с частями цветка (растения), называть основные цвета и оттенки, учить отличать садовые цветы от дикорастущих. Совершенствование грамматического строя речи. Составление предложений с предлогами. |
36 | 18.05.26 – 22.05.26 | Времена годаЛето | Систематизация знаний о временах года, их отличительных признаках и их последовательности. Совершенствование навыков словообразования и словоизменения. Расширение и активизация словаря детей по данной теме. |
37 | 25.05.26 – 29.05.26 | ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ЗАПОЛНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КАРТ. | |
Дата № | Тема | Цели и задачи | Лексика | Грамматические категории | Формирование системы словообразования | Формирование связной речи |
Хлеб всему голова! | Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» (кто делает хлеб, где и из чего; из каких зерновых культур делают муку, какую; кто делает муку и где; какие бывают виды хлеба (пшеничный, ржаной), названия разных хлебобулочных изделий (батон, булка, пирожные); для чего нужен хлеб; как должен человек относиться к хлебу). Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание любви и бережного отношения к природе, бережного отношения к труду людей, к хлебу. | Рожь, пшеница, овес, ячмень, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, земля, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, печенье, каравай, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, хлебороб, тракторист, пахарь, комбайнер, хлебопродукты; свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, вкусный, сдобный, тяжелый, выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, резать, боронить. | Употребление формы родительного падежа имен существительных (рожь - ржи, зерно - зерна, пшеница - пшеницы, и т. д.) Согласование имен существительных с числительными. Образование относительных прилагательных. Поиск соответствующих понятий, выраженных прилагательным «Назови признак». Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слово – действие». | Образование и употребление однокоренных слов (хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник, хлебороб, хлеборезка, хлебозавод) | Составление предложений по серии сюжетных картин «Как хлеб на стол попал». |
Дата № | Тема | Цели и задачи | Лексика | Грамматические категории | Формирова-ние системы словообразования | Формирование связной речи |
Птичий двор. Домашние птицы. | Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о домашних птицах, их строении, образе жизни, повадках, названия их детенышей. Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Домашние птицы». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование элементарных математических представлений, навыка счета в пределах десяти. Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением. Упражнять в правильном произнесении сохранных звуков, употреблении поставленных на индивидуальных занятиях звуков. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе. | Утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, хвост, гребешок, лапки, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, резвый, клюв, зерно, задиристый, смелый, разноцветный, домашние, рябая, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, клевать, летать, кудахтать плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, махать, шипеть, выращивать, ухаживать, высиживать, кукарекать, | Употребление существительных с суффиксами -онок-, -ат-, -ят-. Употребление имен существительных в форме дательного падежа, винительного падежей. Употребление слов – антонимов. Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия». (курица (что делает?) –кудахчет, несет, квохчет, выводит, высиживает, …) Употребление предлогов в, на, под, из | Образование притяжательных прилагательных. (куриный, петушиный, утиный, гусиный, индюшачий). | Овладение навыками составления простого предложения и описательного рассказа с опорой на план – схему |
Дата | Тема | Цели и задачи | Лексика | Грамматические категории | Формирование системы словообразования | Формирование связной речи |
|
Лето. Правила поведения на отдыхе. | Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме. Повторить названия насекомых, полевых цветов. Беседовать о различных видах деятельности в летний период. Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, фонематического слуха, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание чувства бережного отношения к живой природе. | Лето, солнечная, жаркая, ясная, дождливое, ветреное, насекомые, полевые цветы, туризм, поход, жаркие страны, огонь, разжигать, круиз, путешествие, солнечные ванны, ожоги, укусы, клещи, купание в водоеме, буйки, лягушатник итд. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование относительных прилагательных. Предлоги в, за, около, перед. \ | Образование существительных множественного числа, родительного падежа. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Согласование существительных с числительными. | Составление предложений по картинкам. Работа с деформированным предложением (с предлогами). Пересказ рассказа о лете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Перспективный план работы...

Система работы по обогащению словаря, формированию грамматического строя, развитию связной речи у детей 3-4 лет
Задачи:- вовлекать в речевое общение со взрослыми и сверстниками;- подводить к составлению текстов- описаний;- обогащать иактивизировать словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями...

Конспект НОД по формированию ЛГК и развитию связной речи с детьми 4г.ж. с ТНР. Тема:"Насекомые"
В материале представлен Конспект НОД по формированию ЛГК и развитию связной речи с детьми 4г.ж. с ТНР. Тема:"Насекомые". Автор: Косяк Екатерина Николаевна...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...

Система работы по обогащению словаря, формированию грамматического строя, развитию связной речи у детей 3-4 лет
Вовлечение воспитанников в речевое общение с взрослыми и сверстниками...

Система работы по обогащению словаря, формированию грамматического строя, развитию связной речи у детей 3-4 лет
- вовлекать в речевое общение со взрослыми и сверстниками;- подводить к составлению текстов- описаний;- обогащать и активизировать словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями;- фор...
