Конспект занятия по формированию математических представлений у дошкольников в подготовительной группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

 

Конспект занятия

по формированию математических представлений у дошкольников

в подготовительной группе для детей с ОНР

 

Пашкова Ирина Ивановна МДОУ ЦРР д\с №12 ст. Каневской

 

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с техническими средствами – DVD. Расширить представления детей о значении выражения «видеописьмо».

Упражнять в умении самостоятельно выкладывать изображение по схеме. Соотносить цвет – длину – число, использовать различные способы сравнения по длине. Продолжать осваивать состав числа. Закреплять свойства геометрических фигур (сенсорные эталоны). Упражнять в ориентировке на листе в клетку. Упражнять в составлении и решении арифметических задач, упражнять в счете десятками. Активизировать мышление, нацеливать на самостоятельный поиск ответа на вопрос, побуждать детей делать собственные открытия. Развивать устойчивое внимание, логическое и пространственное мышление, укреплять память, активизировать мыслительный процесс.

Воспитывать положительное отношение к сверстникам.

Развивать нравственно-волевые качества, целеустремленность и настойчивость.

 

Групповая комната разделена на две самостоятельные зоны.

 

 

 

Оборудование: Телевизор; DVD; видеозапись (видеописьмо); аудиозапись; цифровые карточки; математическое домино; палочки Кюизенера; счетный материал; « Танаграм»; «Колумбово яйцо»- по количеству детей; логические карточки; сенсорные игровые карточки – таблицы многофункционального использования; цветная бумага; ножницы; карандаши; трафареты.

 

 

 

Ход занятия:

 

-Ребята, я хочу сообщить интересную новость. Мы сегодня получили видеописьмо. Я вам предлагаю познакомиться с ним, посмотреть его и послушать на DVD.

Просмотр видеозаписи DVD.

 

«-Здравствуйте ребята! Я, Царица Математики из города «Геометрических фигур», который находится в сказочной стране – Математике!

Я вынуждена обратиться к вам за помощью. У нас произошла катастрофа. Имеются серьезные разрушения. Противники знаний восстали против науки, и хотят разрушить математический мир. Сейчас они находятся на подступах к городу Геометрических фигур.

Помогите! Мы ждем вашей помощи».

 

Воспитатель обращается к детям.

 

-Ребята, что может произойти, если математическая наука будет уничтожена?

 

(Ответы детей).

 

-Если это произойдет, то люди не смогут создавать машины, компьютеры,  космические корабли, строить дома, морские корабли,  конструировать подводные лодки. Все остановится!

Ребята, но как нам попасть в страну Математики?

Я предлагаю полететь на виртуальной ракете? Вы готовы?!

 

Воспроизвести обратный счет от 10 до 1.

 

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

                                                       Дети идут по кругу.

На ракете мы летим,                                 Руки поднять над головой.

Точный мир спасти хотим                       Руки опустить вниз через стороны.

Чтоб умели все считать                            Загибают пальцы по очереди начиная

                                                                    с большого.

Самолеты создавать                                  Руки в стороны (имитируя крылья

                                                                     самолета).

Опускаемся все ниже,                               Медленно садятся на корточки.

А страна все ближе, ближе                       Встают, руки вперед, ладонями

Стоп – ракета!                                            Вверх.

Мы у цели,

И в страну мы прилетели.

 

             Звучит музыка (аудиозапись)

«Мы рады приветствовать вас в нашей сказочной стране».

 

-Скажите, пожалуйста, как нам добраться до города Геометрических фигур?

              Аудиозапись.

«К городу отправляется много поездов, но они сейчас разрушены».

 

             Предложить детям  в качестве вагонов палочки Кюизенера.

 

-Ребята, вы можете восстановить их. Для этого надо всего лишь построить поезд в порядке увеличения размеров «вагонов» - от самого маленького белого, до самого длинного, оранжевого.

 

(Самостоятельная работа детей).

 

-Молодцы, вы справились. Поезда восстановлены!

 

Аудиозапись.

«Внимание! Внимание!

Уважаемые пассажиры, за оказанную помощь и восстановление поездов железнодорожная компания  дарит вам бесплатные билеты, на которых указаны номера ваших вагонов».

 

Дети называют номера вагонов.

 

Предложить детям различные небольшие фигурки или фишки поставить на вагоны, в соответствии с номером  билета.

        

 

  • Назови соседние вагоны.
  • Назовите предыдущий вагон, последующий.
  • Сколько вагонов впереди (позади)?
  • Какой по счету голубой вагон, розовый и т.д.

 

Аудиозапись.

«Внимание! Поезд дальше следовать не может, т.к. разрушен мост».

 

Воспитатель предлагает построить мост из карточек на сложение и вычитание.

2+3=5+1=6-3=3+7=10-8=2+1=3-2=

image

 

-Нам осталось только пересечь мост, пройти немного по дороге и мы окажемся в городе Геометрических фигур.

.

 

Все примеры мы решили,            Дети идут по мостику,

Прочный мостик смастерили.     Который выстроили.

             Атеперь вперед шагайте,

             И смелее побеждайте!

 

 -Ребята, посмотрите по дороге нельзя пройти. Она заблокирована кольцами. Чтобы освободить путь нам необходимо разгадать логические задачки, находящиеся внутри колец.

 

Кольца расположены на одном уровне. В каждом кольце находятся логические карточки. В каждой карточке есть лишнее изображение. Детям предлагается определить под какой цифрой оно находятся.

Дети определяют и дают логическое объяснение.

 

-Справившись со всеми препятствиями, вы наконец подошли к городу Геометрических фигур. Дальнейший ваш путь вам укажет фигура, которую вы соберете.

 

Воспитатель предлагает «Танаграм» и «Колумбово яйцо»

(Дети собирают фигуры по образцу и называют их).

 

-Тебя проводит петушок.

-Тебе укажет путь лебедь.

 

Аудиозапись.

«Внимание! Внимание!

Вы попали в город Геометрических фигур.

Добро пожаловать!

Из некоторых квартир многоэтажных домов исчезли геометрические фигуры.

Просим вернуть жильцов!

 

-Ребята, эти дома необычные. Каждый дом состоит из десяти этажей и из четырех подъездов. Этажи мы будем называть рядами, а подъезды столбцами. На каждом этаже находятся «квартиры». Мы их будем называть клетками. В каждой клетке-квартире живут геометрические фигуры.

 

Воспитатель предлагает выбрать детям дома и проверить в каких клетках отсутствуют геометрические фигуры, решая игровые задачи:

  • Сколько всего квадратов (овалов, кругов, треугольников …)
  • Сколько маленьких треугольников
  • Сколько больших треугольников.
  • Каких фигур больше по цвету?
  • Сколько маленьких фигур в определенном столбце или ряду…
  • Найди фигуру по адресу:  четвертый ряд, шестой столбец. Дай полную характеристику фигуры.
  • Назови другие фигуры, которые ее окружают (справа, слева, сверху, снизу, в правом верхнем углу и т.п.
  • Найди фигуру по адресу: Определи, какая фигура находится на второй (3,5…) клетке выше (ниже, правее, левее и т.п.)
  • Затем воспитатель предлагает найти адрес пустой клетки. Дети выбирают фигуру, и приклеивают, вырезав ее из самоклеящейся бумаги.

    

     - Ребята вот мы и восстановили город! Нам пора возвращаться в детский сад.

                       Все мы подвиг совершили,

                       Город мы освободили.

                       А сейчас пора вернуться

                       И друг другу улыбнуться.

     

    Видеосюжет.

   На экране Царица Математики.

 

    «Ребята, всех благодарю,

     И в гости приглашаю.

     Вы все научитесь считать

     Я это твердо знаю.

     Мы вместе в космос полетим,

     И спустимся под воду.

     Теперь для вас весь мир открыт

     В любое время года!

 

 

 

 

Составитель: Пашкова Ирина Ивановна

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе

Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...

Конспект занятия по формированию математических представлений детей подготовительной группы "Компьютер"

Комплект математических игр, позволяющий выполнить образовательные задачи математического содержания и ознакомить с возможностями компьютерного счета....

Конспект занятия по формированию математических представлений во второй младшей группе « Веселое путешествие».

- Формировать представления о свойствах величины ( высокий- низкий, большой- маленький, самая короткая, длинная и самая длинная.)-Различать и находить много предметов и один;-...

Конспект занятия по формированию математических представлений в первой младшей группе «В гостях у Зайки и Белочки»

Конспект занятия по формированию математических представлений в первой младшей группе «В гостях у Зайки и Белочки» Цель: Развивать представления у детей о геометрических фигурах ...


 

Комментарии

Ирина Ивановна, мною апробирован предложенный вами конспект занятия. Результаты замечательные! Логическое структурирование информации развивает логическое мышление дошкольников, дает возможность для целостного представления блока учебной информации, развивает самостоятельность, организует внимание. Спасибо!