конспекты занятий по математике и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Петрова Любовь Михайловна

содержание конспектов построено на игровом материале, реализует интегративный подход к развитию базовых компетенций детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 1196

СЗАО г. Москвы

Конспект

открытого занятия

по математике в подготовительной группе

на тему:

"Помощь Незнайке"

                                                         

                                                            Составила и провела  

                                                               Воспитатель 6 группы

                                            Петрова Л. М.

Москва 2009 год

Программное содержание:

- закрепить состав чисел 5 и 6 (применяя палочки Кюизенера);

- развивать произвольное внимание, самоконтроль, мелкую моторику рук;

- продолжать учить составлять задачи на сложение, правильно формулировать ответы на вопрос, уметь выкладывать решение на доске и за столами  (используя математические наборы "Учимся считать");

- закреплять знания детей в расшифровывании информации о предметах по их знаково-символическим обозначениям (блоки Дьенеша);

- упражнять в измерении отрезков с помощью линейки;

- продолжать учить разгадывать ребусы;

- ориентировка на листе бумаги.

Оборудование:

- два мольберта;

- наглядные картинки для составления задач;

- цифры и знаки «+», «=»;

- бумажные цветы с цифрами;

- ребусы;

- игрушка Незнайка;

- карточки-схемы к блокам Дьенеша.

Для детей:

- палочки Кюизенера

- блоки Дьенеша;

- линейки;

- простой карандаш;

- математический набор «Учись считать»;

- листочки в крупную клетку.

Ход занятия

Воспитатель:

Незнайка со своими друзьями гулял по Москве. Отстал от друзей. Теперь хочет вернуться в Цветочный город, но не знает как. Пришел к детям, чтобы они ему помогли.

Воспитатель спрашивает у детей,  готовы  ли они помочь Незнайке.

Дети отвечают:  - да

Воспитатель:

 Давайте, сначала измерим путь, по которому Незнайка должен проехать.

Дети измеряют путь линейкой и ставят палочки Кузенера

от С (Строгино) до В (вокзала) - 10,

затем измеряют путь от В (вокзала) до Ц (Цветочного города) - 2. Сколько будет всего вместе? (10+2=12)

Дети убирают палочки и линейки.

Воспитатель:

На вокзале поезд задерживается.

 Сломались 2 вагона (5 и 6)

Давайте починим их при помощи 2-х палочек.

Сначала желтый (5).

Дети подбирают разные варианты состава числа 5.

- Какие варианты подобрали? 1-4, 2-3, 4-1,3-2 (воспитатель все сказанные варианты выставляет на доске под желтой полоской).

Затем подбирают разные варианты состава числа 6 (фиолетовый).

 И  выставляются их на доске под фиолетовой полоской.

 Дети убирают палочки Кузенера и цифры.

Воспитатель:

Можно отправляться в путь. Но надо взять билеты. Воспитатель раздает карточки-схемы к блокам Дьенеша. Дети рассматривают и занимают свои места. Отвечают, почему так сели. Если кто-то ошибся - исправляется.

Воспитатель:

Отправляемся в путь. Незнайка сел и заснул.

 А мы не будем спать.

Посмотрим в окно (фланелеграф). ЛЕС

На фланелеграфе 6 елок и 2 березы.

Дети составляют задачу. Дети считают и находят цифры. Подставляют.

 Находят знак (+) (сколько всего), затем (=),  сколько всего деревьев (8).

Читают решение задачи.

Посмотрим в другое окно. Бегают в лесу зайцы и волк.                                                    Дети составляют задачу. Находят цифры и знаки, Ставят. Читают.

Остановка. Физкультминутка.

Мы руками хлоп, хлоп.

Мы ногами топ, топ.

Мы глазами миг, миг.

Мы плечами чик, чик.

Шаг туда, шаг сюда.

Повернись вокруг себя.

Раз-присел,

Два-привстали,

Руки к верху мы подняли.

Раз, два, раз, два - ехать нам давно пора. (Садятся)

Воспитатель:

Передали по рации, что машинист во время остановки увлекся вирусом-ребусом. Отказывается ехать дальше, пытается разгадать ребусы, но не может. Может быть, дети помогут ему?

 Дети отгадывают ребусы.

Отправляемся дальше. Подъезжаем к Цветочному городу. Город встречает детей цветами. Незнайка просыпается и предлагает детям собрать цветы.

 Дидактическая игра " Собери цветы". 

Воспитатель задает вопросы, ребенок, правильно ответив на вопрос,  срывает цветок.

1  Назови соседей числа 8 (7,9).

2 Сколько раковин в нашей умывальной комнате? (3).

3 Назови предыдущее числа 9 (8).

4 Назови последующее числа 10 (11).

5 Назови число, которое соответствует пятнице? (5).

6 Назови число меньше 7 на один? (6).

7 Сколько дней в неделе? (7).

8 Сколько частей в сутках? (4).

9 Сколько месяцев в году? (12).

10 Вторник, какой по счету день недели? (2-ой).

11  Сколько пальцев на 2-х руках? (10).

Пока дети собирали цветы, у Незнайки пропал его друг.

 Воспитатель давайте поможем Незнайке. Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 

Дети делают пальчиковую гимнастику стоя за стульями. Садятся. Берут лист бумаги в крупную клетку, карандаш и пишут графический диктант. У детей получается «кот». Они дарят его

Незнайке, Незнайка благодарит детей и дарит им пять книг-малышек о жителях Цветочного города.

Воспитатель подводит итог занятия, спрашивает, чем дети занимались сегодня, называет отличившихся детей и тех, кому надо быть немного повнимательней. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1196

СЗАО г. Москвы

Конспект

открытого занятия

по элементарной математике

в старшей группе

"Енот в гостях у ребят"

                                                                     

                                                                       Составила и провела

                                                                       воспитатель группы №6

                                                                       Петрова Л.М.

 

Москва   2010г.

Программное содержание:

- учить словами обозначать направления движения: "влево", "вправо", "вверх", "вниз";

- учить считать в пределах 6 ;

- учить правильно отвечать на вопросы: какой? На каком месте? Чего не

стало?;

- учить ориентироваться на листе бумаги;

- уметь соотносить кол-во предметов с цифрой;

- учить составлять геометрические фигуры из счетных палочек;

- уметь отобразить свое эмоциональное состояние путем подбора соответствующего изображения.

Материал:

Игрушка "Енот", 6 маленьких игрушек, 5 обручей, цифры, карточки с яблоками, голубой лист бумаги, фишка, счетный палочки, набор картинок с изображением лиц.

Ход занятия

Воспитатель: 

Ребята к нам в гости  хочет придти Енот, но не знает дороги в детский сад.  Давайте мы ему подскажем  направление его движения.

1. "Учимся обозначать словами направление движения"

На доске нарисована схема пути Енота.

 Дети встают около доски словами обозначают направление движения ("влево", "вниз","вправо","вверх").

 Енот с помощью ребят добрался до детского сада и здоровается с ними.

2." Учимся считать в пределах 6, правильно отвечать на вопросы: Какой? На каком месте? Чего не стало? "                                                                   Енот: Ребята пришел я к вам не с пустыми руками, давайте посмотрим, что у меня есть.                                                                                                             Воспитатель достает из "чудесного мешочка" по одной игрушке (пирамидка, матрешка, машинка, зайчик, слоник, светофор ).

Воспитатель задает вопрос:                                                                                          -  как все это можно, назвать одним словом? (игрушки);                                                                 - сколько всего игрушек? ( 6);                                                                                                                     -  на каком месте стоит зайчик? (4 ) и т.д.;                                                                                           - чего не стало? ;                                                                                                                           Дети закрывают глаза, воспитателем убирается одна игрушка. Открыв глаза, ребенок отмечает что изменилось.

3. "Учимся ориентироваться на листе бумаги"

Енот просит ребят покатать его на самолете.

Дидактическая игра "Фигура высшего пилотажа"

Ход игры:

Перед детьми голубой лист бумаги и фишка (самолет).

Воспитатель: дети покажем нашему Еноту фигуру высшего пилотажа. Мы с вами будем летчиками, а самолетом станет фишка. Поставьте ее на взлетное поле - голубой лист бумаги, внизу. Самолет быстро поднимается вверх, но резко падает вниз.

Где находится самолет?( Внизу.)

- Теперь он летит в верхний правый угол. Где находится самолет?

И так далее. Дети изменяют маршрут по словам воспитателя и, отвечая на его вопросы, говорят, где находится самолет (в центре, в верхнем левом углу, внизу и т.д.).

4. Соотносим кол-во предметов с цифрой.

Воспитатель:

Ну что же налетались? Пора и подкрепиться.

Чем питаются Еноты?(ответы детей)

 

Дидактическая игра "Игра с яблоками"

Ход игры:

На полу лежат обручи на большом расстоянии друг от друга, в них цифры. На "подносе-дереве" -карточки с нарисованными яблоками. Дети берут по одной карточки, посчитайте, сколько нарисовано в них зернышек и встают возле той цифры, которая соответствует кол-ву зернышек в яблоке.

Воспитатель спрашивает у детей, возле какой цифры они стоят и почему.

5. "Учимся составлять геометрические фигуры из счетных палочек"

Воспитатель:                                                                                                                       Ребята давайте мы нашему  Енотику построим домик из счетных палочек

Дети  по схеме строят дом.

Воспитатель:                                                                                                                                       - Из каких фигур он состоит? (из треугольника и квадрата)

Енот сообщает ребятам, что ему очень понравилось на нашем занятии   и просит напомнить ему, чем мы с вами сегодня занимались.

В конце занятия воспитатель просит подойти детей и взять ту картинку, которая соответствует его эмоциональному настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по художественно - эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

" Использование инновационных методов изобразительной деятельности в развитии в развитии творческих способностей старших дошкольников."...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Цель: Содействие развитию у детей умения  предотвращать  ссоры и находить пути решения  конфликтных  ситуаций в процессе обсуждения проблемной ситуации.Задачи:1....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развития для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Дом Доброты»

Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.Задачи:Образовательные:-Углублять представления детей о доброте, как неотъемлемом...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса для детей из ненужных вещей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684002","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель:Формировать экологическую культуру и нравственное воспитания детей дошкольного возраст...

Конспект занятия: Интегрированная математико-логопедическая НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий "Форт Боярд"

Конспект занятия: «Интегрированная математико-логопедическая НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных технологий  «Форт Боярд»Цель: Развитие по...