Конспект НОД по ФЭМП в средней группе "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Предлагаю вашему вниманию НОД по формированию элементарных математических понятий в средней группе на тему: "Путешествие в осенний лес". Хочу поделиться опытом, как с помощью различных приемов и методов обучения можно способствовать вовлечению всех воспитанников в деятельность, проявлению активности и самостоятельности каждого ребенка на занятии. Предлагаю также подробный самоанализ данной НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike_v_sredney_gruppe.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Цель:

  1. Развивать  умственные способности: сообразительность, внимание, смекалку, логику;
  2. Развивать тактильное восприятие :учить на ощупь определять предметы и устанавливать их количество ;
  3. Закреплять навыки счета и отсчета предметов в пределах 5; упражнять в счете звуков и в установлении соответствия между количеством звуков и предметов, в различении геометрических фигур, основных цветов и названии листочков от того или иного дерева;
  4. Воспитывать любовь к животным леса.

Материалы :  осенние листочки, костюмы ежика и белки, дидактический раздаточный материал: грибы, шишки, геометрические фигуры; схема с геометрическим материалом, угощение в мешочках – орешки, корзина, магнитофон, музыка на игру с листьями, телевизор, DVD.

Ход НОД.

В. – Ребята сегодня мы отправимся путешествовать. К путешествию необходимо приготовиться.

(дети говорят слова с движениями)

                                           1 – 5 – топаем ногами

                                           1 – 5 хлопаем руками

                                           1 – 5 не будем отвлекаться

                                                 1 – 5 будем отправляться.

Появляется ежик ( ребенок )

Ёж. – Здравствуйте, дети! Я слышу, вы куда - то собираетесь? Хочу вас пригласить к себе в гости в осенний лес. Вы согласны?  ( Да )

Тогда отправляемся. Повторяем за мной слова:

                                          Два хлопка над головой

                                          Два хлопка перед собой

                                         Две руки за спину спрячем

                                          И на двух ногах поскачем.

Ёж. – Я скакать не умею, поэтому побегу впереди вас. Вот мы и в лесу.

(Включается видеоролик «Осень в лесу»

В. – Ребята, посмотрите как красиво в лесу! Что вы видите? А какие звуки услышали? Сколько много лежит листвы на земле! А почему они лежат на земле, вы ребята знаете?

Д. – Листопад, осень наступила

В. – Дети, давайте поиграем с ними, но сначала я предлагаю посчитать листочки.

( счет листьев)

Задание инд:

  1. Каролина возьми 2 кленовых листочка, Ульяна - 3 березовых, Женя - 3 дубовых и т.д.
  2. Сравнение двух величин: у кого больше? У кого меньше? Каких листочков поровну

Игра с листочками: Возьмите по листочку и устроим листопад.

(под веселую музыку)

Дружно мы гуляем, листья собираем.

Листья расписные, листики сухие(гуляют с листиками)

Листья расписные весело поднимем,

Все мы постараемся и помашем ими

(машут над головой)

Листик желтый, листик красный покружись.

Вместе с нами покружись, не ленись.(Кружатся)

Ёж.- Ребята, хорошо с вами играть, но мне надо готовиться к зиме. Скоро наступят холода, и чтобы в моем домике зимой было тепло, мне надо наносить листочков. Зимой я ими укроюсь, и мне будет тепло.

В. – Ребята, давайте поможем ежику собрать листья в корзину.

       Сколько листочков мы собрали?

Ёж. – Спасибо вам ребята. До свидания.

В. – А мы продолжим путешествие по лесу. А кто еще живет в лесу? (ответы детей)

А сейчас, я хочу вам показать план леса, вы запомните, и сделайте такой же.

                                                               

                                                               

        

(Выполняют у себя на столах)

В.:А какие фигуры мы использовали, чтобы изобразить план? Называем и показываем.

 - Придумайте, кто в этих домиках может жить из животных ( медведь, лиса, заяц, белка, волк, еж)

                                                    Медведь – берлога

                                                     Белка – дупло

                                                     Лиса – нора

                                                     Волк – нора-логово

                                                     Заяц – под кустиками

                                                     Ёж – под листочками

В. – Домики построили. Животные довольны. (раздается стук дятла)

В: Вам знаком этот звук?(ответы детей)

 Посидим на «пенёчках» и послушаем стук дятла.

  1. Ск-ко раз он отстучит, столько вы положите грибочков .

(дети выполняют, выкладывают слева направо 3 грибочка)

  1. А еще положите столько же шишек. Что можно сказать про грибочки и про шишки?

                                      ( их поровну)

  1. Что нужно сделать, чтобы грибов стало больше.  

                                      (убрать одну шишку)

В. – Молодцы, ребята. Для кого оставим в лесу эти запасы?

                                                  ( для белочек)  

 Появляется белка (ребенок).

-Я ,белочка – умелочка, собираю на зиму грибы.

 И шишки я люблю поесть,

Вы мне собрали их – не счесть!

Вам за помощь благодарна.

Дорогие малыши!

Ради праздничного дня

Есть сюрприз и у меня.

Раздам я вам мешочки с любимым лакомством моим.(раздает каждому)

А вы на ощупь угадайте,

И поскорее отвечайте,

Какое лакомство для вас

Я собирала целый час!

(Дети ощупывают и называют)

Задание: «Угадай, что в мешочке и назови количество»

В.:А сколько там орешков?(2)

В: - Давайте дружно скажем белочке спасибо.

А наше путешествие закончено.

Самоанализ НОД.

  1. НОД по формированию элементарных математических понятий на тему: «Путешествие в осенний лес» проведена в средней группе. Связана с предыдущим, относится к типу НОД по комплексному применению знаний и умений. Общей дидактической целью которой было создание условий для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации.
  2. При планировании НОД учитывала, что у воспитанников уже сформированы необходимые знания и умения в счете и отсчете  предметов в пределах 5 и в запоминании чисел; в счете звуков и в установлении соответствия между количеством звуков и предметов;  в различении геометрических фигур.
  3. На НОД  решались следующие программные задачи:
  1. Развивать  умственные способности: сообразительность, внимание, смекалку, логику;
  2. Развивать тактильное восприятие :учить на ощупь определять предметы и устанавливать их количество
  3. Закреплять навыки счета и отсчета предметов в пределах 5 и  запоминания чисел; упражнять  в счете звуков и в установлении соответствия между количеством звуков и предметов; упражнять в различении геометрических фигур, основных цветов и названии листочков от того или иного дерева.
  1.  При выборе заданий учитывала интересы, темперамент,  уровень учебной подготовки и развития всех детей.  К каждому ребенку подходила как к субъекту, уважая его личность.  Особое внимание на НОД было направлено на развитие психических процессов: памяти, внимания, слухового и тактильного восприятия. Этому способствовали все задания на занятии.
  2.  На НОД была выбрана следующая структура:

   1) Оргмомент.

   2) Целеполагание и мотивация.

   3)Применение знаний (счет и сравнение количества совокупностей     предметов; упражнение в различении геометрических фигур, задание на отсчет звуков и установление соответствия между их количеством и предметов; дидактическая игра на угадывание предметов в мешочках и установление их количества).

   4) Рефлексия.

  6. Для реализации целей использовались следующие  методы и приемы:                                                                                                                                                  создание игровой ситуации, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, словесно – ответное общение, схема, ТСО.

      Создание игровой ситуации (появление ежика) в начале НОД и использование видеоролика способствовало созданию интереса к занятию и  включению всех детей в предстоящую деятельность.

         Дидактические игры: «Посчитай листочки», «Угадай, что в мешочке и назови их количество» были направлены на закрепление умения считать предметы в пределах 5 и устанавливать отношения «больше», «меньше», «столько же».        Применение ТСО (слушание стука дятла) нацелило детей на самостоятельную работу в установлении соответствия между количеством звуков и предметов.

     Использование схемы с изображением геометрических фигур способствовало закреплению умения различать и называть фигуры, развитию зрительной памяти.

   Использование перечисленных приемов создало условия, позволяющие каждому ребенку быть активным, самостоятельным.

  1. Я открыто, искренне, доверительно относилась к каждому ребенку на занятии, что способствовало созданию комфортной, доброжелательной, психологической атмосфере в группе.
  2. В целях психологической разгрузки были использованы игра с листочками, появление сказочных героев, сюрпризный момент.
  3. На НОД просматривается межпредметная связь: с НОД по созданию целостной картины мира , коммуникативной деятельности, с музыкой.
  4.  Я считаю, что НОД прошло в хорошем темпе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Осенние подарки"

Занятие по ФЭМП в средней группе.«Осенние подарки». ТЕМА: Число 6. Цифра 6.ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:1.Формировать у детей представление об образовании последующего числа путём прибавления еди...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Экскурсия в осенний лес»Цель: Развитие познавательных способностей детей.Программное содержание:Закреплять знания основных геометрических фигур, цветов, знан...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе "Осенний лес"

Данный материал будет интересен воспитателям средних групп....

Конспект НОД по ФЭМП для средней группы «Путешествие в осенний лес».

Конспект НОД по ФЭМП для средней группы «Путешествие в осенний лес».Цель: формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.Задачи:...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Прогулка по осеннему парку»

Программное содержание: Закреплять умение детей составлять группы из однородных предметов разного размера  и цвета. Закрепить понятия «много», «один». Совершенствовать уме...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Путешествие в осенний лес»

Цель: закрепление элементарных математических представлений в совместной игровой деятельности.Задачи:Образовательные: закрепить понятие «узкий – широкий»,умение располагать предметы ...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Мы идём в осенний лес»

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе«Мы идём в осенний лес»Воспитатель МБДОУ «Детский сад 149»Мухотдинова Алсу Алиевна Задачи:  совершенствовать умение сравнивать дв...