Опыт использования занимательного математического материала
методическая разработка по математике по теме

Математические представления детей формируются на протяжении всего дошкольного детства и продолжают складываться в при обучении в школе. Как помочь детям овладеть этими сложными понятиями и представлениями? Ответ на этот вопрос даёт многолетний опыт работы воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alieva_hayvat_alievna.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Алиева Хайват Алиевна

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Белочка» п.Фёдоровский Сургутского района ХМАО

ОПЫТ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

     Выдвинув перед собой цель - разработать и внедрить в педагогическую практику систему мероприятий по развитию математических представлений детей средствами дидактических игр, мной были разработаны конспекты с использованием игр и разнообразного занимательного материала, изготовлены дидактические игры математического содержания, картотеки занимательных задач, песенок, считалок. Работая с детьми в разных группах детского сада, за годы работы мелась возможность наблюдать особенности восприятия детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста занимательного математического материала, который предлагался им в непосредственно образовательной деятельности (НОД), во время утреннего приёма, на прогулках, в часы самостоятельной игровой деятельности и во второй половине дня.

    Используемые мной методические приёмы, сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций, предлагаемых в различных видах занимательного материала, способствовали формированию математических представлений у детей.

    Обучение детей младшей группы носило наглядно-действенный характер. Новые знания дети усваивали на основе непосредственного восприятия, когда следили за моими действиями, слушали пояснения и действовали самостоятельно с дидактическим и занимательным материалом. Старалась начинать НОД с малышами с элементов игры, занимательности, сюрпризных моментов. Это заинтересовывало и активизировало детей. 

     Зная о том, что малыши значительно лучше усваивают эмоционально воспринятый материал, а запоминание у них характеризуется непреднамеренностью, в основной и заключительной частях НОД часто использовала дидактические игры с математическим содержанием. НОД с играми и  занимательным математическим материалом организовала так, чтобы в действии одновременно участвовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Однако, используя занимательность, старалась не допускать отвлечения детей от главного – математического содержания. В организованной образовательной деятельности в младшей группе интересно проходили игры с разборными башенками, бочонками, крупными мягкими разноцветными блоками, конструкторами. Удачны были простые игры и упражнения с конструктором и цветными логическими блоками, целью игр было освоение свойств, и обозначение их словами «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Сначала предлагала детям самые простые игры.  «Найди все фигуры (блоки, детали), как эта» по цвету (по размеру, форме). «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру). «Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. В игре «Цепочка» от произвольно выбранной фигуры дети старались построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки были такими: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера); чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур; чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы.  Аналогично организуется игра с разноцветными фигурами «Раздели фигуры»: детям предлагают разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверив, правильно ли дети распределили игрушки, им предлагается  ответить на вопросы:

- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).

- А у зайки? (Все не красные), предлагается попробовать разделить фигуры по-другому:

а) чтобы у мишки оказались все круглые;

б) чтобы зайцу достались все большие;

в) чтобы зайцу достались все желтые и т.д. Более сложный вариант этой игры: Разделить фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.

     Включая дидактическую игру и занимательный материал в ежедневную детскую деятельность, выявила ценность этого игрового материала в разнообразии действий с ним детей: подбор деталей,  вкладышей, построение ряда по убывающим или возрастающим размерам, вкладывание предметов друг в друга, подбор по форме и размеру (игры «Собери так», «Чья башня больше?», «Что там?»).

     В средней группе для прочного усвоения знаний необходимо было заинтересовывать детей действиями с математическим материалом. Удачными были использование в игре привлекательных наглядных пособий, занимательный разговор с математическими шутками, использование игровых упражнений и дидактических игр, которые создавали у детей хороший эмоциональный фон. Широко использовала с детьми среднего возраста считалки и математические игры, в которых игровое действие являлось в то же время и элементарным математическим действием «Найди столько же», «А сколько у тебя?», «Самая большая», «Попробуй, разложи».

    Включение математического материала в жизнь детей старшей группы начиналось с повсеместного использования считалок, игровых упражнений и дидактических игр. Дети с удовольствием с помощью считалок выбирали водящего для игры, для закрепления названия частей суток применялись загадки, вспоминались пословицы про утро, день, вечер, ночь.

      У детей старшей группы наблюдалось повышение устойчивости внимания, но длительно выполнять  одну и ту же работу, сохранять одну и ту же позу пятилетние дошкольники не могут, нуждаются в частой смене видов деятельности. Поэтому, упражнения и игровые задания, требовавшие произвольного внимания, чередовались мной с элементами занимательности, игры. Организуя самостоятельную деятельность с занимательным материалом, уже учила детей ставить перед собой задачи: проверить, узнать, научиться. В старшей группе  мной были расширены виды занимательного математического материала, наглядности и несколько изменен их характер. В качестве иллюстративного материала продолжала использовать игрушки, предметы быта, но большое место стала занимать деятельность с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, схемами («числовые фигуры», «Числовая лесенка», «схема пути»). Основной целью использования лего-конструктора и логических блоков, геометрических фигур в играх со старшими дошкольниками было научить их решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.    

     В работе с детьми пяти-шести лет  значительно увеличилась доля словесного занимательного материала – задачки-шутки, считалки, игровые задания, словесные игры и упражнения, в основе которых действия по представлению («Кто быстрее назовёт», «Что длиннее, что короче?», «Как по-другому?», «Найди и назови»). Для поддержания интереса к НОД постоянно вносила в них элементы игры, занимательности, соревнования. Предлагала детям задания, в которых наряду с решением учебной задачи, тренировались произвольное внимание и память (игровые упражнения «Что изменилось?», «Кто запомнит?», «Молчанка»).

        С целью закрепления знаний детей о геометрических  фигурах и цифрах вновь использовались загадки и стихотворные строчки.

        В группе имеются выпускаемые промышленностью настольно-печатные игры, которые позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно использовались игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражнялся в запоминании порядка следования чисел.

        В беседе перед играми старалась подробно разъяснить детям правила игры, обращаясь к их игровому опыту, находя вместе с детьми игры, разные по содержанию, но построенные по одному правилу. Разнообразные лото (табличное, «Собери под зонтики», лото с бочонками), домино помогали закрепить полученные знания и поупражняться в классификации. Особое место было отведено геометрическим головоломкам, мозаике, конструкторам, шашкам. Игровая мотивация и занимательность были незаменимы при отработке многих навыков, которые требовали монотонных повторений.

         В процессе практической деятельности был найден новый для меня приём включения математического содержания в продуктивную деятельность: использовались лепка, аппликация, рисование, конструирование на математические темы. Большинство НОД по развитию элементарных математических представлений носит интегрированный характер, математические задачи сочетаю с другими целями заданий и игр.

     Работая с детьми подготовительной к школе группы, пришла к необходимости сотрудничества с учителями начальной школы в вопросах единства обучения детей математике, поэтому педагогический процесс строила  с учетом единых подходов и технологий в обучении детей.  Так, используя элементы проблемности, ставила перед детьми проблему и сама показывала путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Свою задачу видела в том, чтобы показать образцы решения проблемной ситуации, дети при этом следили за логикой решения проблемы, получая эталон мышления и познания. Удачными оказались методы с использованием эффекта преодоления искусственно создаваемых трудностей в игровой ситуации.

     В подготовительной к школе группе широко использовала занимательный материал, направленный на упражнение детей в счете и отсчете предметов, в группировке предметов по разным признакам. Изучение количественных отношений, определение большего и меньшего числа сочетала с игровыми упражнениями в счете с участием  различных анализаторов (игры на счет звуков, движений, предметов путем обследования).

  Для упражнения в запоминании чисел  использовала числовые курьёзы, логические упражнения, задачки, занимательные вопросы. При обучении детей формулировке арифметических действий были незаменимы стихотворения и загадки математического содержания. Приемы и методы ТРИЗ с успехом использовались мной для развития изобретательской смекалки, творческого воображения,  мышления. Целью применения элементов данной технологии было не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, математических закономерностей. С помощью приемов ТРИЗ дети учились выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия, а разрешение противоречий — это шаг к  развитию мышления.

        Учитывая, что к моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в пространстве, в практику работы мной  были включены логические игры и лабиринты.

         При организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие математических представлений у детей, творчески использую широкий спектр техник педагогической поддержки: «активного слушания», «отслеживания реплик» и др. Стараюсь поддерживать инициативу ребёнка при обсуждении или выполнении им различных дел, но не освобождаю от ответственности, т.е. наделяю его полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи. С детьми, у которых наблюдались проблемы с усвоением математических представлений, или, наоборот, были выявлены склонности к математике, проводилась индивидуальная работа с использованием занимательного материала.

      Анализируя опыт работы с детьми в разных возрастных группах детского сада, можно сделать следующие обобщенные выводы. Подбор игр и  упражнений  осуществляется мной с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе заданий, игр и упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой занятий, проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы в игры- упражнения с занимательным материалом вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее) для младших и средних детей и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) — для старших. В процессе выполнения заданий использую инструкцию (целостную - для старших, расчлененную - для младших), пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные игровые (сюжетные) отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка. Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при занятии с занимательным материалом. Достаточно эффективным оказывается использование игр и занимательного математического материала в индивидуальной работе с детьми, отстающими в усвоении программы. Дидактическая игра может использоваться и для выполнения диагностических заданий.

     Таким образом, все виды дидактических игр нашли свое применение в работе с детьми.