НЕЙРОГИМНАСТИКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
В данной статье представлен метод коррекционного воздействия – нейрогимнастика (комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 11.63 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕЙРОГИМНАСТИКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация
В данной статье представлен метод коррекционного воздействия – нейрогимнастика (комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры).
Ключевые слова
Нейрогимнастика, коммуникация, развитие ребенка, коррекционное воздействие.
Среди детей дошкольного возраста всё и больше и больше появляется детей с ограниченными возможностями. Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на наш взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей.
Предыдущие поколения детей бегали босиком, прыгали на скакалке, крутили обруч, играли в классики, с мячом в подвижные игры, дворовые игры с соблюдением правил. В настоящее время мы редко наблюдаем прыгающих и бегающих детей на улице со скакалкой, с обручем, а может даже уже и не видим. Современное поколение ведут малоподвижный образ жизни, сидят в телефонах, у компьютера. Да, сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не деться, дети больше нас разбираются в технике и это здорово. Но мы идем с вами к тому, что современное поколение – с каждым годом становится физически, психически, соматически ослаблено.
Недостаточность физической активности приводит к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, к дисгармоничному развитию межполушарных связей. Отсюда наши дети:
моторно неловкие;
невнимательные;
гиперактивные;
плохо ориентируемые.
Существует метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность - это нейрогимнастика. Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.
Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление, улучшаются подкорковые структуры головного мозга.
Нейрогимнастика включает в себя глазодвигательные, дыхательные упражнения, игры на освоение телесного пространства, работа над чувством ритма, работа над развитием координации и переключения с одного действия на другое, развитие межполушарных связей, координации движений, ориентировки в пространстве.
Рассмотрим игры и упражнения, которые можно проводить с детьми с ОВЗ:
«Ладушки»
С этой игрой знакомы все родители: начиная с классического варианта (хлопок — хлопок двумя руками с партнёром — хлопок — хлопок правой рукой с правой рукой партнёра и наоборот), можно наращивать сложность и добавлять новые комбинации (например, перекрёстные хлопки обеими руками с партнёром).
«Клювики»
Руки малыша — «клювики»; ладонь одной руки раскрывается, а кончики сложенных пальцев другой руки «клюют» в середину раскрытой ладони. Затем соединяем «клювики», а потом повторяем предыдущее движение, сменив руки.
«Ухо-нос»
Одной рукой ребёнок берётся за мочку уха, второй — за кончик носа, затем меняет руки.
«Ладонь-локоть»
Правую руку, согнутую в локте, поднимаем вверх; ладонь сжата в кулачок. Ладонь левой руки тыльной стороной прижимаем к локтю правой руки. Обе руки образуют прямой угол. Затем меняем руки.
Чтобы усложнить упражнение, добавляем хлопок.
«Канатоходец»
Разложите на полу верёвку; предложите малышу представить, будто он канатоходец в цирке, а канат натянут в воздухе. Нужно пройти по верёвке, аккуратно переставляя и плотно прижимая к ней стопы.
«Нос-пол-потолок»
Взрослый поочерёдно указывает пальцем на свой нос, пол и потолок комнаты, проговаривая при этом то, на что он показывает. Ребёнок повторяет движения. Затем взрослый начинает путать ребёнка, время от времени указывая не на те объекты, которые называет вслух. Задача малыша — показать на верные объекты. Постепенно скорость выполнения упражнения увеличивается.
«Кулак-ребро-ладонь»
Руки ребёнка лежат на столе. Сначала он сжимает ладонь в кулак и слегка касается стола; затем делает то же самое ребром ладони; и, наконец, кладёт руку на стол ладонью вниз. Взрослый подсказывает, какое движение нужно выполнить, чтобы малыш не запутался.
«Капитан»
Одна рука сжата в кулачок, большой палец поднят вверх. Вторую руку подносим ко лбу козырьком. Затем меняем руки. Постепенно усложняем упражнение, добавив хлопок.
«Пинг-понг»
Это упражнение выполняется в паре. Представьте, что ваш стол — игровое поле, и мысленно разделите его на две половины (или используйте цветной скотч). Положите на середину шарик для настольного тенниса или просто смятый листок бумаги. Задача каждого игрока — сдуть шарик на сторону противника, чтобы он упал на пол.
Очень полезно рисовать двумя руками одновременно.
В завершении, хочется отметить, нейрогимнастика благоприятно влияет на межполушарные связи и воздействует на мозговые структуры. Нейрогимнастикой полезно заниматься как детям, так и взрослым. Любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно если это скоординированные движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Логоритмика в работе с детьми имеющими нарушения речи. ( опыт работы)
занятие по логоритмики структурировано, привязано к лексической теме, построено с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей группы...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
Статья: Реализация задач образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность) в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках ФГОС ДО. Из опыта работы
В сатье подробно раскрыты особенности форм и методов работы музыкального руководителя с детьми, имеющими нарушения речи....

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".
Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...

Педагогический проект «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Использование логоритмических упражнений в работе логопедов ДО в условиях логопункта....
