Главные вкладки

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по образовательной области «ПОЗНАНИЕ»: формирование элементарных математических представлений по теме «ОВАЛ»
    план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

    Носова Татьяна Петровна

    Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация"

     

    - формировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы;

    - формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя ( на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

    - закрепить прямой счет до 5, обратный счет от 3; совершенствовать умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;

    - тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, память, речь, фантазию. Воображение, логическое мышление, творческие способности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл oval.docx22.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад комбинированного вида № 15

    Шатурского муниципального района Московской области

    НЕПОСРЕДСТВЕННО   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    по   образовательной области   «ПОЗНАНИЕ»:

    формирование элементарных математических представлений

    по   теме   «ОВАЛ»

    Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация»,

                                                                         Подготовила и провела:

                                                                            воспитатель Носова Т.П.

    Шатура 2012

    Тема: «Овал»

    Цель:

    - формировать представление об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы;

    - формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя ( на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

    - закрепить прямой счет до 5, обратный счет от 3; совершенствовать умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;

    - тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и обобщение; развивать внимание, память, речь, фантазию. Воображение, логическое мышление, творческие способности.

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный: карточки с рисунком из геометрических фигур для обозначения «звездолетов»; карточки с изображением овальных и неовальных предметов.

    Раздаточный: карточки с нарисованными в ряд геометрическими фигурами – пропуск на космодром, по которому надо определить летательный аппарат – «Звездолет»; 2 круга и 1 овал (белые), картонные часы, колесо и огурец, круги и овалы трех цветов (красного, оранжевого, желтого).

    ХОД   ЗАНЯТИЯ.

    Вхождение в тему: игровая ситуация.

    Задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

    Актуализация знаний.

    Игра «Найди свою ракету»

    Игра «Займи свое место».

    Затруднения в игровой ситуации.

    Игра «Наведем порядок»

    Открытие нового знания.

    Продолжение игры.

    Затруднения в игровой ситуации.

    Продолжение игры.

    Преодоление затруднения.

    Окончание игры.

    Включение нового знания в систему знаний.

    Игра «Положи в коробку»

    Игра «Поезд».

    Игра «На полянке»

    Итог.

       Дети собираются около воспитателя. Педагог вовлекает детей в разговор о звездах и планетах, рассказывает о том, что в космическом пространстве есть и сказочная планета «Геомфиг». Жители этой планеты приглашают ребят в гости.

    - Дети, вы хотите побывать в гостях у жителей этой планеты?

    - На каком виде транспорта можно преодолеть космическое пространство?

    - Ребята, я предлагаю отправиться на планету «Геомфиг» на ракетах.

    Задача: актуализировать умение распознавать и называть изученные геометрические фигуры, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание и речь.

      - Дети, откуда берет старт ракета, отправляясь в космос?

      - Для того чтобы попасть на космодром надо иметь пропуск. Сейчас каждый из вас его получит. (Пропуск – это карточка, на которой нарисованы 3 геометрические фигуры):

      - Рассмотрев внимательно «пропуск», найдите ракету, которая сконструирована из таких же геометрических фигур. Приготовьте «пропуск» для проверки.

            

     - Какие геометрические фигуры нарисованы на твоем «пропуске» и на ракете?

    Задача: организовать активный отдых детей, развивать внимание, память.

       После проверки пропусков воспитатель предлагает ребятам в воображаемой ситуации надеть скафандры и занять места в ракете, после отсчета.

    Дети хором произносят слова:

    Ждут нас быстрые ракеты

    Для прогулок по планетам.

    На какую захотим,  

    на такую полетим.

    Но в игре один секрет:

    Заплутавшим места нет!

    (дети находят свою ракету, занимают места)

    Хором ведут отсчет:

    3,2,1 – старт

    Задачи:

    - актуализировать умение выделять круглую форму, создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об овале;

    - формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

    Голос:

     - Ребята, мы рады приветствовать вас на планете Геомфиг. Пройдите в главную резиденцию, займите места за круглым столом.

       Дети садятся за столы, на которых находится  вырезанный из альбомного листа круг, а также два вырезанных из картона круга меньшего размера – часы, колесо. Кроме этого, есть вырезанный овальный предмет: огурец. Размер кругов таков, что они вписываются в овал.

       Жители планеты Геомфиг просят детей помочь положить вещи в коробку (большой круг).

    /как правило, дети кладут в коробку все предметы/

    Воспитатель обращается к детям:

     - Ребята коробку надо закрыть крышкой.

    /дает еще один круг большого размера/

     - Дети, вы закрыли коробку крышкой?

     - Почему вы не смогли это сделать?

    Задачи:

    -формировать представления об овале, умение распознавать овал среди фигур разной формы;

    - формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

    - тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

       Воспитатель выясняет, что одна фигура не умещается в круглую коробку. Фигура имеет другую форму. Педагог предлагает детям пройти к другому столу, где находятся геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги и овалы (овалы по количеству детей). Дети сопоставляют формы и выбирают нужную коробку, садятся за стол.

     - Удалось ли вам положить все предметы в коробку?

     - Сколько у вас круглых предметов?

     - Сколько у вас некруглых предметов?

    Задачи:

    - создать мотивационную ситуацию для знакомства с названием формы овала;

    - формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

    - тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, мышление.

       Раздается телефонный звонок. Воспитатель имитирует разговор по телефону. Последняя фраза: «Хорошо, мы постараемся помочь».

        Ребята, только что звонили жители планеты. Они собрали большой урожай дынь. Чтобы сохранить урожай им необходимо упаковать каждую дыню в коробку. Помогите выбрать коробку нужной формы.

     - Можете вы объяснить какой формы должна быть коробка?

     - Почему не можете?

    Задачи:

    - познакомить с названием формы Овал, закрепить представления об овале;

    - закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

    - тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать инициативность, речь.

     - Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?  (Надо спросить).

     - Давайте пригласим Профессора «Точных наук» и ему зададим вопрос.

       Профессор рассказывает о геометрической форме, которую называют ОВАЛ.

    Профессор предлагает исследовать предметы овальной формы (огурец):

     - Есть ли углы у предметов овальной формы?

     - У какой еще фигуры нет углов?

       Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что они познакомились с новой формой предметов – овальной, и помещает на доску изображение ОВАЛА.

    Задачи:

    - закрепить умение распознавать овальную форму среди предметов другой формы, тренировать  мыслительные операции.

       Воспитатель раздает предметные картинки. Дети должны найти предметы, которые имеют форму овала, и назвать их: кабачок, дыня, огурец и др.

    Задачи:

    - организовать активный отдых детей.

       Воспитатель собирает детей около себя, обращается к ним:

     - Ребята, вы соскучились по родному дому?

     - Кто вас ждет дома?

     - А что можно привезти в подарок нашим родным и близким с далекой планеты Геомфиг?

    Выслушиваются предложения детей. Профессор предлагает набрать цветов с Цветочной поляны, но до поляны надо ехать поездом. Дети имитируют движение поезда, протопывают заданный

    воспитателем ритм.

    Задачи:

    - закрепить умение выделять овальную форму, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, воспитывать культуру поведения.

       Дети выходят на цветочную поляну, на которой хаотично лежат цветы – круги и овалы двух цветов (красные и желтые по количеству детей).

       Воспитатель обращается к детям:

     - Дети, соберите все овальные цветы, так чтобы всем досталось.

     - Коля, сколько ты сорвал цветов?

     - Вера, какой формы ты сорвала цветок?

     - Алеша, какого цвета у тебя цветок?

    Далее обсуждение ведется фронтально:

     - Какой формы цветы остались на поляне?

     - Сорвите круглый цветок другого цвета.

     - Сколько у вас стало цветов?

     - Чем цветы отличаются?

     - Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, что формы у цветов разная?

    /дети кладут круг на овал/

     - Чем фигуры похожи, чем отличаются?

    Воспитатель предлагает сделать так, чтобы в букете было 5 цветов.

    Дети добирают букеты.

     - Сколько всего цветов ты сорвал?

     - Сколько среди них круглых (овальных) цветов?

     - Какие слова ты скажешь маме, когда будешь дарить цветы?

    Задачи:

    - восстановить в памяти детей то, чем они занимались, создать ситуацию успеха.

       Дети собираются около воспитателя.

     - Дети, где мы сегодня побывали?

     - Кто-нибудь догадался, почему планета называется ГЕОМФИГ?

     - С какой новой геометрической фигурой вы познакомились?

     - Кому вы оказали помощь?

    Воспитатель благодарит ребят от имени жителей планеты за оказанную помощь


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по образовательной области «ПОЗНАНИЕ»: формирование элементарных математических представлений по теме «Счет до 5. Число и цифра 5».

    Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация»- формировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количе...

    Конспект образовательной деятельности. Область «Познание»- формирование элементарных математических представлений на тему: «В гостях у сказки»

    Цель: формировать элементарные математические представления дошкольников через устное народное творчество – сказку.Программные задачи:Познание:Формировать представление о треугольнике, как общей форме...