Методические разработки по математическому развитию с детьми младшего школьного возраста на тему: "Путешествие в волшебную страну"
методическая разработка по математике на тему

Пономаренко Елена Александровна

Методические разработки по математическому развитию с детьми младшего школьного возраста на тему: "Путешествие в волшебную страну"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_v_volshebnuyu_stranu.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в Волшебную страну»

        

Цель: Сформировать базовые умения у детей старшего дошкольного возраста для подготовки к обучению решению задач.

Задачи:

        - Закрепить умение составлять (объяснять) предметную модель выражения, записывать арифметические действия, пользуясь цифрами и знаками;

        - Уточнить понимание особенностей задачи, её структуры и отличия от загадки, стихотворения;

        - Учить детей формулировать арифметическое действие - вычитание;

        - Развивать мыслительные операции, логическое мышление;

        - Воспитывать интерес к математике, желание доводить начатое дело до конца вместе.

        Материал:

- Мяч;

- Книга «Волшебник Изумрудного города»;

- Конверты;

- Карточки с заданием на каждого ребёнка;

- Иллюстрации к сказке;

- Карта.

        Предварительная работа:

- Чтение книги «Волшебник Изумрудного города».

        Словарь.

- Вычитание, сложение, знак равенства.

Ход занятия:

        - Ребята, я знаю, что любимое наше занятие это игра. Я приготовила для нас интересные игры, а поможет нам мяч.

        Правила игры:

        - мяч бросать в руки;

        - отвечать быстро;

        -не перебивать и не подсказывать товарищу.

Первая игра: «Назови соседей числа….»

        Бросающий мяч называет число, например «пять». Сосед слева должен назвать число на единицу меньше, справа – на единицу больше. Сам поймавший мяч бросает его следующему и называет число для него.

        - Молодцы, вы прекрасно справились.

        - А теперь следующая игра «Заколдованный мяч». Я заколдую мяч на действие, например +2. Первый игрок бросает мяч и называет число в пределах первого десятка, поймавший должен сказать, сколько будет, если к этому числу прибавить два, и бросить мяч следующему игроку, также назвав своё число.

        - Ребята, мне кажется, вы умеете хорошо считать, у вас замечательное настроение и мы продолжим. (раздаются волшебные звуки)

        - Ребята, вы слышите какие-то странные, таинственные звуки? Как вы думаете, что они могут означать?

        - Мне кажется, что кому-то нужна наша помощь. Посмотрите, в книге «Волшебник изумрудного города» конверт, интересно, а что в конверте? (письмо, карта, конверты)

        - Что мы будем с этим делать? (прочитаем письмо)

        Письмо:

        Дорогие ребята!

Я сейчас в гостях у гномов,

Здесь волшебная страна.

Ураган принёс наш домик

К Мигунам и Жевунам.

Но заклятием волшебным

Вдруг лишился ветер сил,

Дом свалился на Гингему

И колдунью погубил.

У неё сестра Бастинда,

Злая ведьма будет мстить.

И нужна большая сила

Чтоб Бастинду погубить.

Мы совсем не чародеи,

Кто б нас мог домой вернуть?

Помогите нам скорее

Отыскать обратный путь!!!

Элли и Тотошка.

- Что же будем делать? Как помочь Элле и Тотошке? (карта)

Вы правы, нам поможет карта! Посмотрите, дорога в Изумрудный город проходит через разные города и страны, мне кажется, нам придётся задержаться в каждом городе, чтобы выполнить задание или решить какую-нибудь задачу.

        Ну что в путь!

        Первая на карте Жёлтая страна. Посмотрите, нас встречает Страшила, просит нас вернуть ему мозги и выполнить задание в жёлтом конверте:

  1. Составьте код, используя геометрические фигуры к следующим записям:

6+2

7-1

5+3

10-4

6+2

  1. Разделите эти записи на две группы:

6+3; 4-1; 5+4; 7-3; 8-2; 3+3; 10-5;

        Как  назвать выражения в первом столбике? Во втором? Вы правы, в первом столбике мы складываем цифры, во втором – вычитаем, отнимаем. В арифметике это принято называть «сумма» и «разность».

        - Ребята, мы справились с заданием и Страшиле вернули мозги. Ребята, прислушайтесь, что он говорит: «Я начинаю чувствовать себя мудрым! Как только я научусь пользоваться мозгами, я стану знаменитым человеком!» Пожелаем ему удачи!

        Второй на карте Изумрудный город. В этом городе нас встречает Железный Дровосек, он просит нас вернуть ему сердце и выполнить задание в зелёном конверте.

        - Ребята, помогите  нам решить следующие задачи!

Восемь ног, как восемь рук, вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи, шёлк!

        - Как вы думаете, сможем мы решить эту задачу?

        - Что это? Чем загадка отличается от задачи?

Пять маленьких мышек

Забрались в кладовку.

В бочонках и банках орудуют ловко

На сыр забирается первая мышка,

В сметану ныряет вторая малышка.

А третья с тарелки всё масло слизала.

Четвёртая – в миску с крупою попала.

А пятая мышка медком угощается….

Все сыты, довольны, вдруг –

Кот просыпается.

«БЕЖИМ», - пропищала малышка подружкам

И спрятались в норку

Проказницы мышки.

        - Как выдумаете, сможем мы решить эту задачу? Это задача? Правильно, это стихотворение.

        - Послушайте дальше.

Шесть мартышек сидели на ветке. Одна свалилась. Сколько мартышек осталось на ветке.

        - Что это? Чем же задача отличается от загадки или стихотворения?

Правильно, в задаче должно что-то происходить, а результат этого действия не сообщается. Чтобы решить задачу, следует выбрать действие и затем ответить на вопрос.

        - Давайте, попробуем решить эту задачу!

(воспитатель выставляет мартышек, предлагает обозначить их количество цифрой, затем задёргивает изображение занавеской и сообщает) На ветке сидели шесть мартышек. Одна свалилась. (одну мартышку достать из-за занавески и поставить на незакрытую часть фланелеграфа)

        - Обозначьте эту мартышку цифрой. (теперь рядом с занавеской две карточки с цифрами: 6 и 1)

        - Как вы думаете, каким действием можно обозначить то, что мартышка свалилась с ветки? (вычитанием)

        - Почему вы выбираете вычитание? Почему не сложение? (мартышка свалилась с ветки, и теперь их будет меньше, значит надо отнять; запись завершается постановкой карточки со знаком вычитания; теперь на фланелеграфе выражение: 6-1)

        - Как найти его значение? (дети, объясняют, используют любой способ)

        - Завершите запись. Какой знак нужно поставить, чтобы обозначить, что получилось пять мартышек? (знак равенства)(фиксируется равенство: 6-1=5; занавеска отдёргивается, педагог предлагает детям проверить правильность ответа пересчётом)

        - А теперь проверьте правильность ответа пересчётом.

        - Мы с вами разобрали, что такое задача, решили её и вернули Железному Дровосеку  сердце. «О, как я счастлив, милые друзья мои. Сердце в моей груди бьётся, как и прежде. Меня переполняют любовь и нежность». Давайте оставим Железного Дровосека с его чувствами и отправимся в путь.

Быстро встаньте, улыбнитесь

Выше, выше потянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

        - У ворот Фиолетовой страны на с встречает Лев. Если мы выполним задание в этом конверте, то к нему вернётся смелость.

        - Разделитесь на две группы, и составьте задачи с героями книги «Волшебник Изумрудного города». Вам в помощь иллюстрация к сказке, а вам – шапочки-героев.

Первая задача: В Изумрудный город шагало четверо друзей. По дороге они встретили Льва. Сколько друзей отправилось в Изумрудный город?

Давайте, попробуем решить эту задачу!

В Изумрудный город шагало четверо друзей (обозначьте их количество цифрой).   По дороге они встретили Льва. Обозначьте это количество цифрой. (теперь на доске две карточки с цифрами: 4 и 1)

        - Как вы думаете, каким действием можно поставить, чтобы обозначить то, что Лев присоединился к друзьям? (сложением)

        - Почему вы выбираете сложение?

        - Закончите запись. Какой знак нужно поставить, чтобы обозначить, что получилось пять друзей? (знак равенства)(фиксируется равенство: 4+1=5)

        - А теперь проверьте правильность ответа пересчётом. Сколько друзей отправилось в изумрудный город? (5 друзей отправилось в Изумрудный город)

        - А для того, чтобы решить задачу надо понять и рассказать, какие действия нужно выполнить, чтобы получить ответ.  В этой задаче – назовите ответ – 5, а как мы узнали, что 5. Мы сложили, т.е. решили задачу.

Вторая задача: На плоту через реку переправлялось 5 друзей. Вдруг Страшила повис на шесте. Сколько друзей добралось до берега?

Давайте, попробуем решить эту задачу!

На плоту через реку переправлялось 5 друзей. (обозначьте их количество цифрой) Вдруг Страшила повис на шесте. Обозначьте это количество цифрой. (теперь на доске две карточки с цифрами: 5и 1)

        - Как вы думаете, каким действием можно обозначить то, что Страшила повис на шесте? (вычитанием)

        - Почему вы выбираете вычитание?

        - Закончите запись. Какой знак нужно поставить, чтобы обозначить, что получилось четверо друзей? (знак равенства)(фиксируется равенство: 5-1=4)

        - А теперь проверьте правильность ответа пересчётом.

Ну, ребята, мы с вами справились и с этим заданием? Может вы слышите, что говорит Лев? «О, я становлюсь сильным! Храбрость заструилась по моим жилам и переполняет сердце. Спасибо, спасибо!»

        - Ребята, мы с вами помогли Элли исполнить заветные желания Страшилы, Железного Дровосека, Льва, теперь  Элли  с Тотошкой можно вернуться домой.

        - Ребята, а нас очень скоро ждёт школа. Как вы думаете, нужно ли нам взять с собой в школу ум, доброе сердце, смелость? Мне кажется, что сегодня ум, смелость и доброе  сердце помогли вам в решении всех задач.

        - Как вы думаете, чему же самому дорогому и самому лучшему научились Элли и её друзья? (дружбе)

Мне кажется, что вы тоже умеете дружить, и всегда готовы помочь друг другу. Я предлагаю вам поселить в Волшебной стране этих необычных бабочек на память о нашем путешествии.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (3-5 лет) по социально-коммуникативному развитию «Когда живется дружно, что может лучше быть…»

Данная методическая разработка НОД (занятия) «Когда живется дружно, что может лучше быть…» направлена на формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения. Поставлены цели:Ø разв...

Методическая разработка по теме "Развитие речи детей младшего школьного возраста посредствам дидактической игры"

Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической ...

Методическая разработка по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста "Части тела".

   Тематическое занятие по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста направлено на фомирование у детей первичных представлений о себе, о других людях, на ознаком...