Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Дифференциация звуков [з] - [з’] в слогах, словах, предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Колдаева Ирина Матвеевна

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Дифференциация звуков [з] - [з’] в слогах, словах, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekn_ind.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по произношению

Тема: Дифференциация звуков [з] - [з’] в слогах, словах, предложениях.

Цели: формирование у обучающегося структуризации полученных знаний, повторение изученных способов действий в рамках всей изучаемой темы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Формирование умения различать звуки [з] - [з’] на слух;

- Закрепление умения согласовывать существительные с местоимениями мой, моя.

 Коррекционно-развивающие:

- Развитие продолжительного выдоха;

- Развитие мелкой и артикуляционной моторики;

 - Развитие зрительного и слухового внимания;

- Развитие фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать активность и самостоятельность ребенка на занятии

Предметные:

 – обучающийся научится дифференцировать звуки [з – зʼ];

 – обучающийся получит возможность научиться самостоятельно употреблять и правильно произносить звуки [з– зʼ] в речевом самостоятельном высказывании.

 Личностные:

– сформируется положительная учебная мотивация;

 – обучающийся научится понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат;

 – обучающийся получит возможность научиться адекватно оценивать свою деятельность.

Метапредметные:

 – познавательные: обучающийся научится выполнять учебное задание в соответствии с целью; разовьётся умение строить грамотные речевые высказывания;

 – коммуникативные: обучающийся научится формулировать ответы, говорить развёрнутыми высказываниями и грамотно отвечать на поставленные вопросы;

 – регулятивные: обучающийся получит возможность учиться формулировать тему занятия, цели и задачи; планировать свои действия.

 Методы: деятельностный, решение проектной задачи.

 Приёмы:

  • закрепление звуков [з – зʼ] в слогах, словах,  умение их дифференцировать; формирование умения соблюдать правильный артикуляционный уклад произносимых звуков;
  • выработка кинестетических ощущений и зрительного образа артикуляционного уклада; выработка слухового самоконтроля на звуки [з – зʼ]
  • проектная деятельность; соотнесение звука с буквой; нормализации операции отбора звуков [с – сʼ].

Использование технологии: ИКТ, презентация. Оборудование: зеркало, изображение комара и комарика, зеленые и синие бусины, изображения животных.

№ п/п

Этап, хронометраж

Деятельность  логопеда

Деятельность обучающегося

1

Организационный момент (1 мин).

Артикуляционная гимнастика (2 мин)

Введение в тему (2 мин)

-Добрый день. Как твое настроение?

-Сегодня, наши друзья – Комар и Комарик вновь приглашают нас с тобой в путешествие, и предлагают выполнить артикуляционную и дыхательную разминку.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения выполняются перед зеркалом. Комар и Комарик. “Трубочка” - “Улыбка”.

“Накажем непослушный язычок”. (Самомассаж языка.) “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

“Качели”. “Горка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

Драматизация сказки.

“Комар и Комарик”. Летят навстречу друг другу Комар и Комарик (помахать пальчиками). Летят и зудят свои песенки. Комар: “З-З-З” Комарик: “ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ”

-Одинаково ли звучат их песенки?

- Верно! Молодец! Какие звуки издавали комар и комарик? – Назови тему нашего занятия.

Сначала губы вытянуть вперед трубочкой, затем растянуть в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 сек.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить “та-та-та”. Затем пошлепать язык губами, произнося “пя-пя-пя”.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка вверх – вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

–звуки [з – зʼ].

Мы будем говорить сегодня о звуках

[з – зʼ].

2

Основная часть. Постановка проблемы (1 мин). Планирование работы (1 мин)

– Верно! Давай споем вместе с ними!

 - Чья песенка твердая?

 - Чья песенка мягкая?

 - Чья песенка звонкая?  

- Чья песенка глухая?

Встретились Комар с Комариком и решили дальше лететь вместе. Летели они, летели, устали и опустились на полянку, чтобы немножко отдохнуть. Вдруг видят, стоят два домика – синий и зеленый. Стали спорить Комар с Комариком, кому в каком домике жить. Спорили, спорили – но так ничего и не решили. Сидят на травинках-былинках печалятся. Помоги им найти свои домики.

Комара

Комарика

И Комара и Комарика

Ничья

Обучающийся выбирает для Комара синий домик, а для Комарика – зеленый и объясняет свои действия

Динамическая пауза

Почему повсюду лужи?

(Дети разводят руки в стороны и помахивают плечами.)

Мама зонтик свой берет.

(Имитируют движение.)

Почему же? Почему же?

(Движения, как в 1-ой строке.)

Потому что...

(Хором: «Дождь идет!».)

Появились комары

Только в лес мы все зашли,

(Ходьба на месте.)

Появились комары.

Руки вверх — хлопок над головой,

(Руки вверх — хлопок.)

Руки вниз — хлопок другой.

(Руки вниз — хлопок.)

Дальше по лесу шагаем

(Ходьба на месте.)

И медведя мы встречаем.

3

Открытие нового знания. Дифференциация звуков [з – зʼ] в слогах (3 мин)

Дифференциация звуков [з – зʼ] в предложениях

Повеселел Комар, повеселел и Комарик, и стали они бусинки перебирать. Комар в свою тарелочку складывает синие бусинки, а Комарик – зеленые. Помоги им бусинки перебрать.

Нанизывает Комар на нитку бусинки синего цвета и поет свою песенку.

Поможем Комару?

-И комарик тоже решил спеть свою песенку, может и комарику поможем?

Дифференциация звуков [з – зʼ]

К Комару и Комарику спешат много разных гостей. Посмотри на картинки и угадай, кто спешит к Комару, а кто к Комарику. Перед ребенком раскладываются картинки с изображением животных (заяц, зебра, коза, обезьяна).

Игра “Мой” - “моя”.

 Стали Комар с Комариком рассматривать подарки. Они еще не могут правильно использовать слова и говорят: “Это моя зонт, мой ваза, моя изюм…”. Давай научим их правильно использовать слова. О чем еще можно сказать - “мой”, “моя”?

Работа с текстом:                                                  

Зайка зимой.

Плохо зайке зимой. Замело землю. Морозно. Зайка грызёт кору молодой берёзы. Как завоет волк – надо зайке убегать без оглядки.

Вопросы:

Кому плохо зимой?

Что грызёт зайка?

Что сделает зайка, когда завоет волк?

Обучающийся в одну тарелочку складывает бусинки синего цвета, а в другую – зеленого.

Обучающийся берет из тарелочки по одной бусинке, нанизывает на нитку и произносит слоги.

за-зо-зу-зы зо-зу-зы-за зу-зы-за-зо зы-за-зо-зу

нанизывает на нитку бусинки, но зеленого цвета и поет свою песенку: зя-зё-зю-зи зё-зю-зи-зя зю-зи-зя-зё зи-зя-зё-зю

Ребенок: “К Комару спешат – заяц и коза, т.к. в этих словах “спрятался” звук [з]. А к Комарику спешат – зебра и обезьяна, т.к. в этих словах “спрятался” звук [з’]”.

Ребенок, показывая на картинки, учит Комара: Это моя ваза. Это мой зонт. Это моя мимоза. Ребенок, показывая на картинки, учит Комарика: Это моя земляника. Это мой изюм. Это моя газета.

Зимой плохо зайке. Зайка грызет кору молодой березы.  Как завоет волк – надо зайке убегать без оглядки.

4

Рефлексия (2 мин.)

-Вот и приближается к завершению наше занятие.

-Давай вспомним, кто был у нас сегодня в гостях, чем мы сегодня занимались?

-С каким настроением ты заканчиваешь данный урок? Определи своё настроение с помощью карточек

Мы сегодня занимались со звуками

[з – зʼ].

Я заканчиваю урок с хорошим настроением. Мне понравились комар и комарик

5

Домашнее задание

Выучить стихотворение.

Зачем у маленькой хозяйки

Зелёный зонтик взяли зайки?

Затем, чтоб прятаться от волка

Под этим зонтиком из шёлка.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Читать стихотворение чётко и выразительно.

Самоанализ индивидуального занятия

Тема: Дифференциация звуков [з] - [з’] в слогах, словах, предложениях.

Цели: формирование у обучающегося структуризации полученных знаний, повторение изученных способов действий в рамках всей изучаемой темы.

На занятии присутствовал один обучающийся. Поставленная цель и задачи логопедического занятия (у обучающегося структуризации полученных знаний, повторение изученных способов действий в рамках всей изучаемой темы) были достигнуты благодаря установлению контакта с учащимся, созданием мотивационного настроя на работу, привнесением игрового момента в структуру урока, а также использованию разнообразных групп методов (наглядных, словесных, практических), которые соответствовали общей тематике занятия. Один приём методически плавно перетекал в другой, подкреплялся наглядным материалом (презентацией, записями на доске), раздаточным материалом (индивидуальными карточками).

В начале занятия благодаря включению игрового приема «Комар и Комарик» мне удалось создать атмосферу заинтересованного изучения речевого материала, которая стимулировала познавательную активность и интерес учащихся на протяжении всего урока.

Мне удалось проследить связь между качеством подготовки к занятию и его проведением. На мой взгляд, занятие было четко продумано. Этапы занятия соблюдены. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия, а также включение физминуток позволила предотвратить утомление у учеников. Дети динамично переключались с режима индивидуальной работы в форма подгрупповой работы и общего обсуждения. Несмотря на то, что урок проводился в 2-ом классе, в занятие была включена артикуляционная и дыхательная гимнастика, и дети не стеснялись выполнять артикуляционные упражнения.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность учащихся (я просила их давать ответ полным предложением), а также проявление самостоятельности (например, через высказывания своего мнения, самооцениванивания, а также формулирование целей урока с помощью слов-опор).

Речевой материал был подобран в соответствии с возрастными особенностями, опытом и интересами обучающихся. Учащиеся успешно справились с предлагаемыми заданиями.

В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: внимание, восприятие различной модальности, память, образное и логическое мышление.

Показателем эффективности коррекционного занятия, на мой взгляд, явилась активная познавательная деятельность учащихся на протяжении всех этапов работы.

Содержание занятия, на мой взгляд, полностью соответствовало заявленной теме. Цель занятия достигнута. Задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Р] в прямых слогах.

Конспект индивидуального логопедического занятияТема: Автоматизация звука [Р] в прямых слогахЦель: Автоматизировать произношение звука [Р] в прямых слогах....

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием «Даров Фрёбеля» по теме: «Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах, словах, предложениях»

Цель: формировать умение дифференцировать звуки [Ш] и [Ж] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:упражнять в подборе слов на заданный звук в опреде...

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] в словах с ребёнком старшей группы

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [с] и [ш]    в словах с ребёнком старшей группы с логопедическим заключением«ФФНР, функциональная сенсорная дислалия&raqu...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [л] изолировано, в слогах, в словах».

Цель: Автоматизация звука [л] изолировано, в слогах, в словах.Задачи:Образовательные:-уточнить правильное произношение звука [л] изолировано, в слогах, в словах;-упражнять в выделении звука из ряда др...

Конспект индивидуального речевого занятия Тема: «Дифференциация звуков [Р] и [Л] в слогах, словах и предложениях»

Конспект индивидуального  занятия Тема: «Дифференциация звуков [Р] и [Л] в слогах, словах и предложениях»...