НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по образовательной области «ПОЗНАНИЕ»: формирование элементарных математических представлений по теме «ОВАЛ»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Носова Татьяна Петровна

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация"

 

- формировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы;

- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя ( на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

- закрепить прямой счет до 5, обратный счет от 3; совершенствовать умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;

- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, память, речь, фантазию. Воображение, логическое мышление, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oval.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 15

Шатурского муниципального района Московской области

НЕПОСРЕДСТВЕННО   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по   образовательной области   «ПОЗНАНИЕ»:

формирование элементарных математических представлений

по   теме   «ОВАЛ»

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация»,

                                                                     Подготовила и провела:

                                                                        воспитатель Носова Т.П.

Шатура 2012

Тема: «Овал»

Цель:

- формировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы;

- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя ( на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

- закрепить прямой счет до 5, обратный счет от 3; совершенствовать умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;

- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, память, речь, фантазию. Воображение, логическое мышление, творческие способности.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: карточки с рисунком из геометрических фигур для обозначения «звездолетов»; карточки с изображением овальных и неовальных предметов.

Раздаточный: карточки с нарисованными в ряд геометрическими фигурами – пропуск на космодром, по которому надо определить летательный аппарат – «Звездолет»; 2 круга и 1 овал (белые), картонные часы, колесо и огурец, круги и овалы трех цветов (красного, оранжевого, желтого).

ХОД   ЗАНЯТИЯ.

Вхождение в тему: игровая ситуация.

Задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Актуализация знаний.

Игра «Найди свою ракету»

Игра «Займи свое место».

Затруднения в игровой ситуации.

Игра «Наведем порядок»

Открытие нового знания.

Продолжение игры.

Затруднения в игровой ситуации.

Продолжение игры.

Преодоление затруднения.

Окончание игры.

Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Положи в коробку»

Игра «Поезд».

Игра «На полянке»

Итог.

   Дети собираются около воспитателя. Педагог вовлекает детей в разговор о звездах и планетах, рассказывает о том, что в космическом пространстве есть и сказочная планета «Геомфиг». Жители этой планеты приглашают ребят в гости.

- Дети, вы хотите побывать в гостях у жителей этой планеты?

- На каком виде транспорта можно преодолеть космическое пространство?

- Ребята, я предлагаю отправиться на планету «Геомфиг» на ракетах.

Задача: актуализировать умение распознавать и называть изученные геометрические фигуры, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание и речь.

  - Дети, откуда берет старт ракета, отправляясь в космос?

  - Для того чтобы попасть на космодром надо иметь пропуск. Сейчас каждый из вас его получит. (Пропуск – это карточка, на которой нарисованы 3 геометрические фигуры):

  - Рассмотрев внимательно «пропуск», найдите ракету, которая сконструирована из таких же геометрических фигур. Приготовьте «пропуск» для проверки.

        

 - Какие геометрические фигуры нарисованы на твоем «пропуске» и на ракете?

Задача: организовать активный отдых детей, развивать внимание, память.

   После проверки пропусков воспитатель предлагает ребятам в воображаемой ситуации надеть скафандры и занять места в ракете, после отсчета.

Дети хором произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,  

на такую полетим.

Но в игре один секрет:

Заплутавшим места нет!

(дети находят свою ракету, занимают места)

Хором ведут отсчет:

3,2,1 – старт

Задачи:

- актуализировать умение выделять круглую форму, создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об овале;

- формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Голос:

 - Ребята, мы рады приветствовать вас на планете Геомфиг. Пройдите в главную резиденцию, займите места за круглым столом.

   Дети садятся за столы, на которых находится  вырезанный из альбомного листа круг, а также два вырезанных из картона круга меньшего размера – часы, колесо. Кроме этого, есть вырезанный овальный предмет: огурец. Размер кругов таков, что они вписываются в овал.

   Жители планеты Геомфиг просят детей помочь положить вещи в коробку (большой круг).

/как правило, дети кладут в коробку все предметы/

Воспитатель обращается к детям:

 - Ребята коробку надо закрыть крышкой.

/дает еще один круг большого размера/

 - Дети, вы закрыли коробку крышкой?

 - Почему вы не смогли это сделать?

Задачи:

-формировать представления об овале, умение распознавать овал среди фигур разной формы;

- формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

   Воспитатель выясняет, что одна фигура не умещается в круглую коробку. Фигура имеет другую форму. Педагог предлагает детям пройти к другому столу, где находятся геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги и овалы (овалы по количеству детей). Дети сопоставляют формы и выбирают нужную коробку, садятся за стол.

 - Удалось ли вам положить все предметы в коробку?

 - Сколько у вас круглых предметов?

 - Сколько у вас некруглых предметов?

Задачи:

- создать мотивационную ситуацию для знакомства с названием формы овала;

- формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

- тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, мышление.

   Раздается телефонный звонок. Воспитатель имитирует разговор по телефону. Последняя фраза: «Хорошо, мы постараемся помочь».

    Ребята, только что звонили жители планеты. Они собрали большой урожай дынь. Чтобы сохранить урожай им необходимо упаковать каждую дыню в коробку. Помогите выбрать коробку нужной формы.

 - Можете вы объяснить какой формы должна быть коробка?

 - Почему не можете?

Задачи:

- познакомить с названием формы Овал, закрепить представления об овале;

- закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать инициативность, речь.

 - Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?  (Надо спросить).

 - Давайте пригласим Профессора «Точных наук» и ему зададим вопрос.

   Профессор рассказывает о геометрической форме, которую называют ОВАЛ.

Профессор предлагает исследовать предметы овальной формы (огурец):

 - Есть ли углы у предметов овальной формы?

 - У какой еще фигуры нет углов?

   Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что они познакомились с новой формой предметов – овальной, и помещает на доску изображение ОВАЛА.

Задачи:

- закрепить умение распознавать овальную форму среди предметов другой формы, тренировать  мыслительные операции.

   Воспитатель раздает предметные картинки. Дети должны найти предметы, которые имеют форму овала, и назвать их: кабачок, дыня, огурец и др.

Задачи:

- организовать активный отдых детей.

   Воспитатель собирает детей около себя, обращается к ним:

 - Ребята, вы соскучились по родному дому?

 - Кто вас ждет дома?

 - А что можно привезти в подарок нашим родным и близким с далекой планеты Геомфиг?

Выслушиваются предложения детей. Профессор предлагает набрать цветов с Цветочной поляны, но до поляны надо ехать поездом. Дети имитируют движение поезда, протопывают заданный

воспитателем ритм.

Задачи:

- закрепить умение выделять овальную форму, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, воспитывать культуру поведения.

   Дети выходят на цветочную поляну, на которой хаотично лежат цветы – круги и овалы двух цветов (красные и желтые по количеству детей).

   Воспитатель обращается к детям:

 - Дети, соберите все овальные цветы, так чтобы всем досталось.

 - Коля, сколько ты сорвал цветов?

 - Вера, какой формы ты сорвала цветок?

 - Алеша, какого цвета у тебя цветок?

Далее обсуждение ведется фронтально:

 - Какой формы цветы остались на поляне?

 - Сорвите круглый цветок другого цвета.

 - Сколько у вас стало цветов?

 - Чем цветы отличаются?

 - Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, что формы у цветов разная?

/дети кладут круг на овал/

 - Чем фигуры похожи, чем отличаются?

Воспитатель предлагает сделать так, чтобы в букете было 5 цветов.

Дети добирают букеты.

 - Сколько всего цветов ты сорвал?

 - Сколько среди них круглых (овальных) цветов?

 - Какие слова ты скажешь маме, когда будешь дарить цветы?

Задачи:

- восстановить в памяти детей то, чем они занимались, создать ситуацию успеха.

   Дети собираются около воспитателя.

 - Дети, где мы сегодня побывали?

 - Кто-нибудь догадался, почему планета называется ГЕОМФИГ?

 - С какой новой геометрической фигурой вы познакомились?

 - Кому вы оказали помощь?

Воспитатель благодарит ребят от имени жителей планеты за оказанную помощь