"Роль развивающих игр на занятиях по математическому развитию"
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение на педсовете 16.11.2010г.

           

Игровые технологии.

«Роль развивающих игр на занятиях по математическому развитию».

МОУ «Начальная школа – детский сад» с.Ножкино

 

Воспитатель: Корсакова Анна Афанасьевна.

 

 

 

 

                                  «Игра имеет важное значение

                                                               в жизни ребенка, имеет то же

                                                               значение, какое у взрослого

                                                               имеется деятельность, работа,

                                                               служба. Каков ребенок в игре,

                                                               таким во многом он будет в

                                                               работе, когда вырастет.                       

                                                               Поэтому воспитание будущего

                                                               деятеля происходит прежде

                                                               всего в игре…»

                                                                                          А.С.Макаренко

Игра – наиболее результативное средство обучения дошкольников. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого. То в игре он решает свою собственную задачу. В игре ребенок сам стремиться научиться тому, что он еще не умеет. Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника и всех психических процессов, которые наиболее значимы для этого возраста : воображения, творчества, символического мышления (которое станет основой изучения математики, компьютера, языков), навыков и т.д. Таким образом, в задачу педагога в дошкольном возрасте входит обеспечение ребенку условий, в которых развивалась бы игра.

       Сократ говорил: «Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а в процессе игры, и тогда увидишь, кто к чему склонен». Именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому именно в процессе игры и можно строить развивающие обучение.

        Очень часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, но почему он не играет ими? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главное причина в том, что игрушки себя «исчерпали». Элемент новизны исчез. А он –то и привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, пирамидки, мозаики и т.д. Эти игры дольше служат детям, не надоедают им, т.к. обладают большей вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. Но ведь этого так мало для успешного развития творческих способностей!

А время уходит….. как же быть?

Вывод один: нужны игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Такими играми нового типа и являются развивающие игры. По словам Б.П.Никитина:

«Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность.

Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила.

Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.

Цель игры всегда имеет два аспекта:

1)    познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

2)     воспитательный, т.е. способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что – то найти, в других – что – то собрать в какой – то определенный  силуэт, в – третьих – обменяться предметами и т.п.

Игровые действия также побуждают ребенка к игре, имеют важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила.

Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения. Примерами правил действия могут служить следующие: припомнить и назвать только ту фигуру, которую еще никто не называл ( игра «Логические блоки Дьенеша); не называть предмет, изображенный на картинке, а только загадать про него загадку и пр. Примерами правил общения могут быть следующие: не подсказывать и не мешать другому, играть дружно,действовать по очереди,  слушать друг друга и т.д. выполнение всех этих правил требует  от ребенка определенных усилий, ограничивает его активность. Но именно это делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.

        Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается. Новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, т.к. его можно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации       в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат действовать в «уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности. Сущность и особенности развивающих игр:

1.Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.д.

2.Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертеже, в письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят с разными способами передачи информации.

3.Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

4. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности. В отличии от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

5. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц и даже больше.

6.Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а  позволяют детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е заниматься творческой деятельностью.

7.Развивающие игры позволяют каждому подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

    Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить ребенка считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их конструировать предметами, знаками, словами.

 Для успешного обучения математическому развитию использую ряд развивающих игр:

«Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера», «Уникуб», «Сложи узор», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат», «Волшебный круг», «Пифагор», «Сложи листик», «Сфинкс», «Рамки и вкладыши М.Монтессори».

        Обучение невозможно без развивающих игр В.В.Воскобовича:

«Чудо- крестики», «Чудо – цветик», «Чудо – соты», «Прозрачный квадрат», «Шнур – затейник», «Геоконт», «Геовизор», «Математические корзинки»,  «Прозрачная цифра»,  «Планета умножения», «Волшебный квадрат», «Чудо – ларчик» и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Роль развивающих игр в формирование элементарных математических представлений у детей 5 - года жизни"

Данное тематическое собрание поможит родителям понять роль развивающих игр в формирование математических представлений у детей 5 - года жизни. Родители узнает основные развивающие игры для этого возра...

Роль развивающих дидактических игр и упражнений в развитии познавательных психических процессов у детей

В статье представлен опыт работы над развитием познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста...

Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».

Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...

Конспект родительского собрания «Роль развивающих игр в формирование элементарных математических представлений у детей 5 – года жизни».

Родительское собраниеТема: «Роль развивающих игр в формирование элементарных математических представлений у детей 5 – года жизни». 1.     Значение развивающих игр2....

Роль развивающих игр в формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Познавательное развитие"...

Роль развивающих игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Роль развивающих игрв формировании элементарных математических представленийу детей дошкольного возраста...