Использование логических задач в развитии формирования математических представлений
материал (математика) на тему

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult.dldya_rod..doc33 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Использование логических задач в развитии формирования математических представлений

   

Одним из видов занимательного математического материала, способствующего развитию приемов умственной деятельности, являются логические задачи и упражнения.

    Логических задач создано много. Они направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображенные предметы по признакам или находить отличия. Это задачи на продолжение ряда, нахождение ошибки, устные задачи на поиск ответа путем рассуждений и т.д. В старшем дошкольном возрасте используются такие разновидности логических задач, как задачи на поиск недостающей в ряду фигуры или на признак отличия одной группы фигур от другой.

    При решении их наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование.

    Задачи на поиск недостающей в ряду фигуры являются более простыми, поэтому при обучении детей старшего дошкольного возраста их надо использовать в первую очередь.

    Ребенку предлагается рассмотреть нарисованные по горизонтальным рядам фигуры. Из фигур, изображенных внизу и пронумерованных, надо найти ту, которую необходимо поместить на место недостающей (рис.1).

   В ответ на поставленную задачу найти недостающую фигуру дети указывают обычно на несколько фигур. Как правило, вначале они ошибаются, не обнаруживают и не анализируют самостоятельно закономерности, лежащие в основе построения рядов фигур как по горизонтали, так и по вертикали. Выслушав ответ, взрослый предлагает: «докажите, что именно этот самолет нужно поместить в квадрат». Доказательство, в результате которого ребенок должен убедиться в правильности или ошибочности ответа, приводит взрослый: «Посмотрите, какие фигуры нарисованы в первом, верхнем ряду!»(Обращает внимание детей на форму корпуса, крыльев самолета, на количество иллюминаторов). Анализ фигур первого ряда заканчивается обобщением: « В первом ряду нарисованы 3 самолета: с корпусом овальной, прямоугольной, и треугольной формы; крыльями прямоугольной, четырехугольной и треугольной формы, с одним, двумя, тремя иллюминаторами. А какие самолеты во втором ряду?

    Ребенок должен убедиться  том, что нарисованы самолеты с тем же набором свойственных им признаков. « Покажи, какой самолет надо нарисовать  в квадрате», - спрашивает взрослый. Ребенок объясняет: «Тот, у которого корпус прямоугольный, крылья четырехугольные, одно окошко» (фигура1).

   Руководя решением задач, взрослый анализирует фигуры по горизонтальным рядам, выявляет закономерности повторяемых признаков.

   Для повышения самостоятельности детей в решении задач взрослый формулирует задание таким образом: «Посмотри внимательно и догадайся, какой фигуры недостает в третьем ряду».

   Детям предлагается найти фигуру и объяснить сделанный выбор самостоятельно, выделив все закономерности, лежащие в основе построения ряда. Далее взрослый спрашивает: « Чем отличаются между собой самолеты в первом ряду? Во втором? Как узнать, какого самолета не хватает в третьем ряду?»

   Упражняя дошкольников в решении подобных задач, взрослый предлагает детям найти иные пути решения.

   Анализируя фигуры по столбцам(вертикальным рядам) или сосчитывая количество фигур, одинаковых по наиболее значимому признаку, ребенок сам предлагает другие решения.

   В данной задаче значимым признакам является форма корпуса самолетов. Изображено лишь 2 самолета с прямоугольным корпусом, что и направляет дальнейший поиск нужной фигуры: определение формы крыльев, количество иллюминаторов.

    Обучая, взрослый развивает у ребенка умение анализировать (выделять присущие фигуре признаки), сопоставлять (видеть отличия в изображенных фигурах внутри ряда или столбца), обобщать (выделять закономерности, на основе которых построен ряд фигур). Усвоив способы поиска недостающей фигуры, дети самостоятельно применяют их при решении аналогичных задач, придумывают свои варианты.

     Другой вид логических задач – на выделения признака отличия – представлен двумя группами фигур (одна слева, другая справа), по шесть в каждой (рис.2). Фигуры обеих групп имеют много общих признаков, но есть и отличия.

    Решение задачи состоит в нахождении главного признака отличия одной группы фигур (левой) от другой (правой). Отличается одна группа от другой количеством контурных и силуэтных фигур, их расположением, формой. Для решения задачи нужно выделить один главный признак отличия этих групп фигур.

    Для решения задач на поиск признака отличия необходим последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них. За анализом следует сравнение, сопоставление выделенных признаков, которое и ведет к решению.

    Такой поиск решения задач детьми под руководством взрослого развивает логику действий и рассуждений, формирует приемы умственной деятельности: анализ, обобщение, абстрагирование.

    Эти задачи несколько сложнее логических задач (на поиск недостающей в ряду фигуры) по характеру и способу решения, чем первый вид. Для решения их необходимо уметь обобщить воспринятое, отвлечься от выделенных самостоятельно несущественных признаков. Поэтому обучение детей решению подобных задач следует за усвоением способов решения задач на поиск недостающей фигуры. И тот, и другой вид задач интересен для дошкольников своей наглядностью, необычностью постановки вопроса и решением.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование решения проблемных ситуаций в формировании математических представлений о величине в подготовительной к школе группе

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях материальное развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению...

Использование развивающих игр в процессе формирования математических представлений

ГБДОУ детский сад № 16 Красногвардейского района СПБ Конспектнепосредственно образовательной деятельностидля детей старшей группы на тему:«Использование развивающих игр в процессе формированияэле...

«Использование строительно-конструктивной игры в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Играя в конструктор "Лего", дети учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве; получают математические знания о форме, счёте, пропорции, симметрии; овладевают умением мысленно разделить пр...

Использование материала Марии Монтессори при формировании математических представлений у старших дошкольников

Статья разработана совместно с воспитателем  Полиной Алексеевной Локтевой....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА МАРИИ МОНТЕССОРИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья на тему: "Использование материала Марии Монтессори при формировании математических представлений у старших дошкольников" Статья разработанна совместно с Фоминовой Екате...

Перспективное планирование по методической теме: «Использование игровых технологий в процессе формирования математических представлений младших дошкольников»

Перспективное планирование по методической теме:«Использование игровых технологий в процессе формированияматематических представлений младших дошкольников»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Подвижно-дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально созданными в целях воспитания и обучения детей. Направленные на решение конкретных задач в обучении, такие и...