Знакомство с понятиями «четырёхугольник», «ромб», «параллелограмм»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Ахметзянова Флёра Рузалетовна

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми составлен с учетом интеграции образовательных областей. Представлен в табличном варианте что соответствует требованиям оформления письменных квалификационных испытаний на соотвествие занимаемой должности.

Программное содержание:

 Развивающая задача:

- развитие логического мышления, любознательности, наблюдательности;

- закрепление навыков счёта в пределах десяти;

- развитие конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические  объекты в другие;

- развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

 Образовательная задача:

- знакомство с понятиями о четырёхугольниках (ромб, параллелограмм)

 Воспитательная задача:

- воспитание  взаимопомощи, умения работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romb_.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 387»

Московского района города Казани

Конспект

непосредственно образовательной деятельности взрослого

 с детьми старшей группы

«Знакомство с понятиями  «четырёхугольник», «ромб», «параллелограмм»

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, социализация

                                                                                                   Воспитатель:

                                                                                                              Первой кв. категории

                                                                                                         Ахметзянова Ф.Р.

Казань 2011

Тема занятия: 

 «Знакомство с понятиями  «четырёхугольник», «ромб», «параллелограмм»

Программное содержание:

 Развивающая задача:

- развитие логического мышления, любознательности, наблюдательности;

- закрепление навыков счёта в пределах десяти;

- развитие конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические  объекты в другие;

- развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

 Образовательная задача:

- знакомство с понятиями о четырёхугольниках (ромб, параллелограмм)

 Воспитательная задача:

- воспитание  взаимопомощи, умения работать в коллективе.

Предварительная работа с воспитанниками:

- повторение геометрических фигур: квадрат, прямоугольник;

- закрепление умения ориентироваться в пространстве;

- повторение названий видов треугольников.

Дидактическое обеспечение занятия:

-квадрат и прямоугольник из проволоки;

- карточки, разлинованные на три столбика и три строчки, на каждой карточке нарисованы по 4 фигуры (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник) в разном порядке;

-такие же карточки на каждого ребёнка, но без фигур;

- тарелочка на каждого ребёнка с геометрическими фигурами (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник);

- рамка с треугольниками (Монтессори – материал);

- настольно-печатная игра - пазлы «Реши задачи»;

-  тетрадка в клетку, простой карандаш на каждого ребёнка.

Структура занятия:

  1. Вводная часть - 1 мин.
  2. Основная часть – 22 мин.
  1. ФК минутка

3. Заключительная часть – 2 мин.

Используемая литература:

  1. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика». Воронеж 2007
  2. Бондаренко     «Комплексные занятия в старшей группе»

Этап занятия.

Время, отведённое

на каждый этап

занятия.

Содержание работы

(методы, формы, приёмы, используемые пед. Работником)

Предполагаемые действия

(ответы детей)

Примечание

(ТСО, аудиозапись, иллюстрации)

1. Вводная часть

1 минута


2. Основная часть

22 минуты

































































  1. ФК минутка

2 минуты













































3. Заключи-тельная часть.

2 минуты

Приглашаю детей в группу, предлагаю поздороваться с гостями.

Предлагаю детям занять свои места за столами.


 Читаю детям стихотворение:

Все услышали шум и гам.

В чём дело? Что случилось?

Прямоугольник раздавили там –

Он зваться стал параллелограмм.

А потом раздавили квадрат.

И он этому очень рад.

Квадрат упал в сугроб

И превратился в ромб.

Показываю сделанный из проволоки прямоугольник и спрашиваю детей

- Как мы называем эту фигуру?

- Что сделали с ним в стихотворении?

- Правильно, его раздавили и он превратился в параллелограмм. (надавливаю на прямоугольник и превращаю его в параллелограмм).

Давайте вместе произнесём  «параллелограмм».

Прошу некоторых детей произнести это слово индивидуально.


Показываю сделанный из проволоки квадрат и спрашиваю детей

- Как мы называем эту фигуру?

- А с ним что произошло?

- Правильно, его раздавили, он упал в сугроб и превратился в ромб. (Надавливаю на квадрат и превращаю его в ромб).

Давайте вместе произнесём  «ромб». Прошу некоторых детей произнести это слово индивидуально.

- Ребятки, а как мы назовём одним словом квадрат, ромб, прямоугольник и параллелограмм?

- Правильно. Сейчас откройте пожалуйста свои тетрадки, возьмите красный и фиолетовый карандаши и нарисуйте фиолетовый ромб, и красный параллелограмм.


2. Показываю карточку с фигурами (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник) и прошу назвать в каком столбце и на какой строчке находится та или иная фигура.








Игра «Запомни и расположи так же»

- Предлагаю детям взять разлинованные карточки и отдельно взять в тарелочках фигуры (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник)

- А теперь поиграем в игру «Запомни и расположи так же». Я вам покажу карточку с фигурами, вы внимательно должны её рассмотреть и запомнить, как расположены фигуры. Затем я уберу карточку, а вы по памяти расположите фигуры на своих карточках.

Внимание, показываю.

Убираю карточку. Предлагаю расположить фигуры на своих карточках по памяти.








Физкультурная минутка.

1-2-рубим дрова,

3-4- руки шире,

5-6-вместе сесть,

7-8-сено косим,

9-10- тесто месим,

11-12- можно дальше заниматься.


Предлагаю всем детям выйти из-за столов и сесть на коврики в центре группы.

Показываю детям рамку с треугольниками.

- Прошу показать мне виды треугольников (прямоугольный треугольник, равнобедренный треугольник с прямым углом, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, равнобедренный треугольник с острым углом, равнобедренный треугольник с развёрнутым углом).


Игра «Реши задачи».

Раздаю детям подносы, на которых вразброс расположены пазлы (картинка, пример, ответ). Одной подгруппе детей даю примеры на сложение. Второй подгруппе – примеры на вычитание. Дети выполняют задание, затем подгруппы меняются местами.




Графический диктант.

Предлагаю детям сесть за свои столы, открыть тетрадочки и взять простые карандаши в руки. Напоминаю детям, что сесть надо ровно, выпрямить спинку и правильно держать карандаши.

У каждого ребёнка в тетради отмечена точка, на которую нужно поставить карандаш.

- Сейчас мы с вами постараемся написать графический диктант. Для этого вспомним, где у нас правая рука?  Начертите мне в воздухе линию вправо. Покажите мне левую руку. Начертите в воздухе линию влево.


- Поставьте карандаш на точку в тетради. А теперь нарисуйте 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки влево.

- Показываю свой образец. Ребята, у кого получилась такая же фигура? На что она похожа?

- Правильно, вы нарисовали себе цифру 5.


- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

- А какие новые геометрические фигуры мы сегодня узнали?

- Правильно, вы сегодня все получили большую пятёрку. Вы молодцы!


Дети входят в группу. Здороваются с гостями.

Дети занимают свои места.


Дети внимательно слушают стихотворение.










- Это прямоугольник

- Раздавили.




Дети произносят:  «параллелограмм».

Дети произносят слово «параллелограмм» индивидуально.





- Квадрат.

- Его тоже раздавили и он упал в сугроб.

- Дети произносят «ромб» вместе и индивидуально.

- Четырёхугольники.


- Дети открывают тетрадки, берут красный и фиолетовый карандаши и рисуют фиолетовый ромб, и красный параллелограмм.



- Квадрат находится во втором столбике на третьей строчке.

- Ромб находится в первом столбике на первой строчке.

- Прямоугольник находится в третьем столбике на третьей строчке.

- Параллелограмм находится во третьем столбике на первой строчке.




Дети берут у себя на столе карточку и фигуры в тарелочке (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник).





Дети рассматривают карточку 10 секунд.

Дети работают на своих карточках.









Дети встают около своих мест.

Дети имитируют рубку дров.

Руки вытягивают в стороны.

Приседают.

Повороты в стороны.

Имитируют, как месят тесто.

Стоят, ноги вместе, руки на поясе.


Дети выходят и садятся на коврик полукругом, лицом к воспитателю.


- Дети показывают названный воспитателем треугольник.






Дети подходят к столам, на которых расположены подносы с пазлами – примерами. Дети собирают пазлы: задача в картинке – пример к этой задаче – ответ. Каждый ребёнок рассказывает свою задачу, прочитывает свой пример и называет ответ.


Дети садятся за свои столы, берут тетради и карандаши.

Дети следят за своей осанкой, стараются правильно держать карандаш в правой руке.



Дети показывают правую руку. Дети рисуют в воздухе линию вправо, показывают левую руку, рисуют линию влево.

Дети выполняют все команды воспитателя.



- Она похожа на цифру 5.





- Да.

- Ромб и параллелограмм.














Прямоугольник, сделанный из проволоки.

Нажатием на проволоку превращаю прямоугольник в параллелограмм.






Квадрат, сделанный из проволоки.

Нажатием на проволоку превращаю квадрат в ромб.











Карточка, разлинованные на три столбика и три строчки. На  карточке нарисованы  4 фигуры (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник).



Карточки, разлинованные на три столбика и три строчки. На каждой карточке нарисованы по 4 фигуры (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник) в разном порядке.

Такие же карточки на каждого ребёнка, но без фигур. Тарелочка на каждого ребёнка с геометрическими фигурами (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник).











Рамка с треугольниками (Монтессори – материал).





Настольно-печатная игра - пазлы «Реши задачи».







У каждого ребёнка тетрадка в клетку, простой карандаш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по математике. Геометрические фигуры: ромб, трапеция. Презентация открытого занятия по данной теме.

Классифицировать фигуры по разным признакам, передавать строение дома путем сочитания геометрических фигур разных по величине и цвету....

Приложение №6. НОД "В гости к дедушке Ромбу"

НОД для детей снарушениями зрения "В гости к дедушке Ромбу"....

Учимся играя "Ромб и трапеция"

матереал предназначен для закрепления знаний о геометрических фигурах...

Конспект НОД по ФЭМП «Геометрические фигуры — трапеция и ромб» в старшей группе

Конспект НОД по ФЭМП «Геометрические фигуры — трапеция и ромб» в старшей группеЦель: познакомить с геометрическими фигурами трапеция и ромб.Задачи:- упражнять детей в умени...

Конспект по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе по теме: "Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Понятие "четырёхугольник""

Конспект по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе по теме "Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Понятие "четырёхугольник""...

Закрепление знаний о геометрических фигурах. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и ромб

Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах с помощью игр с песком, развитие речи, активизация и обогащение словарного запаса....

Конспект НОД по ФЭМП «Геометрические фигуры — трапеция и ромб» в старшей группе

Цель: познакомить с геометрическими фигурами трапеция и ромб.Задачи:- упражнять детей в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;- упражнят...