Конспект по развитию речи "В гостях у зимушки зимы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект ОД в старшей группе компенсирующей направленности, работа по карточкам со звуками С, З.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_v_gostyah_uzimushki_-_zimy.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                         «В гостях у Зимушки-зимы»

Составление рассказа с использованием картин-схем.

Закрепление произношения звуков [С], [З].

ЦЕЛЬ:

1. уточнение и закрепление лексики по теме «Зима»;
2. подбор родственных слов к именам существительным;
3. упражнение в подборе имён прилагательных - антонимов;
4. закрепление произношения звуков [с] ,[з];
5. развитие зрительного внимания; 
6. обучение составлению рассказа с использованием картин – схем;

ОБОРУДОВАНИЕ: изображения снегиря, Маши – героиня мультфильма «Маша и Медведь», «снежинки» на ниточках, символы звуков [с],[з], набор «Снеговик», для работы на доске, схемы-картинки для составления рассказа «Лепим снеговика», конверты для аппликации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: здравствуйте, ребята. сегодня нас ждёт много интересного, к нам придут сказочные гости, но сначала я загадаю вам загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. Что это? (ответ детей: «зима»).

А теперь мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот».
Подбор антонимов:
Горячий – холодный
Черный – белый
Тяжёлый –лёгкий
Твёрдый – мягкий
Повтор всех ответов: холодный, белый, лёгкий, мягкий – о чем так можно сказать?

(ответ детей: «снег»)
А теперь подберём к этому слову родственные слова: снежок, снежный, снеговик, Снегурочка, снежинка, снегирь (снежная птичка). Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Есть такая примета «Как только пойдет первый снежок – жди снегиря».
Логопед: сейчас я вам прочитаю «Снежное стихотворение», а вы будете внимательно слушать и добавлять слова, имеющие общую часть, то есть родственные.

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …СНЕГ.
С неба падают пушинки – 
Серебристые СНЕЖИНКИ.
Кружатся над головою
Каруселью …СНЕГОВОЮ.
На просёлки, на лужок
Всё снижается …СНЕЖОК.
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью…СНЕЖНОЙ.Вот веселье для ребят – 
Всё сильнее …СНЕГОПАД.
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …СНЕЖКИ.
Снежный ком – на снежный ком,
Всё украсили … СНЕЖКОМ,
Словно в белый пуховик
Мы одели…СНЕГОВИК.
Рядом – снежная фигурка – 
Эта девочка - …СНЕГУРКА.
На снегу-то , посмотри – 
С красной грудкой…СНЕГИРИ.
Во всех словах, которые вы добавили, имеется общая часть – «снег или снеж».

Логопед: А теперь произнесём «зимние» скороговорки:
Са-са-са, са-са-са,
Сани, санки, небеса.
Какой звук часто повторяется в этой скороговорке? Звук [С].
Вспомним, этот звук гласный или согласный? Почему? Воздух встречает преграду, когда мы произносим звук [С]. Положите руку на горлышко. Горло дрожит? Нет, значит звук [С] глухой.

 Произносим следующую скороговорку: «Звенят берёзы на морозе».

Какой звук вы слышали чаще других сейчас? Звук [З]. Этот звук гласный или 
согласный? Почему? Руки положим на горло. Горло дрожит? (Да.) Значит, звук звонкий.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

«Подуй на снежинку» – упражнение на развитие физиологического выдоха.
Дует ветер, дует, 
Дует , задувает.
(
Дети берут снежинки на нитках и дуют на них).

Динамическое упражнение «Снежинки кружатся».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево. Вернуться в и.п. То же в другую сторону.

Воспитатель: А вот и наши гости – красногрудый снегирь и Маша!
- Здравствуйте, ребята, - пропел Снегирь.
- Привет! – весело сказала Маша. - Мы пришли к вам в гости, узнать, чем вы любите заниматься зимой.
Загадки: «Детские забавы. Зима.»

Мчусь как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня…(коньки)

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры – 
Помчались с горы. (санки)

Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я -…(хоккей).

Выставляется картинка с изображением игры в снежки. Вопрос: «как называется эта игра?», также с картинкой «Лыжники» - «Чем занимаются ребята, изображённые на этой картинке?»
Логопед: Все эти игры проходят на улице. Для чего нам нужно много гулять на свежем воздухе? 
(Ответ: чтобы быть крепкими, закалёнными, сильными). Помогают детям стать крепкими спортивные игры, то есть хоккей, а кто скажет, как называются игроки в хоккей? (хоккеисты), на коньках катаются…(конькобежцы), на лыжах ходят лыжники, биатлоном занимаются …биатлонисты.

Итак, давайте ещё раз назовём зимние забавы – перечисляем содержание картинок. В процессе называния логопед убирает картинки.
Логопед: Ребята, Снегирь мне говорит, что шёл он к вам не только с Машей, был ещё один друг. Отгадайте, кто это.
Загадка о снеговике.

Красный нос, в руках метелка.
Проживает рядом с ёлкой.
К холодам давно привык
Наш весёлый … (Снеговик)

Воспитатель: но он так спешил к вам в гости что рассыпался. Соберём его?

Игра «Собери снеговика». Дети составляют снеговика из деталей на доске.

 Вот такой у нас замечательный снеговик! 
Логопед даёт образец составления рассказа.
Я, ребята, представила себя маленькой девочкой, такой как Маша. И решила вам рассказать о том, какой бы снеговик получился у меня. Вот послушайте. «Ясным зимним днём мама, папа и я вышли на улицу. Снег сверкал на солнце и всем было радостно. «Давайте слепим снеговика!», - предложила я. «Давай.», - согласились мама и папа. Я начала лепить первый ком, а мама и папа мне помогали. Огромный получился ком. Затем мы скатали средний комок - поменьше, и мама и папа помогли мне поставить его на большой ком. Маленькие комочки - голову и ручки слепила я, а папа прикрепил их на место. Вместе с мамой мы украсили снеговика. Вы спросите как? Вместо глаз вставили ягоды рябины, носом стала морковка, на голову надели ведро. Чудесный снеговик получился!
А теперь помечтаем, как вы пойдёте на прогулку с родителями и будете вместе лепить снеговика. «Дело было зимним днём. Стояла солнечная морозная погода.

Дети предлагают свои рассказы.

Итог занятия.
Ну вот и заканчивается наше занятие, вспомним о чём мы говорили:
- о зиме и снеге, подбирали родственные слова;
- о зимних забавах;
- отгадывали загадки 
- вспоминали как слепить снеговика и даже составили о этом рассказ.
Занятие закончено. Всем спасибо. Дети уходят под музыку из мультфильма «Маша и Медведь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему "Зимушка-Зима"

Конспект НОД по развитию речи "Зимушка-Зима" в средней возрастной группе....

Речевое развитие. Конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе

конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе....

Конспект ОД в группе раннего возраста по художественно – эстетическому развитию «В гостях у Зимушки-Зимы.»

Цель:  знакомить детей с нетрадиционными методами рисования (наносить рисунок мятой бумагой и использование губки при рисовании фона); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и п...