Главные вкладки

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по образовательной области «ПОЗНАНИЕ»: формирование элементарных математических представлений по теме «Счет до 5. Число и цифра 5».
    план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

    Носова Татьяна Петровна

    Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация»

    - формировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;

    - формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

    - закрепить счетные умения; умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;

    - тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, формировать опыт самоконтроля.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл schet_do_5._chislo_i_cifra_5.docx21.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 15

    Шатурского муниципального района Московской области

    НЕПОСРЕДСТВЕННО   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    по   образовательной области   «ПОЗНАНИЕ»:

    формирование элементарных математических представлений

    по   теме   «Счет до 5. Число и цифра 5».

    Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация»,

                                                                         Подготовила и провела:

                                                                            воспитатель Носова Т.П.

    Шатура 2012

    Тема: «Счет до 5. Число и цифра 5»

    Цель:

    - формировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;

    - формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

    - закрепить счетные умения; умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;

    - тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, формировать опыт самоконтроля.

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный: игрушка Белка, цифровые карточки

    Раздаточный: плоскостное изображение орехов и грибов по 6, карточки с цифрой 5, карточки-билеты

    ХОД   ЗАНЯТИЯ.

    Вхождение в тему: игровая ситуация.

    Задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

    Актуализация знаний.

    Игра «Купи билет на автобус»

    Игра «Отдых в лесу».

    Затруднения в игровой ситуации.

    Игра «Заготовка кормов»

    Открытие нового знания.

    Продолжение игры.

    Затруднения в игровой ситуации.

    Продолжение игры.

    Преодоление затруднения.

    Окончание игры.

    Включение нового знания в систему знаний.

    Игра «Орехи для мамы»

    Игра «Вкусные орехи».

    Итог.

       Дети собираются около воспитателя. Педагог вовлекает детей в разговор о времени года.

    - Дети, какое сейчас время года?        (осень)

    - Что делают звери в лесу в это время года?

    Дети, к нам в детский сад пришло письмо из соседнего леса. Написала его Белка, которая часто видела нас летом в парке.  Вот что она пишет:

    « Дорогие ребята! Вы знаете, что каждую осень звери в лесу готовятся к зиме. Вот и я активно веду заготовки орехов и грибов, но мне нужна помощь. Знаю, что вы мне обязательно поможете.

                              С уважением, Белка»

     - Дети, вы готовы помочь?

       До леса пешком далековато.  Нам надо выбрать транспорт для поездки в лес.

     - Каким видом транспорта мы доберемся до ближайшего леса.

    Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается автобус.

    Задача: актуализировать представления о числе 4 и о понятии «столько же»;

    - закрепить умение считать в пределах 4, различать левую и правую сторону;

    - тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, формировать опыт самоконтроля.

      - Ребята, что нужно сделать, прежде чем сядем в автобус? (Купить проездной билет)

     - Где покупают билеты? (В кассе)

    - Сколько билетов надо купить, если мы едем все вместе? (Столько же, сколько детей)

    Дети подходят к «кассе», среди множества карточек  находят те карточки-билеты, на которых нарисовано   4 предмета. Дети самостоятельно покупают билеты, кондуктор проверяет правильность купленного билета:

     - Что нарисовано на билете, в каком количестве?

    Все пассажиры на местах, можно ехать.

    - Дети, посмотрите направо. Какие признаки осени

    вы наблюдаете?

     - Дети, посмотрите налево. Что происходит с деревьями с приходом осени?

    Задача: организовать активный отдых детей, развивать внимание, память, воспитывать бережное отношение к природе.

       Дети выходят из автобуса, идут на лесную поляну.

     - Ребята, как надо вести себя в лесу?

    Дети, посмотрите, кто-то побывал на этой лесной поляне до нас. Кругом мусор, пустые бутылки и банки. Что же делать, так хотелось отдохнуть на зеленой травке. (Дети предлагают убрать мусор в пакет)

     - Ах, как красиво стало вокруг. Теперь можно и отдохнуть.

    (Релаксационная пауза)

    Появляется Белка (мягкая игрушка)

    Задачи:

    - создать мотивационную ситуацию для введения числа 5, счета до 5;                                                                     - формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины;

     - тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

    Белка приглашает ребят к себе и просит разобрать запасы (орехи и грибы) и разложить их на полочки.

    Дети садятся за столы по 4 человека. На середине каждого стола вперемешку лежат силуэты грибов и орехов по 6 на каждого ребенка. Запасы надо разложить так, как просит Белка. Слушайте внимательно и выполняйте.

     - На верхнюю полку положите 4 ореха.

    - На нижнюю полку положите столько же грибов.

    - Сколько грибов вы положили на нижнюю полку?

    - Почему положили 4 гриба?

    - Возьмите еще один орех и положите на верхнюю полку.

    - Сколько стало орехов?  (Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого ореха: 1,2,3,4…

    Возникает затруднение – как считать дальше?

    - Сумели вы сосчитать орехи?

    - Почему не сумели?

    Задачи:

    -закрепить представление детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе 5, умение считать до 5, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из пяти предметов;                - формировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия,  эмоционального переживания радости открытия;

    - тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

       - Что же надо сделать, чтобы узнать количество орехов?   (Надо узнать, как считать дальше)

      - кто знает, какое число следует при счете за числом 4?

       Воспитатель  заинтересованно выслушивает версии всех детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Как правило, многие дети умеют считать до 5, они назовут число 5. Воспитатель хвалит детей.

       Дети повторно ведут счет до 5 хором, согласовывая числительные с существительными: один орех, два ореха, пять орехов.

       Если счет затруднен, можно актуализировать способ действий в ситуации, когда надо что-то узнать – «спросить  у того, кто знает».

       Воспитатель подводит итог: при счете после 4 идет число 5.

      - Как получилось  5 орехов?  (было 4, добавили еще 1)

      - Чего больше орехов или грибов?

      - Как сделать поровну?

    Дети должны дать два варианта уравнивания: убрать орех, добавить гриб.

    Воспитатель предлагает добавить грибок на нижнюю полочку.

      - Сколько теперь орехов и грибов на полках?

    Делается вывод: поровну по 5.

    Задачи:

    - создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 5;                                                                    - формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

    - тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, мышление.

       Воспитатель кладет на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 6, 7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.

       Воспитатель говорит детям о том, что  Белка решила письменно известить своего друга Лисенка о том, что все запасы ребята разложили на каждой полке по 5, но, как выглядит эта цифра,  Белка не знает.

       - Дети, выберите на столе карточку, которую надо послать Лисенку.

    Возникает затруднение, так как дети многие не знают, как выглядит цифра 5.

      - Сумели вы выбрать нужную карточку?

      - Почему не сумели?

     

    Задачи:

    - познакомить детей с цифрой 5, формировать у них умение распознавать цифру 5 среди других знаков и соотносить ее с количеством;

    - закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

    - тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать инициативность, речь.

     - Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?  (Надо спросить).

     Воспитатель показывает карточку с цифрой 5.

    Воспитатель делает вывод: число орехов надо обозначить цифрой 5; количество (число) грибов обозначим цифрой 5.

       Дети выбирают цифру 5 и обозначают количество запасов на полке.

    Задачи:

    - организовать  активный отдых детей, развивать фантазию, воображение, воспитывать бережное отношение к природе.                                                Воспитатель предлагает детям представить, что они собирают орехи для мамы. Дети ходят по группе, имитируя сбор орехов с деревьев.  

      - Хотите отнести орехи маме? (корзины нет, пакеты использовали по мусор)

      - Как вы донесете орехи?

    Надо объяснить детям, что обрывать орехи вместе с веточкой нельзя.      

                                                                                    Задачи:

    -закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов, считать по названному числу, развивать артикуляционный аппарат, речь.      

       Дети садятся за столы, и воспитатель предлагает им съесть вот столько (1) орехов:

     - Съешьте вот столько (5) орехов.

    Дети выполнить задание не могут.

      - Почему вы не можете выполнить просьбу?  (орехов 4)

      - Можно ли съесть 5 грибов?

    Пересчитайте грибы, сделайте вывод:                                           Можно, но их надо отварить.

       Задача:

    - восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

                     

    Дети собираются около воспитателя.

      - Где вы сегодня побывали?

      - Какие добрые дела совершили?

    Воспитатель хвалит детей и благодарит их за оказанную помощь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по образовательной области «ПОЗНАНИЕ»: формирование элементарных математических представлений по теме «ОВАЛ»

    Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация" - формировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстан...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по Познанию (формирование элементарных математических представлений) на тему: "Счет в пределах 4. Порядковый счет до 4. Геометрические фигуры"

    Непосредственно образовательная деятельность проходит в игровой форме. Дети оказываются в сказочной комнате, где их ожидают интересные игры....

    Конспект образовательной деятельности. Область «Познание»- формирование элементарных математических представлений на тему: «В гостях у сказки»

    Цель: формировать элементарные математические представления дошкольников через устное народное творчество – сказку.Программные задачи:Познание:Формировать представление о треугольнике, как общей форме...