Игры на воссоздание из геометрических фигур образных, и сюжетных изображений.
презентация по математике на тему

Ревнивцева Раиса Михайловна

 

Доклад  и презентация в ДОУ на тему: Игры на воссоздание из геометрических фигур образных, и сюжетных изображений.

Пезентация здесь: http://docme.ru/trg на большой экран и с музыкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на воссоздание

из геометрических фигур образных,

и сюжетных изображений.

Воспитатель: Ревнивцева Раиса Михайловна

МДОУ ЦРР – д/с №21 «Аист»

г.п. Запрудня, Талдомский район,

Московская область

2012

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных, и сюжетных изображений.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.  «Математика приводит в порядок ум», то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Надо помнить, что математика – один из наиболее трудных учебных предметов, но включение игр создаёт условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

В 5 – 7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приёмами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

Сравнение – это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Анализ – выделение свойств объекта или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определённому признаку.

Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками.

Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.

Систематизация – приведение в систему, расположение объектов в определённом порядке, установление между ними определённой последовательности.

Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку.

Умозаключения – мыслительный приём, состоящий в выведении из нескольких суждений одного – вывода, заключения.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей.  

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью наглядных пособий: кубиков, кирпичиков, блоков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.д.

Сущность развивающих игр

Задачи даются ребенку в различной форме (в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п.) и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимость и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результат своих действий.

Игры, направленные на развитие восприятия

С помощью группы игр, направленных на развитие восприятия, дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ребята знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между».  Детям нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Игры подобного типа настолько заинтересовывают детей, что они начинают придумывать их сами.

Примеры игр

Все игры на классификацию по определенным признакам, «Расставь фигуры, как я скажу», «Магазин ковров», «Нарисуй недостающую фигуру», «Дорисуй фигуру», «Зверята строятся», «Матрешки и корзиночки», «Я знаю …», «Собери бусы», «Найди карточки с одинаковым расположением геометрических фигур», «К своим флажкам»,  «Парные картинки» (один-много) и т.д.

Игры, направленные на развитие внимания

Важное условие эффективности обучения математике – это внимание детей. Внимательно слушая объяснение, ребенок легче воспринимает, понимает, запоминает содержание материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу.

Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Основные свойства внимания: устойчивость, переключение и распределение.

Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-либо.

Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому.

О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится взаимодействовать сразу с двумя или несколькими предметами.

Внимание бывает непроизвольным и произвольным

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. 

Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться  на задании, даже если оно не очень интересно. Поэтому большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развития активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.

Примеры игр

«Что изменилось?», «Найди отличия», «Найди одинаковые», «Найди ошибки», «Зеркало» (ребенок внимательно следит за движениями взрослого и подражает им), «Повтори рисунок» (копирование точек, букв по образцу), «Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении», «Цифры по порядку» (прямой или обратный счет цифр, вразнобой нарисованных в таблице), «Зачеркни на листе только цифру 5»,  «Подбери узор» (матрицы Равена), «Найди такой же предмет, как на образце», «Найди только те предметы, которые нарисованы на картинке», «Поставь в фигурках определенные значки» и т.д.

Игры, направленные на развитие памяти

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. Благодаря памяти он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно. Произвольная память начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет), однако целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически и зависят от вида деятельности, которую выполняет ребенок. Было установлено, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение поручений взрослого. При этом эффективность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание ребенку предполагает не пассивное восприятие, а эффективную ориентировку в материале и выполнение мыслительных операций.

Примеры игр

«Запомни узор» (запомнить и нарисовать по памяти простой узор), «Запомни,  как были расположены цифры на доске и выложи их также на столе (запиши в тетрадке)», «Запомни и построй такую же постройку» (деревянный конструктор, конструктор ЛЕГО), «Опиши по памяти», «Запомни картинку, переверни страницу и расскажи, что изменилось», «К своей цифре беги», «Запомни свое место», «Реши задачу», «Кто самый-самый» - эта игра позволяет научить ребенка мысленно упорядочивать словесно представляемые объекты, совершенствовать оперативную память. Материалом служат задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами по одному признаку. В конце каждой задачи ставятся один-два вопроса. Поскольку задание задается в словесной форме и у ребенка нет возможности воспользоваться какой-либо внешней подсказкой, упорядочивание объектов он должен производить полностью в уме. Например: «Дружили три девочки – Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?».

Игры, направленные на развитие логического мышления

Назначение логических упражнений – активизация умственной деятельности, оживление процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. В старших группах логические упражнения используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия или при выполнении конкретной программной задачи обучения.

В работе с детьми 5-7 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти  задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т.д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным.

Виды логических игр и упражнений:

                  сравнение объектов по признаку сходства и различия;

                  поиск недостающих в ряду фигур;

                  поиск признака отличия одной группы фигур от другой;

                  классификация объектов по одному или нескольким признакам;

Примеры игр

«Чем отличается одна картинка от другой», «Какая фигура лишняя», «Продолжи ряд», «Дорисуй в пустом квадрате недостающую фигуру», «Дорисуй четвертую картинку в ряду, используя соответствующую закономерность», «Закрась лишний предмет», «Обручи» и т.д.

Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур

образных и сюжетных изображений

Игры-головоломки, занимают особое место среди математических игр. Игры способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах, их свойствах, развитию зрительного восприятия, операций анализа и синтеза, пространственных представлений. Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга, овала. Они интересны детям.

Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное.  Успешность освоения игры у детей зависит от сенсорного развития детей. Дети называют геометрические фигуры, их свойства, их отличительные признаки, свободно перемещают фигуры.

У детей развивается умение анализировать изображения, выделять геометрические формы, видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
   Существуют различные игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей такие как: «Танграм», «Пифагор», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино», и т.д.

Танграм

Мы сейчас рассмотрим одну из них - "Танграм".

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой.

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос не по летам, здоровым и сообразительным. Одно беспокоило старого императора, Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился, как художник, а третий был, знаменитым философом. И повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понять, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей.

Говорят, что танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость»

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. В коммерческих наборах обычно прилагаются карточки с заданиями.

С чего начать?

  1. Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
  1. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

Можно в процессе игры рассказать, что головоломку называют “Танграмом” в честь ученого, который ее придумал.

 

Второй этап

 

  1. Через несколько уроков и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

 

                         

Третий этап

 

  1. Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет (можно и раньше).

 

Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, из каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать из других деталей…
Дальше, можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.

Это уже сложнее - фигуры человека бегущего и сидящего.

Это самые трудные фигуры в этой головоломке.

Четвёртый этап

Творческие задания - самому придумать и сложить фигуру.

***

Использовалась информация страниц и статей интернета:

Ореховой Т.Н. http://www.glazkisad1125.ru/art/74 

http://www.babylessons.ru/igra-golovolomka-tangram/

http://www.babylessons.ru/mongolskaya-igra-golovolomka/ 

http://rada-baby.ru/pages/tangram/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений»

Особое место среди математических развлечений, занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур....

Конспект НОД по математике «Путешествие по городу геометрических фигур» ( с элементами сюжетно-ролевой игры) в средней группе

Занятие как итоговое направлено на закрепление знаний о геометрических фигурах, прямого и порядкового счёта, ориентировки от себя, а также на развитие образного и логического мышления, связной речи....

Игра " Поможем Мише найти геометрические фигуры. И построить дом из фигур. Сделать снеговика"

формировать представления об основных цветах и геометрических фигурах ,развивать зрительное восприятие ,мыслительные операции ,внимание....

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие по городу геометрических фигур» ( с элементами сюжетно-ролевой игры) в средней группе

Итоговое занятие, направлено на закрепление знаний о геометрических фигурах, прямого и порядкового счёта, ориентировки от себя, а также на развитие образного и логического мышления, связной речи....

ТЕМА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ НА НАГЛЯДНОЙ ОСНОВЕ. РЕШЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ. ВОССОЗДАНИЕ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ПЛОСКОСТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ ПО ОБРАЗЦАМ КОНТУРНОГО ХАРАКТЕРА.

Цель:  сформировать понятие и представления о сложении и вычитании; продолжать знакомить со знаком «+», «-»; ввести понятие «задача» на элементарном уровн...