ЦОР "Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР"
электронный образовательный ресурс по логопедии (старшая группа)

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается цифровой образовательный ресурс (ЦОР), выполненный в виде электронного каталога. Материал предназначен для использования в логопедической работе по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

Ресурс охватывает различные лексические темы. Входящие в него дидактические игры и упражнения составлены с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк. Особенность разработки — качественное наглядное оформление: все иллюстрации сгенерированы с помощью искусственного интеллекта. Современные и красочные изображения заменяют устаревший материал из книг, привлекают внимание детей и повышают интерес к занятиям.

Данный каталог служит примером того, как цифровые технологии помогают в коррекционной педагогике. Специалисты найдут здесь готовые решения для проведения занятий, а также увидят структуру, по которой удобно создавать собственные материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основная презентация2.31 МБ
Файл Пояснения к слайдам22.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦОР «Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР» Беляева Людмила Вячеславовна Зайцева Екатерина Игоревна

Слайд 2

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА Лексическая тема «Осень»

Слайд 3

Игра «Подбери действие» Деревья… Листья… Урожай… Птицы Дождь… Звери…

Слайд 4

Игра «Подбери признак» Деревья… Погода… Небо Дождь… Листья…

Слайд 5

Осенью все расцветает Все утки умеют плавать. У зайцев короткие уши . Дети в школу осенью идут? Портфели они с собой берут ? да нет нет нет нет нет нет нет нет нет да да да да да да да да Игра «Да - нет» Осенью часто дождь идёт? И метель всегда метёт? Птицы улетают? Цветочки расцветают ?

Слайд 6

ВЕРНО! Молодец! Правильно! НАЗАД

Слайд 7

НЕВЕРНО! НЕПРАВИЛЬНО п опробуй еще! НАЗАД

Слайд 8

Составление самостоятельного описательного рассказа «Дерево» (пиктограммы)

Слайд 9

Рассказ «Осень» ( дополняем рассказ)

Слайд 10

СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА Сказка «Мужик и медведь» Лексическая тема «Осень»

Слайд 11

Отгадай загадки 1 2 3 4

Слайд 12

Прослушивание сказки «Мужик и медведь»

Слайд 13

«Закончи фразу»

Слайд 14

СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕСКАЗА Рассказ Л . Толстого «Косточка» Лексическая тема «Осень»

Слайд 15

«Скажи наоборот»: подбери пары

Слайд 16

Кто кем приходится?

Слайд 17

Прослушивание рассказа. Ответы на вопросы

Слайд 18

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН Рассказ «Неудачная охота » Лексическая тема «Осень»

Слайд 19

Составь предложение

Слайд 20

СЕРИЯ КАРТИНОК «НЕУДАЧНАЯ ОХОТА»

Слайд 21

Что делают осенью?

Слайд 22

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Рассказ «Зимние забавы» Лексическая тема «Зима»

Слайд 23

Подбери признаки Ветер Лед Воздух Снег

Слайд 24

Беседа, составление рассказа

Слайд 25

Сюжетная картинка- виммельбух для родителей. Работа с ребенком дома

Слайд 26

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ПРИДУМЫВАНИЕМ ПРЕДЫДУЩИХ И ПОСЛЕДУЮЩИХ СОБЫТИЙ Рассказ «Поздравляем маму» Лексическая тема «Мамин праздник»

Слайд 27

Подбери признак и действие

Слайд 28

Что было до, а что после? (по каждой отдельной картинке)

Слайд 29

Составление рассказа «Мамин праздник»

Слайд 30

Уважаемые коллеги! Данный каталог изображений Вы можете продолжить с учетом Ваших требований. Благодарим за внимание!



Предварительный просмотр:

Пояснения к слайдам

Блок 1. Составление рассказа по картинке

Слайд 3.

Игра «Подбери признак».

- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями…

Слайд 4.

Игра «Подбери действие».

Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.

Слайды 5-7

Игра «Данетки»: при неверном ответе открывается слайд «Неверно», при верном» - «Верно».

Слайд 8.

Рассказ «Осень»

На смену лету пришла ... (осень). Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из-за туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам). Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Слайд 9. Самостоятельное описание любого дерева с опорой на пиктограммы.

Блок 2. Составление пересказа сказки

Сказка «Мужик и медведь»

Слайд 11.

Загадки. Педагог читает текст при закрытой картинке. При нажатии появляется картинка-отгадка.

Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет

Вот и завтрак, и обед. (Картофель)

Врос он в землю крепко.

Сидит на грядке колобок.

Круглый бок, желтый бок.

Что же это? (Репка)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая (Морковь)

Сидит на грядке колобок.

Круглый бок, желтый бок.

Что же это? (Репка)

Слайд 12.

Прослушивание сказки «Мужик и медведь», ответы на вопросы с опорой на наглядный материал:

- Что посеял мужик?

- Почему ему пришлось делиться с медведем?

- Когда мужик собрал урожай репы?

- Как он разделил урожай? Почему?

- Почему рассердился медведь на мужика?

- Что посеял на следующий год мужик?

- Как поступил медведь?

- Кто выиграл в этот раз? Почему?

- Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

Слайд 13.

Игра «Закончи фразу»

- Медведь большой, а мужик …

- Медведь глупый, а мужик …

- Корешки у репы съедобные, а у пшеницы …

- Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы …

Блок 3. Составление пересказа рассказа

Рассказ Л. Толстого «Косточка»

Слайд 15.

Педагог диктует пары, дети манипулируют картинками и находят их.

дружить – ссориться; веселиться – грустить; Гордость - стыд, труд – лень;

Страх-смелость; вежливый – грубый; заботливый – равнодушный. молодцы!

Слайд 16. Игра «Кто кем приходится?»

Дети манипулируют картинками и называют:

-Кто для дедушки и бабушки девочка и мальчик (внук, внучка)

-Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (сын–дочь).

-Кто девочка для мальчика? (сестра)

-Кто мальчик для девочки? (брат)

Слайд 17. Чтение рассказа «Косточка» с последующим обсуждением.

- О ком этот рассказ?

- Что купила мама?

- Почему Ване очень хотелось слив?

- Как он поступил?

- Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?

- Что произошло за обедом?

- Как поступил папа?

- Почему все засмеялись после Ваниных слов?

- А почему Ваня заплакал?

- Как вы бы поступили на месте Вани?

Блок 4. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Неудачная охота»

Предварительные игры и упражнения

Слайд 19. Игра «Составь предложение»

Дети составляют предложения по демонстрируемым логопедом действиям. На слайд выставляется дерево. Дети по очереди, двигая мышкой, помещает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д. Остальные дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.

Слайд 20.

1. Предварительная беседа по картинкам.

Ребята, давайте «расшифруем» историю кота Васи, а затем спросим у него, правильно ли мы его поняли.

Какое время года изображено на картинках? (Осень).

Почему вы так думаете? (Потому, что на деревьях желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася — воробьи — зимующие.)

Что делает Вася?

Почему он обратил внимание на воробьев?

Какая мысль пришла ему в голову?

Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)

Заметили его птицы?

Почему охота у Васи не удалась?

2. Коллективное составление рассказа детьми, с помощью логопеда, по картинкам. Логопед начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.

Примерный рассказ

После Вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.

Блок 5. Составление рассказа по сюжетной картине. Рассказ «Зимние забавы» Лексическая тема «Зима»

Слайд 22. Игра «Подбери признаки».

Дети подбирают слова к картинкам-пиктограммам:

- Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий.

- Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный.

- Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий.

- Деревья (какие?) – белые, голые, укрытые снегом

При затруднениях логопед помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? — скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? — зеркальный и т.д.)

Слайд 21. Что делают осенью?

Логопед предлагает рассортировать занятия, которые выполняют и не выполняют осенью. В случае правильного ответа (ребенок нажимает на картинку), он попадает на слайд «Верно», неправильного ответа – на слайд «Не верно»

Слайд 22.

1. Беседа по картине.

Рассмотрите картину и скажите:

- Какая пора года? Как вы узнали?

- Где гуляют дети?

- Какой выдался день?

- Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)

- Какие стоят кусты? А деревья?

- Что можно сказать о настроении детей?

- Если подойти поближе к горке, что можно услышать?

- Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в природе.)

2. Составление рассказа

Слайд 23.

Картинка для родителей. Провести беседу по картинке-виммельбуху с ребенком дома.

Блок 6. Составление рассказа с придумыванием предыдущих и последующих событий. Рассказ «Поздравляем маму». Лексическая тема «Мамин праздник»

Слайд 25.

Игра «Подбери признак и действие».

- Мама (какая?) — ...

- Бабушка (какая?) — ...

- Сестра (какая? Что делает?) — ...

- Папа (что делает?) — ...

- Братик (что делает?) — ...

Слайд 28.

Игра «Что было до и будет после?»

Дети рассматривают каждую пикограмму и придумывают что было после и до, имея в виду праздник 8 марта и подготовку к нему.

Логопед дает пример: «Тюльпаны росли на поле под ярким солнцем. Наступит 8 марта, люди сорвут цветы и сделаю букеты».

Слайд 29.

Беседа по картине.

- Кого вы видите на картине?

- Кого поздравляют папа, брат и сестра?

- Почему они поздравляют маму?

- Как готовился к этому дню папа?

- А сестра? А брат?

- Как они оформили праздничный стол?

- Что можно сказать об их настроении?

- Что в ответ на поздравления скажет мама?

- Как вы будете поздравлять свою маму?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Залогом успешной коррекционной деятельности по преодолению нарушений при формировании связной речи у дошкольников с ОНР является взаимосвязанная работа всех специалистов образовательной организации,...

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...