"Животные весной"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Козловских Екатерина Сергеевна

Методическая разработка для старшей логопедической группы на тему "Животные весной" направленно на обобщение знаний о весне, развитие речи, артикуляционной моторики, фонематического слуха, а также на формирование навыков связной речи, используя игровые моменты, загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskkaya_razrabotka.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Животные весной»

Возраст группы: старшая группа

Выполнила: учитель-логопед Козловских Екатерина Сергеевна

Цель: Расширить и систематизировать знания воспитанников по лексической теме «Животные весной».

Задачи

Образовательные:

  • активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Жизнь диких животных весной»;
  • внедрение в речь таких слов как: логово, лёжка;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • формирование навыка ответа полным предложением;
  • упражнение в умении составлять описательный рассказ по опорной схеме;
  • развитие навыка образовывать слова-детёнышей;

Воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников
  • воспитывать бережное отношение к природе
  • воспитывать интерес к содержанию занятия
  • воспитание трудолюбия

 Коррекционные-развивающие:

  • коррекция аграмматичного построения фразы
  • развитие физиологического дыхания (целенаправленная воздушная струя)
  • развитие общей моторики
  • развитие умения использовать притяжательные прилагательные
  • развитие словаря прилагательных
  • формировать координацию речи с движениями;

Оборудование: икт, картина леса со снегом, картина леса без снега; маленькие картинки животных на верёвочке: медведь, лиса, волк, заяц, рысь, белка, лось, еж. Картина со спрятавшимися животными в лесу, где видно только их часть тела: заяц, лиса, волк, рысь, медведь, белка; мнемо-таблица, индивидуальные зеркала


Ход занятия.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Организационный момент.

Перед детьми изображение весеннего леса. На фоне играет лёгкая нежная мелодия со звуками леса.

- Здравствуйте ребята! Вы слышите какие-то звуки? Что это за звуки могут быть?

- Да, мы сегодня с вами посетим Весенний лес и посмотрим, что же происходит его обитателями.

Работа по лексической теме.

Игра «Отгадайка»

Задача: развитие мышления

- Давайте я вам загадаю загадки, а вы попробуете отгадать жителей нашего прекрасного леса.

ЗАГАДКИ

Из берлоги слышен храп —

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло.

(Медведь)

У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост —

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора.

(Лиса)

Серый я, живу в лесу,

 Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

 Громко вою на луну

(Волк)

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку.

(Заяц)

У этих ловких кисочек
Есть маленькие кисточки,
Они на кончиках ушей
У взрослых и у малышей.

(Рысь)

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле.

Чтоб зимою жить в тепле.

(Белка)

Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага —

Есть копыта и рога!

(Лось)

Серый маленький клубочек
Заблудился среди кочек,
Не возьмёшь его на ручки,
Потому что он колючий!

(Ёжик)

После отгаданного зверя выкладывается картинка с ним перед детьми.

Игра «Жилища»

Задача: актуализация существительных жилищ: нора, берлога, дупло; знакомство с такими понятиями как: логово, лёжка

- Ребята, а где же живут наши животные в лесу?

Детям по очереди показываются картинки и просят ответить где живет тот или иной зверь.

- А как вы думаете, где живут Лоси? А зайцы?

(Логопед с детьми проговаривает слова Логово и Лёжка)

Дыхательная гимнастика

Задача: развитие правильного физиологического дыхания

- Чтобы пройтись дальше по лесу нам надо с вами сдуть и растопить все оставшиеся снежинки у нас на пути.

Только давайте перед этим вспомним, как же мы с вами дышим? Вдох через нос, выдох через рот, щеки не надуваем и плечи не поднимаем.

Логопед перед детьми держит ленту, на которой висят снежинки, а дети дуют на них. (каждый сильно дует по 3 раза)

Молодцы! Теперь наш пусть свободен, и мы можем двигаться дальше.

Артикуляционная гимнастика

Задача: развитие артикуляционной моторики

– Весной вся наша природа начинает просыпаться. А после пробуждения мы разминаемся и делаем зарядку. Давайте и мы с вами выполним гимнастику. Повторяйте за мной.

Логопед раздаёт каждому ребёнку по зеркалу для самоконтроля.

Упражнения:

  1. Заборчик – Показали клыки. (повторяем 5 раз)
  2. Вкусное варенье – Облизнули мордочку. (повторяем 5 раз)
  3. Почистим зубки (повторяем 5 раз)
  4. Зеваем -  достаём максимально наш язык (повторяем 5 раз)
  5. Кушаем (повторяем 5 раз)

- Молодцы!

Игра «Внимательные ушки»

Задача: развитие фонематического анализа

- Как вы думаете, ребята, что же делают наши животные весной?

Давайте превратимся с вами в лесных животных и узнаем, как же проходит у них весна.

Например, я буду рысью (логопед надевает на себя изображение рыси)

-Первым встанет зверь, в названии которого первый звук [В], дальше в названии, которого первый звук [Мь] и т.д.

Актуализация полученных знаний

Игра «Детёныши»

Задача: развитие активного словаря по теме детёныши

Л. – Весной от зимней спячки просыпаются медведи. Медведицы выводят своих детёнышей из берлоги. Как называются детёныши медведицы? (медвежата)

А давайте вспомним как называются детёныши наших других лесных животных?

Животные: еж, лиса, волк, заяц, рысь, белка, лось.

Физминука

Задача: развитие координации движений.

- Когда наступает Весна наши зверята становятся очень активные в лесу, скачут, бегают, прыгают. Давайте и мы вместе с вами тоже разомнёмся.

Впереди стоит лесок (становимся смирно)

Он не низок, не высок (приседаем и встаём)

Мы быстрее в лес пойдем (шаги на месте)

И Животных всех найдем (раскрываем руки

Волк прошелся по тропинке (Шаг на месте)

Проскакали рядом зайки (Прыгаем на месте)

Хвост лиса нам показала (Делаем круг бедрами)

И быстро-быстро убежала. (Бег на месте)

Игра «Чей хвост?»

Задача: развитие умение создавать притяжательные (относительные) прилагательные

- Детёныши зверей сильно заигрались. И решили поиграть с нами в прятки.

Расскажите, чьи хвосты и уши мы можем увидеть на нашей полянке?

Игра «Расскажи о себе»

Задача: развитие описательного рассказа  

- Ребята, мы так заигрались с нашими зверятами, что и не заметили, как наступило время возвращаться домой! Но перед этим, давайте расскажем каким зверем мы были, используя подсказку на экране.

Например: Я рысь, я среднего размера, моя шуба пушистая и пятнистая, я живу в логове, у меня короткий хвост и средние уши с кисточками на конце.

Итог занятия

Ребята, наш путь закончился, давайте превратимся обратно в детей?

Для этого нам нужно произнести заклинание, повторяйте за мной:

Шуршит травица, Струится водица, Шуба зверя Долой быстрее

Рефлексия

Ребята, кем вы сегодня были? Какими?

Чем мы с вами сегодня занимались? А какое задание вам понравилось больше всего?

Спасибо!

Дети слушают

Дети предполагают

Дети отгадывают и обсуждают варианты

Дети обсуждают и предполагают

Дети рассуждают

Дети выполняют дыхательную гимнастику по инструкции логопеда.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику повторяя за логопедом.

Дети слушают логопеда и по очереди поднимаются

Дети высказывают свои варианты

Повторяют движения за логопедом.

Дети находят животных и называют чьи части тела их видны

Дети по очереди составляют описательный рассказ о себе (о животном).

Дети повторяют слова за логопедом, затем снимают таблички.

Дети отвечают на вопросы логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ"

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ФГОС. ТЕМА НЕДЕЛИ "ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ" Составлен по программе Н.Е. Вераксы "От рожде...

Рекомендации родителям для занятий с детьми по теме недели ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ.

Уважаемые родители!Началась очередная апрельская неделя.Лексическая тема на этой неделе "ПОЗДНЯЯ ВЕСНА. РАСТЕНИЯ И ЖМВОТНЫЕ ВЕСНОЙ. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"Вашему вниманию предлагаются задания и уп...

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

Рекомендации для родителей подготовительной группы 3 неделя мая "Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелётные птицы весной"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая

Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...

«Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной». Рекомендации родителям (законным представителям) по лексической теме

Практический  материал родителям для совместных занятий и игр и общения с детьми в свободное время. Так в доступной и интересной форме, можно закрепить знания и умения ребёнка, по реализуемой тем...