Сценарий развивающего занятия "Королева Математика"
материал по математике (старшая группа) по теме

Долгосрочный проект, проведенный в феврале 2012 года в старшей группе нашего детского сада. Проект включает в себя такие мероприятия, как: развивающее занятие, шахматный турнир, кружок оригами, математические забавы, игры и головоломки, а также общеразвивающая игра "что? где? когда?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_razvivayushchego_zanyatiya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Королева Математика»

Содержание проекта:

Введение.

Содержание проблемы и обоснование необходимости решения проектным способом.

Цель и задачи проекта.

Система проектных мероприятий.

а)  Развивающее занятие «Королева Математика»

б)  Турнир «Пешка» (шашки)

в) Кружок «Оригами». Подготовка подарков для мам к 8 марта.

г)  Математические забавы, игры и головоломки (детское судоку)

д) Заключительная игра «Что, где, когда».

      5.   Вспомогательный материал.

Введение.

   Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и усвоить всё новое – основа основ формирования этого качества.

   Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

   Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

   МПД помогает активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, развивает творческие способности, способствует умению наблюдать, умению слушать, способствует развитию навыков обобщать и анализировать, развивает память, внимание, речь.

   Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, умение планировать и работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

   2.   Содержание проблемы и обоснование необходимости решения проектным способом.

   Дети 5-6 лет готовятся пойти в школу. Родители не в состоянии дать детям дошкольную систематическую подготовку по причине того что, отсутствует профессиональная подготовка и в силу занятости другими видами деятельности. Проектная деятельность в детском саду даст возможность детям познакомиться с учебным процессом, что позволит без особого труда влиться в школьную среду, поможет детям осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать её. Поможет увидеть ту или иную проблему с разных сторон, комплексно, развивает воображение, мышление.

   3. Цели и задачи проекта.

- Способствовать повышению личной уверенности у каждого воспитанника, участника проекта:

             через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;                                            

                                               

              через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

-.Вовлечь детей в мыслительную деятельность.

     

                                                         

                                                      -2-

 4. Система проектных мероприятий.

 а)       Сценарий развивающего занятия «Королева Математика»

Программное содержание:

   Закрепить умение сравнивать предметы по цвету, уточнять знания о геометрических фигурах, счете, о составе числа из единиц. Учить детей быстро реагировать на вопросы, учиться решать цифровые головоломки. Закреплять все имеющиеся знания по математике. Воспитывать интерес к занятиям математикой.

Ход занятия:

   Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил нам письма от королевы всех наук Математики. Она хочет с вами подружиться и очень хочет знать, как вы подготовились к школе и много ли знаний вы накопили по математике. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них быстро ответить. Готовы? (Разминка).

- Какое сейчас время года?

- Перечислите все зимние месяцы.

- Сейчас утро или вечер?

- Какие ещё части суток вы знаете?

- Сегодня понедельник, а завтра?

- Назовите все дни недели начиная с понедельника.

- Чем измеряют время?

- Чем измеряют температуру?

- Чем можно измерить длину и высоту?

- Какие арифметические знаки вы знаете?

   Молодцы, вы много уже знаете. Садимся за столы и давайте посмотрим на письма, которые нам прислала королева Математика. Посмотрите внимательно и скажите, сколько писем принес почтальон?

- Правильно, почтальон принес 5 писем. Давайте откроем 1-е письмо. Какого оно цвета? (Красного).

1-е письмо:

Королева Математика пишет нам в своем письме о том, что ждет нас в гости в свое королевство, но путь туда долог и труден и надо будет выполнить немало разных заданий. Вот первое из них: Собрать квадраты из деталей и соединить их по цвету.

   Рекомендации: Можно устроить соревнование, кто быстрее соберет квадрат своего цвета. Дети должны с одного раза запомнить, какого цвета квадрат они должны собрать. Цвета квадратов: желтый, оранжевый, светло-оранжевый, малиновый, зеленый, синий, белый, черный, фиолетовый, красный.

- Молодцы, справились с этим заданием. Следующее задание в письме, которое расположено между синим и белым конвертом. Какой это конверт (Желтый).

2-е письмо:

-  Ребята, Какого цвета второе письмо?

- Оно больше или меньше первого?

- Какой геометрической формы это письмо?

- Правильно. Откроем его и посмотрим задание.

- Ребята, работаем на белых полосках простым карандашом.

- Молодцы, а теперь следующий вопрос.

3-е письмо:

- Какого цвета конверт я взяла в руки? Правильно, синий. Откроем его.

                                                 

                                                              -3-

-Представьте, что у меня есть одно яблоко. Если я разделю его пополам, сколько гостей я смогу угостить? (2). А сколько гостей я смогу угостить, если разделю пополам 2 яблока?

(4). Сколько гостей можно угостить, если 1 яблоко разделить на 4 части? (4).

Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями.

   

Физ.минутка:

А сейчас, ребята, давайте отдохнем.

Гимнастика для пальчиков.:

В гости к пальчику большому,

Прибежали прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Вот мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

А теперь встали и ещё гимнастика для рук и спины.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо

Ветер, тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

4-е письмо:

Давайте посмотрим следующее письмо. Какой конверт расположен справа от конверта с цифрой 5? (Белый с цифрой 4).

Картинка: Незнайка, Буратино и вини-Пух собрались на пикник и взяли с собой в дорогу банан, помидор и апельсин. Что взял каждый из них, если Незнайка взял не круглое. А Вини-Пух не красное?.

5-е письмо:

У нас осталось одно письмо. Как можно про него сказать, какое оно? (Пятое, зеленое, последнее). А в этом письме королева Математика спрятала для нас сюрприз. Но его нам надо найти. Здесь есть план: : шагов влево от доски. На полке, где игрушки «Магазин» лежит коробочка. Найти её. Дети садятся на места.

- Ребята, коробочку откроем тогда, когда вы скажете, чем мы занимались на нашем занятии. (Математикой).

- А сейчас положите головки на стол, закройте глаза.

Воспитатель включает музыку и раздает маленькие 5-ки. Во время звучания музыки входит королева Математика, она может раздать 5-ки. Говорит детям, что все они справились с заданием и она всех ждет в своем королевстве – школе.

Музыкальное оформление

Изготовить  платье ей можно из больших листов ватмана в виде трапеции, с наклеенными  на ватман цифрами. Так же из цифр можно изготовить корону.

                                                         

                                                              -4-

б) Шашечный турнир «Чудо-шашки».

Актуальность проекта:

   Игра в шашки пришла к нам с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность, вырабатывает умение мыслить абстрактно, воспитывает усидчивость, пространственное воображение, развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память.

   Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывая при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

   Шашечная игра не сложная, не требует финансовых затрат.

Проблема:

   Поверхностный интерес родителей к шашечной игре и неумение детей играть в данную настольную игру.

Обоснование проблемы:

   1. Неумение и нежелание детей играть в настольные игры, особенно в шашки.

   2. Недостаточность знаний родителей о возможностях игры в шашки и её видах. Не заинтересованность родителей в обучении своих детей шашечной игре.

Цель:

   Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольную игру «Шашки».

Задачи:

1) Научить детей играть в настольную игру «Шашки», соблюдая правила и ход игры, развивая у детей интерес и активное участие.

2) Проинформировать родителей о пользе шашечной игры, о ее значимости в воспитании и развитии детей обучающими задачами, способами подачи детям.

   Перед выполнением проекта провести несколько обучающих игр с детьми.

Консультация для родителей: «Как научить ребенка играть в шашечную игру и её роль в развитии детей».

Выполнение проекта:

Торжественный парад участников турнира.

   Провести  шашечный турнир.  

Приветствия к шашечному турниру:

1. Здравствуйте, ровесники!

    Сегодня мы соперники.

    Во всем удачи мы желаем,

    И на турнир вас приглашаем!

2. Шашки древняя игра

    Она полезна и нужна.

    Быть внимательным и честным

    Учит нас всегда.

   3. Шашки – игра настольная.

    Желающим доступная

    Нужна не только логика,

    Но и воля сильная.

4. Иди в наш детский сад,

    Там научишься играть.

     И возможно, будешь многих

     Через время побеждать.

                                                             

                                                      -5-

5. Дети современности

    Знают много ценностей.

    Мы едины и дружны,

    И энергией полны!

Вопросы перед турниром:

1. Какие настольные игры вы знаете?

2. Что нужно для игры в шашки?

3. Какой формы шашечная доска?

4. Какого цвета  квадраты на шашечной доске?

5. Сколько шашек должно быть задействовано в игре?

Далее проводиться шашечный турнир. Выявляются победители. Определяются 1-е, 2-е, 3-е места. Награждение победителей грамотами и призами.

в) Кружок «Оригами»

Актуальность проблемы:

   В рамках проекта «Королева Математика» проходит занятие кружка «Оригами». Конструирование оригами представляет для дошкольников некоторые трудности, так как бумагу – плоский материал – надо перевести в объемные формы. Поэтому нужно научить детей простейшим приемам складывания.

   Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали.

   При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.

   Поэтому, необходимо выделять время для занятий оригами.

Тема данного занятия: «Букет для мамы». Изготовление цветов для праздника 8-е марта.

Цели занятия:

1. Развитие мелкой моторики рук.

2. Развитие памяти, абстрактного мышления.

3. Умение применять геометрические формы в работе с бумагой.

Задачи:

1. Изготовление цветов к празднику 8-е марта (подарки для мам).

Ход занятия:

1. Подбор бумаги по цвету.

2. Простейшие приемы складывания бумаги: квадрат, треугольник, многоугольник.

3. Показ складывания детям.

4. Неоднократное повторение ими за воспитателем складывания цветка.

Подведение итогов занятия:

1. Обратить внимание детей на результат подбора бумаги по цвету.

2. Обратить внимание детей на то, кто сколько успел сделать лепестков для цветка.

3. Обратить внимание на качество работ детей.

                                                    -6-

г) Математические игры и головоломки.

Цели: 1. Развивать внимание ребенка, учить концентрировать внимание, переключению внимания, распределению внимания, развивать память.

2. Дать понятия о горизонтали, вертикали, квадрата.

3. Закреплять умения детей сравнивать числа, устанавливать отношения между ними.

4. Продолжать учить детей правильно формулировать ответ на вопрос задачи.

Задачи:

1. Достичь цели путем умозаключения по аналогии.

Ход занятия:

1. Ребята, работаем на белых полосках простым карандашом. Изобразите геометрической формы предметы, которые я назову. В каждой клетке одна геометрическая фигура: тарелка, дверь, крыша дома, грань кубика, огурец.

- Какие у вас получились фигуры? Назовите их (Круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал).

- Как их можно назвать общим понятием (Геометрические фигуры).

- Сколько всего геометрических фигур у вас получилось? (5)

- А как мы получили число 5? (1+1+1+1+1)

2. Раздать карточки с заданиями:

- на решение логических задач,

- на умозаключение по аналогии,

- на счет,

- на решение примеров.

- геометрические представления о кривых, ломаных, прямых линиях.

Подведение итогов занятия. Поощрения.

д) Заключительная математическая игра «Что, где, когда?»

Цели:

1 Развивать логическое мышление, память внимание, быстроту реакции, вызвать интерес и радостное настроение от проведения занятия.

Задачи:

1. Групповые игры, ответы на вопросы логического порядка, вопросы-загадки.

Ход занятия:

- Ребята, Королева Математика предлагает нам поиграть в вопросы и ответы. Есть вопросы серьезные, а есть веселые. Давайте попытаемся ответить на них.

1. 5 груш росло на дубе. Пришли мальчишки и сбили две груши. Сколько груш осталось?

 (нисколько, груши на дубе не растут).

2. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (ничего или сон)

3. Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда высовывает её на улицу из окна)

4. Назовите по порядку цвета радуги. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

5. Что наступает после утра? (День)

                                           -7-

6. Сколько рогов у двух коров? (4)

7. Сколько концов у палки? (2)

8. Сколько ушей у трех мышей? (6)

9. С листочками, но не книга, зеленое, но не кузнечик, растет в лесу, но не ягода?

    (Дерево)

10. Ни в огне не горит, ни в воде не тонет (Лед)

11. Сидит барыня в ложке, свесив ножки (Лапша)

12. Вот грибочки на лужочке

      В желтых шапочках стоят,

      Два грибочка, три грибочка

      Сколько вместе будет? (Пять)

13. У трех братьев по одной сестренке, сколько всего детей в семье? (4)

14. Пять ворон на крышу сели,

     Две ещё к ним прилетели.

     Отвечайте быстро, смело:

     Сколько всех их прилетело? (7)

15. Кто, ворочая усами,

      Раскомандовался нами?

      «Можно есть, Пора гулять!

       Умываться и в кровать!» (Часы)

16. В воскресенье Коле купили новый велосипед, но кататься ему разрешили на нем только в субботу. Сколько дней ждал Коля? (5)

17. По небу летели 3 ласточки и 2 карася. Сколько птиц летело по небу? (3)

18. На лужайке расцвели 4 тюльпана и 2 нарцисса. Сколько цветов расцвело на лужайке?

Подвижная игра «Боулинг»:

   Дети тренируют зрительно-моторную координацию и умение рассчитывать силу, требующуюся для того, чтобы сбить как можно больше кеглей. Учатся подсчитывать число сбитых кеглей. Плюс к этому помогают друг другу, составляя кегли, после каждого раунда, а также тренируют координацию, необходимую для установки кеглей.

   Овладение навыком распознавания цифр и сложения. Расставляя по номерам кегли, дети осваивают порядок цифр.

Подведение итогов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей :"Как играть с детьми в развивающие игры"(математика,логика)

Это материал для самостоятельной работы родителей с детьми   4х лет,которые переходят в среднюю группу В младшей группе эти дети занимались по программе "Развивающие игры с математическим содержа...

Выступление на методическом объединении 2011 г: "Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике старших дошкольников".

В выступлении рассматривается организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике старших дошкольников....

Сценарий НОД по математике во второй младшей группе

Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один...

Сценарий математического КВНа«Математика – царица наук»

Задачи на смекалку, логические игры, головоломки очень нравятся детям. Математические игры учат малышей обдумывать свои действия, планировать, проявлять настойчивость для достижения цели, а также прим...

Сценарий итогового проекта "Математика вокруг нас"

Это сценарий итогового мероприятия по проводимому проекту "Математика вокруг нас" в старших и подготовительных группах. В него входят индивидуальные проекты детей о числах, цифрах, фигурах, линиях, ко...

Сценарий олимпиады по математике «Юный математик» 1 тур

Сценарий олимпиады, выявления одаренных детей...

Сценарий развлечения по математике " Путешествие на планету математики"

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством  игры – путешествия.Задачи:Продолжать учить детей счету в пределах 10.Закрепить умение анализировать форму геометрических ф...