адаптация методики А.З.Зака в условиях специализированного учреждения
рабочая программа (математика, подготовительная группа) по теме

Вниманию предлагается адаптационный материал методики А.З.Зака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogochislennye_nablyudeniya_pedagogov_pokazali.docx42.59 КБ

Предварительный просмотр:

Многочисленные наблюдения педагогов показали, что  ребенок не овладевший элементарными приемами мыслительной деятельности в дошкольном учреждении, в начальных классах обычно становится неуспевающим. Возникла необходимость подобрать, разработать и систематизировать материал, активизирующий мыслительную деятельность.

Таким и явился систематический курс занятий A.3. Зака на материале поисково- творческих задач создающие условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризует  возможность самостоятельно управлять мыслительную  деятельность, проявлять инициативу и находить способы их достижения. Реализация возможности проявления культуры мышления и предполагает наличие общих интеллектуальных способностей.              

   

Курс создает условия для развития познавательных интересов

 

       формирует стремление к размышлению

чувство уверенности

в возможности своего интеллекта

исчезает боязнь ошибок

На  занятиях  проводится :

а)        самостоятельная работа, что является хорошим условием для самостоятельности

б)        коллективное обсуждение, где формируется качество осознанности собственных
действий

в)        коллективная проверка задач, где осуществляется самоконтроль

Принципиальной задачей курса выступает развитие психических процессов и
вследствие этого, развитие интеллектуальных способностей,

Курс  включает:

-        развитие способности анализировать
развитие способности комбинировать
развитие способности рассуждать

      развитие способности планировать.

В основе курса лежит принцип разнообразия поисковых задач.        

 Основными выступают два аспекта разнообразия :

по содержанию

по сложности.

По  содержанию

В курсе представлены четыре рода задач  

    -   на группировку – аналогично классификации предметов

    -    на "преобразование"    - аналогично игре в "15"

  •  На "выведение"        - аналогично умозаключению

-         на "перемещение"        - аналогично игре в шашки, .шахматы.

Каждый род задач представлен разными видами

    Среди задач на"группировку" - используются              

     

     - сходство

      - отличие

      - пересечение

 

в  которых  применяются разные критерии объединения предметов.

В задачах на "преобразование "- используются

  • " 1 клетка ",
  • " 2 клетки ",
  • " все клетки ",

здесь применяются  разные правила , ограничивающие  поиск   решение.  

В  задачах выведение - используются

      - совмещение

      - отрицание  

      - сопоставления
применяются разные логические отношения свойств и предметов

В задачах на перемещение

  • "Петух",
  • "волк",
  • "лиса"

 применяются

разные конкретные правила перемещения воображаемых персонажей по игровому полю.

По сложности:

В курсе использованы варианты одной и той же задачи с разными значениями искомого.

  • В 1 варианте        необходимо найти конечный   условие
  • Во 2 варианте        необходимо найти начальное условие
  • В 3 варианте        необходимо найти общую основу для соотнесения

начальных условий и конечного результата ( связи начального условия и конечного результата)

 Каждый вариант отличается от  другого  тоже по сложности:

  1. вариант сложнее 1 варианта
  2. вариант сложнее 2 варианта

    Другое направление различение задач по сложности  связан с тем, что в отношении одной и той же задачи можно выполнять разное задание

решить задачу

проверить готовое решение

составить другую задачу.

 Задания также различаются по сложности поисковой деятельности

                                   

Решить  проще  чем проверить

проверить легче, чем составить.

Для поддержания интереса ребенку предлагается роль решателя, контролера, сочинителя. В предлагаемых задачах ребенок определяет правильный этот ответ или нет. Формируется самостоятельность в мышлении, активность в поиске путей достижения поставленной цели,

  На занятиях создаются благоприятные условия творческих способностей. Формируется такое важное качество, как глубина мышления, т.к. все задачи , решаемые на занятиях относятся к одному и тому же виду и требуют применения одних правил. Творческое мышление, как гибкость, т.к. решают задачи с одним  условием  но с разным содержанием искомого.

Развивается критичность,  ( обоснованность) т.к. решение задач организовано по форме выбора одного ответа из нескольких. Любой выбор всегда содержит требование к объяснению того, почему выбран один, а не другой .

Подбор задач разного содержания и сложности дает почувствовать ребенку уверенность в себе, т.к. все задания построены на выборе правильного ответа, и разным детям подбираются посильные задания, которые они успешно решат. Каждое занятие построено по схеме   1 занятие - 1 правило.

Дается образец нового,  ( поиска, перемещения) затем проводится коллективная работа, обсуждение, главное чтобы дети поняли::

        как надо решать?

что нужно?

как можно?

Дети учатся разбирать и контролировать свою мыслительную деятельность. Далее дети самостоятельно выполняют задание, применяют  средства  которые были  при  разборе.

Коллективная проверка ответов показывает разбор и решение и тем , кто ошибся, можно еще раз показать, как надо выполнять задание. Проводить занятие можно, как отдельное занятие, так и в свободное время, Разнообразить занятие можно  

   разбором  всех видов задач.

 

  • найти конечный результат
  • найти начальные условия
  • найти связь  начального  с конечным
  • каким способом найден конечный результат
  • каким способом найдено начальное условие в "группировке "и"выведение"
  • нахождение решение
  • нахождение проверки
  • составление задач

Курс создает условия для мышления .На занятиях  используются три вида мышления необходимые для развития ребенка. Наглядно-действенно, когда можно брать в руки предметы ,чтобы изменить их расположение в пространстве (ребенок наблюдает за своими действиями).

Наглядно- образное  мышление (предметы в мысленном плане формирует умение управлять поисковыми действиями ,  рассматривать ,мысленно представлять. Словесно-логическое мышление , действия с понятием ,оформленные в слово или знаки (умение рассуждать),

Эти занятия и образуют систему .

 Представляет курс:

  • методику организации и проведения систематических развивающих занятий
  • расширяет знания о развитии интеллекта у дошкольников
  • разнообразие практики в организации с детьми
    способствует организации внеурочной деятельности
    приемы диагностики

На этом материале можно развить не только  мышление , но и другие психические процессы

        зрительно-слуховое внимание

зрительное восприятие

зрительно-пространственная ориентация .

 Решение  поисковых задач способствует  формированию:

лексико-грамматического строя речи,

отработке окончаний и различных типов предложений,

образованию существительных в роде, падеже, числе,

образованию наречий, прилагательных.

Адаптация   методики   А.З.Зака в условиях специализированного учреждения.

Формирование самостоятельности, активность в поиске путей достижения поставленной цели предполагает использование детьми нетиповых, нестандартных игр, а не упражнений тренировочного типа, основанных на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы. Ребенок самостоятельно реализует свои возможности благодаря творческой деятельности.

Можно сделать вывод, что необходимо организовать регулярные занятия, на которых любые дети с разной интеллектуальной подготовкой – слабые -сильные- могли бы заниматься нетиповыми поисково-творческими играми. В основу работы легли следующие принципы:

-Необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку.

-Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные методы и приемы ( чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного дидактического материала)

-Использование в процессе обучения методов, с помощью которых можно максимально активировать познавательную деятельность детей, развивая их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности.

Во время работы требуется проявление особого такта по отношению к детям:

постоянное поощрение

развитие в них веры в собственные силы и возможности. Это способствует проявлению у детей интереса к познавательному процессу.

Авторская разработка - результат поисков и размышлений о том, как научить детей слушать на занятиях, с помощью каких средств и методов зажечь огонек жажды знаний.

Способ развития интереса к познавательному процессу представлен в виде нетрадиционных поисковых игр.

Включение на занятиях игровых методов обучения, которые значительно повышают умственную работоспособность, вызывают положительные эмоции , сохраняя на длительное время живость реакции, способствует развитию детского воображения.

  С использованием игровых методов усвоение сложного

материала происходит без особого нервного напряжения.

Ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует

успеху игры , незаметно для себя решая ту или иную задачу.  

             

 Способность анализировать

Общий смысл заключается в поиске общих, отличительных признаков предметов, рисунков.   Развитие способности анализировать характеризуется с двух сторон:

Количественная - чем лучше разберется в задаче с большим числом данных.тем легче справится с вычленением этих данных.

Качественная - чем точнее выделяет в условиях отношения данных, тем более четко

отличает необходимые данные от не обязательных

. Поиск сходство и различие лежит в основе трех видов задач:

 сходство

"отличие"

"пересечение"

в задачах "сходство"     - требуется найти в рисунке что-то одинаковое     задачах "отличие"       - требуется найти в рисунках разное  задачах"пересечение" - требуется найти то, что их объединяет и что их различает.

Материал систематизирован.

Вид задачи

Номер

Цель задания

задания

1

Решить задачу, в которой надо найти один рисунок

2

Решить задачу, в которой надо найти пару рисунков

3

Решить задачу, в которой надо найти соотношение рисунков

4

Проверить решение задачи, в которой надо было найти один рисунок

5

Проверить решение задачи, в которой надо было найти пару рисунков

Сходство

6

Проверить решение задачи, в которой надо было найти соотношение

рисунков.

7

Составить задачу, в которой надо найти один рисунок

8

Составить задачу, в которой надо найти пару рисунков

9

Составить задачу, в которой надо найти соотношение рисунков

По такой же программе построены девять занятий на материале задач – отличие , пересечение.

Основным видом помощи при решении этих задач раскрашивание выделенных признаков в изображении.

Проговаривание вслух действий, позволяет контролировать деятельность и исправлять ошибки.

Способность комбинировать

Общий смысл задач заключается в поиске разных сочетаний при изменении местоположения предметов располагающихся до изменения в одном виде и после изменения в другом. Развитие способности комбинировать характеризуется с двух сторон :

Количественная - чем лучше развита эта способность, тем больше он

составит сочетаний.

Качественная- чем лучше развита эта способность, тем больше и

планомернее проводит комбинирование.

В задаче: "1 клетка" фигуры располагаются на одной линии, а на рисунке имеется

только одна свободная клетка.

Расположение фигур изменяется передвижением любой фигуры в свободную

клетку тремя способами:

  • либо в соседнюю клетку
  • либо через занятую клетку
  • либо через две занятые клетки

В задаче: "2 клетки" фигуры располагаются в пересекающихся прямоугольниках, при этом на рисунке имеются две свободные клетки. Расположение изменятся передвижением любой фигуры только в соседнюю клетку, тремя способами:

  • либо вправо – влево  т.е. горизонтально
  • либо вверх – вниз  т.е. вертикально

-        либо наискосок  т.е. по диагонали.

В задаче :" Все клетки " фигуры располагаются в пересекающихся прямоугольниках при этом на рисунке нет ни одной свободной клетки, все заняты. Расположение фигур изменяется передвижением любых двух фигур взаимного обмена местами тремя способами:

либо по горизонтали

либо по вертикали

либо по диагонали. Искомое в задачах:

найти конечный результат

найти начальное условие для перемещения

найти способ передвижения фигур из одного расположения в другое.

 Поисковая деятельность:

-        решить задачу
проверить задачу
составить задачу.

Помощь детям при решении этих задач показ линиями возможные передвижения. Побуждая ребенка рассказывать о своих действиях используя название фигур и их местоположение формируем у детей способность контролировать свои действия по решению задач и создаем условия для уверенного управления своими действиями.

Материал систематизирован

Вид задачи

Номер задания

Цель задания

"1 клетка"

1

Решение задач, связанных с поиском конечного расположения фигур после первого варианта передвижения.

2

Решение задач, связанных с поиском конечного расположения фигур после второго варианта передвижения.

3

Решение задач, связанных с поиском конечного расположения фигур после третьего варианта передвижения.

4

Решение задач, связанных с поиском конечного расположения фигур после одного передвижения любого вида.

5

Решение задач, связанных с поиском начального расположения фигур.

6

Решение задач, связанных с поиском способа одного передвижения фигур.

7

Проверка решения задач, связанных с поиском конечного расположения фигур.

8

Проверка решения задач, связанных с поиском начального расположения фигур.

9

Проверка решения задач, связанных с поиском Способа одного передвижения фигур.

10

Составление задач, связанных с поиском конечного расположения фигур.

11

Составление задач, связанных с поиском начального расположения фигур.

12

Составление задач, связанных с поиском способа одного передвижения фигур.

По такой же программе построены занятия на материале 12 занятий " 2 клетки", 12 занятий " все клетки ".

                 

Способность  рассуждать

             

Общий смысл задач заключается в поиске суждения, непротиворечиво следующего из

данных суждений. Развитие способности рассуждать характеризуется с двух сторон.

Количественная - чем лучше развита у ребенка эта способность, тем ему легче

выполнять сложное умозаключение.

Качественная - чем лучше развита у ребенка эта способность, тем реже он допускает

логические ошибки и противоречия в рассуждениях.

В задачах на " совмещение " требуется найти суждения о связи признака и предмета.

В задаче на " отрицание " требуется найти суждения об отсутствии связи признака и

предмета.

В задаче на " сопоставление " требуется найти суждение об отношении свойств разных

предметов.

Искомое в этих задачах имеют разную форму :

найти единичное суждение ( рассмотреть связь конкретного признака и

конкретного предмета)

найти частное суждение ( рассмотреть связь группы признаков и группы предметов )

-        найти общее суждение ( рассмотреть общие признаки предметов )
Поисковая деятельность:

решить задачу

  • проверить задачу
  • составить задачу

Помощью детям в осмысление текста задач является использование схематического изображения, раскрывающего логические отношения приведенных данных. Использование вопросов

что известно ?

что неизвестно ?

В каждой задаче имеется несколько вариантов, ребенок выбирает и доказывает его правильность. Задание на проверку решения (сообщается готовый ответ) ребенок устанавливает правильность или ошибочность ответа

Материал систематизирован

Вид задачи

Номер задания

Цель задания

1.

Решение задач, связанных с поиском единичного суждения

2.

Решение задач, связанных с поиском частного суждения

3.

Решение задач, связанных с поиском общего суждения

4.

Проверка решений задач, связанных с поиском единичного суждения

5.

Проверка решений задач, связанных поиском частного суждения

6.

Проверка решений задач, связанных поиском общего суждения

7.

Составление задач, связанных с поиском единичного суждения

8.

Составление задач, связанных с поиском частного суждения

9.

Составление задач, связанных с поиском общего суждения

       

Способность  планировать

Общий смысл задач заключается в поиске маршрута перемещений воображаемого

персонажа по игровому клеточному полю на основе определенных правил.

Способность планировать проявляется в последовательности действий, какие будут

выполнятся раньше, какие позже. Развитие способности планировать характеризуется с двух сторон.

Количественная - чем лучше развита, тем легче ребенок решает задачи в которых для

Получения результата требуется выполнить много решений.

Качественная - чем лучше развита эта способность, тем у него больше  возможностей

Намечать последующие действия до выполнения предыдущих.

Задача " петух "

Воображаемый персонаж перемещается по клеткам игрового поля на основе правила

чередования шагов. " Петух " перемещается только на соседние клетки. Чередуя шаг

прямо, шаг наискосок.

Шаг прямо - это перемещение в соседнюю клетку, либо по горизонтали, либо по

вертикали.

Шаг наискосок - это перемещение в соседнюю клетку по диагонали.

Задача " Волк "

Персонаж перемещается по клеткам игрового поля на основе правила чередования шагов

и прыжков. " Волк " перемещается шагом наискосок в соседнюю клетку и прыжком прямо

через клетку, чередуя шаг и прыжок.

Шаг наискосок - это перемещение в соседнюю клетку по диагонали

Прыжок через клетку прямо - перемещение равное двум шагам прямо подряд.

Задача " Лиса "

Персонаж перемещается по клеткам игрового поля на основе правила чередования шагов

и прыжков. " Лиса " перемещается шагом прямо в соседнюю клетку и прыжком наискосок

Через клетку, чередуя шаг и прыжок.

Шаг прямо - это перемещение в соседнюю клетку, либо по горизонтали, либо по

вертикали.

Прыжок через клетку наискосок - это перемещение, равное двум шагам наискосок

подряд.

В задачах персонажи перемещаются по одному и тому же игровому полю, на основе

разных правил.

Различие правил помогает осуществлять разнообразную поисковую деятельность, что

создает ребенку возможности для разностороннего развития способности планировать.

Искомое в задачах:

найти конечный результат

-        найти начальное условие

найти способ перемещения из начальной в конечную. Поисковая деятельность. решить задачу

-        проверить задачу
составить задачу

помощь детям при решении этих задач возможна графической фиксацией перемещений, и использованием любых предметов располагая их в клетках игрового поля и перемещая.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговая программа адаптации детей 3 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения.

Программа, направленная на улучшение адаптации детей, вновь пришедших в ДОУ после летних каникул и тех, кто в первый раз пришел в группу. Цель - сплотить ребят, выработать  (или вспомнить) правил...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения "Дом, в котором хорошо малышам и взрослым".

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения....

«Социальная адаптация дошкольников с синдромом Дауна в условиях образовательных учреждений – ключевой шаг к интеграции в жизнь общества . »

Воспитание, обучение и социализация детей с нарушениями интеллекта или «особых» детей - сложная социальная и педагогическая задача. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их во...

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  «СПЕЦИАЛЬНАЯ (К...

Отчет о периоде адаптации детей 1 младшей группы к условиям дошкольного учреждения группы "Колобок"

Отчет о периоде адаптации детей раннего возраста к детскому саду...

Отчет о периоде адаптации детей 2 младшей группы к условиям дошкольного учреждения.

С поступлением 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей  новые требования к поведению, постоянный контакт с...

Презентация "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения"

Современное состояние педагогики раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях характеризуется высоким уровнем интеграции образовательной деятельности с программами комплексного мед...