Конспект индивидуального речевого занятия Тема: «Дифференциация звуков [Р] и [Л] в слогах, словах и предложениях»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фатыхова Ильвина Филюсовна

Конспект индивидуального  занятия Тема: «Дифференциация звуков [Р] и [Л] в слогах, словах и предложениях»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального речевого занятия

Тема: «Дифференциация звуков [Р] и [Л] в слогах, словах и предложениях»

Подготовила:          Фатыхова И.Ф

Цель: дифференциация звуков «Р» и «Л» в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять правильное произношение звуков «Р», «Л» в слогах, словах, предложениях.
  • Закреплять в речи названия цветов.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную моторику;
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать навык фонематического анализа;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать положительную мотивацию на занятии;
  • Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: зеркало, игрушка Пчела Лара, фишки для звукового анализа, аппаратура для демонстрации слайдов.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Логопед. Посмотри, к нам в гости прилетела пчела. Зовут ее Лара. Она поможет нам различать звуки «Р» и «Л» (слайд 2).

  1. Основная часть (слайд 3)
  1. Артикуляция звуков

Логопед. Давай с тобой вспомним правильное положение языка, рта, губ, зубов, при произношении этих звуков.

Ребенок.

«Р» – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за

верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко молчит, а язычок дрожит.

«Л» – губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит.

  1. Артикуляционные упражнения.

Логопед. Потренируем язычок.

Упражнение «Лошадка»

(Присасывать кончик языка к нёбу. Максимально открыть рот, не отрывая языка от нёба. Затем щелкнуть медленно, сильно)

Упражнение «Маляр»

(Открыть рот, водить кончиком языка по верхнему небу, как кистью)

Упражнение «Качели»

(Широко открыть рот, ставить кончик языка попеременно за верхние и нижние зубы)

Упражнение «Грибок»

(Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась)

Упражнение «Вкусное варенье»

(Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать вглубь рта)

  1. Повторяем слоги (дифференциация звуков «Р» т «Л» в слогах).

Логопед. Лара любит, летая петь песенки. Спой вместе с ней.(Слайд 4)

ла-ра-ла

ала-ара-ала

ал – ар - ал

лу-ру-лу

улу-уру-улу

ул – ур - ул

лы-ры-лы

ылы-ыры-ылы

ыл – ыр - ыл

ло-ро-ло

оло-оро-оло ол

ор – ол –ор

  1. Поиграем со словами (дифференциация звуков «Р» т «Л» в словах).

Логопед. Назови картинки (слайд 5). Ребенок. Роза, ромашка, костер, забор.

Логопед. Закрой глаза и повтори названия картинок.

Ребенок. Повторяет, правильно произнося «Р».

Логопед. В названии каких картинок звук «Р» слышится в начале? Ребенок. Роза, ромашка.

Логопед. Назови картинки (слайд 6). Ребенок. Лотос, ландыш, сокол, дятел.

Логопед. В названии каких картинок слышишь звук «Л» в конце? Ребенок. Сокол. Дятел.

Логопед. Пчелка Лара собирает нектар с цветов. Вспомни названия цветов, которые ты называл.

Ребенок. Роза, ромашка, лотос, ландыш.

  1. Найди цветок. (дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах) (слайд 7-9 ).

Логопед. Как много цветов растет на лужайке. Лара летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать цветы. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук «Р» и «Л».

Орхидея, астра, роза, мимоза, нарцисс, василёк, ромашка, гладиолус, колокольчик, ландыш, одуванчик, фиалка.

Ребенок. Орхидея, астра, нарцисс, роза, ромашка. Колокольчик, ландыш, фиалка, гладиолус.

  1. Имя Лара (развитие навыка фонематического анализа и языкового анализа).

Логопед. Назови по порядку звуки в слове «Лара». Выложи схему этого слова

кружочками. Сколько всего звуков в этом слове? Какой первый? Третий? Раздели это слово на слоги. Придумай предложение со словами пчела Лара. Посчитай количество слов в этом предложении.

  1. Физминутка (слайд 10)

Логопед. Пчелка устала, собирая мед. Пусть теперь споет, а ты с ней. К нам пчела влетела,

Влетела и запела «Ла-ла-ла…»

Вот направо полетела. (ребенок смотрит направо, не поворачивая головы)

Вот налево полетела. (ребенок смотрит налево, не поворачивая головы)

Пчелка на нос хочет сесть, (ребенок смотрит на кончик носа)

Не дадим мы ей присесть (хлопок).

  1. Звуки меняются местами (дифференциация звуков «Р» т «Л» в словах и фонематический анализ).

Логопед. Лара перелетает с цветка на цветок, а звуки «Р» и «Л» «перелетают» и меняются местами.

Рама – Лама Роза – Лоза Ром – Лом Рука – Лука Рак - Лак

8. Исправь ошибку (дифференциация звуков «Р», «Л» в предложениях).

Логопед. Пчела Лара хочет посмешить тебя. И говорит, будто она не взрослая пчела, а пчела-малышка. Исправь ее ошибки.

У камина стоит тлон На него сел срон.

Кусают больно комалы.

Хоть и очень они мары.

В сказке фея жира Она была добла.

Искрится лучей

От солнечных ручей.

Ребенок. Проговаривает предложение, исправляя ошибки.

  1. Итог занятия.

Логопед. Попрощаемся с Ларой. Какие звуки мы учились не путать с ее помощью? Ребенок. Звуки «Л» и «Р».

Логопед: Что тебе понравилось больше всего на занятии?

Приложение

Ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/34cj8snGrhrAvw


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;-закрепить навыки образования ...

конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков с-ш  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях....