Конспект по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе по теме: "Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Понятие "четырёхугольник""
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе по теме "Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Понятие "четырёхугольник""

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

Дата проведения: 30.11.2022г.

ФИО педагога: Крохина Н.Г.

Возрастная группа воспитанников: старшая группа общеразвивающей направленности.

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: Знакомство с геометрической фигурой – трапеция и закрепление понятия «четырёхугольники».

Цель: Создание условий для ознакомления с геометрической фигурой – трапеция.

Психолого-педагогические задачи:

Образовательные:

Формировать у детей умение узнавать и называть геометрическую фигуру – трапецию.Закрепить  понятие четырехугольник.Продолжать закреплять названия геометрических фигур, их свойств. Формировать умение обобщать при введении понятия «четырехугольники».

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие, мышление, память у детей.

Воспитательные:

Поощрять игровое и речевое взаимодействие между детьми. Вовлекать детей в общий разговор.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,«Социально –коммуникативное», «Речевое развитие».

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности:

коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная.

Форма организации детей: подгрупповая.

Форма организации обучения: НОД

Материал и оборудование: Доска, геометрическая фигура – трапеция, Блоки Дьенеша, карточки схемы для детей, обручи под цвет геометрических фигур, счётные палочки, три белых полоски с изображением фигур: круг, треугольник, квадрат; схема трапеции из счётных палочек.

Планируемый результат: дети знают геометрическую фигуру – трапецию, умеют находить и отличать «четырёхугольник».

Предварительная деятельность с воспитанниками:знакомство с квадратом, прямоугольником, ромбом; с понятием «четырёхугольник»

        

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

 поддержки

 детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель:  мотивировать детей на включение в игровую  деятельность.

Создание

образовательной ситуации

 (В. Прикрепляет к доске фигуру – трапецию. Прикладывает шнурок к верхней стороне, потом к нижней. )

- Странно?

С удивлением повторяет снова, пока дети не зададут вопрос)

- Я измеряю верхнюю и нижнюю стороны, они разные почему – то?

Какая сторона меньше?

А какая сторона больше?

Как называется фигура?

Как мы можем точно узнать?

Дети стоят врассыпную у доски, наблюдают за действиями воспитателя.

- А что вы делаете?

- верхняя.

- нижняя

- не знаем.

- посмотреть в книге, спросить у взрослых.

Мотивация детей

на предстоящую деятельность.

В: Дети, как вы думаете, из какой страны появилась эта фигура?

Она живёт в стране Геометрия.

Кто жители этой страны?

Какие геометрические фигуры вы знаете?

Чтобы узнать название этой геометрической фигуры, нам нужно отправиться в страну Геометрию.

Тогда в путь!

-не знаем

- Геометрические фигуры.

- круг, квадрат, прямоугольник, треугольник…

Я верю, что у нас все получится, потому что мы вместе, друзья, дружная команда.

2 часть – основная

Цель: Выявление раннее полученных знаний.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Создание мотивационной ситуации для поиска способа помощи

Этап осуществления самостоятельной деятельности детей

Чтобы попасть в страну Геометрию нужно сказать волшебные слова.

(Воспитатель говорит волшебные слова.)

Ты на круг ногой ступи

И овал не пропусти

Дальше следуют квадрат,

Прямоугольник его брат.

Треугольник, ромб и снова

Ты ногою в круг вступи,

Куда надо попади.

- Вот мы и в стране Геометрия.

- Ребята, кто встречает вас в стране Геометрии?

- Назовите их?

- Даша  покажи, сколько сторон у квадрата?

- Сколько углов у квадрата?

- Паша покажи, сколько сторон у прямоугольника?

- сколько углов?

- Алина покажи, сколько сторон у ромба?

- сколько углов?

- Чем похожи между собой эти геометрические фигуры?

- Как называются все эти геометрические фигуры?

- А у нашей фигуры сколько сторон?

- верхняя и нижняя стороны параллельны друг другу, а боковые под наклоном.

- А сколько углов?

Что можно сказать о нашей фигуре?

Под фигурами стоят схемы с кодами. Разбейтесь на пары, выберете себе схему. Найдите по критериям нужную фигуру.

Игра с блоками Дьенеша.

 (На схеме: цвет, форма, величина, размер)

- Посмотрите, есть ли среди ваших геометрических фигур, фигура которая изображена на доске?

- Что же нам делать?

- Перед нами три дороги, ведущие в разные направления. Дороги обозначены геометрическими фигурами: круг, треугольник и квадрат.

- Ребята, по какой же дороге идти нам? Воспитатель, с помощью наводящих вопросов, добивается, чтобы дети выбрали дорогу, где изображен квадрат, т. к. это четырехугольник, так же как трапеция.

- Почему вы решили пойти по дороге, куда показывает квадрат?

А дорога, где нарисован квадрат, ведёт нас к столам. Давайте присядем за столы. Я вам буду загадывать загадку, а вы её должны отгадать. Если узнали про какую геометрическую фигуру я буду загадывать загадку, то из счётных палочек выкладываете фигуру.

Все четыре стороны – все, как близнецы, равны,

И прямых угла четыре,

Как у рамки на картине.

К четырехугольникам фигуру отнесем

И …(квадратом) назовем.

- Выложите квадрат из счётных палочек.

Сколько палочек понадобилось?

Растянули мы квадрат 

И представили на взгляд, 

На кого он стал похожим 

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник – 

Стал квадрат…

- Выложите прямоугольник. Сколько палочек понадобится?

(Воспитатель вывешивает геометрическую фигуру треугольник, расчерченную на две фигуры: треугольник и трапеция)

Трапеция больше на крышу похожа,

Юбку трапецией рисуют тоже,

Взять треугольник и верх удалить,

Трапецию можно так получить.

У нас получилась фигура – трапеция.

Попробуйте загнуть вверху треугольник по линии.

Какую геометрическую фигуру вы получили?

Что вы можете сказать о сторонах трапеции?

Какие?

А боковые стороны?

(Воспитатель вывешивает геометрическую фигуру трапецию, нарисованную из счётных палочек)

- выложите из счётных палочек геометрическую фигуру.

Вы узнали фигуру?

- Как вы её узнали?

- А ещё почему вы решили, что – это трапеция?

На краю стола лежат карточки с заданием, возьмите, переверните и положите перед собой. Вам нужно раскрасить в этих фигурках только трапеции.

Вот мы и нашли, где живёт наша фигура. Нам пора возвращаться.

Выходите на дорожку.

Ты на круг ногой ступи

И овал не пропусти

Дальше следуют квадрат,

Прямоугольник его брат.

Треугольник, ромб и снова

Ты ногою в круг вступи

Куда надо попади.

(Дети проходят по дорожке из 

геометрических фигур)

- Геометрические фигуры

- Квадрат, прямоугольник, ромб.

- четыре

- четыре

- четыре

- четыре

- четыре

- четыре

- у них четыре стороны и по четыре угла..

- четырёхугольники.

- четыре

- четыре

- она тоже четырёхугольник.

Дети находят на столам коробки с блоками Дьенеша.

- нет

- искать дальше

- Потому что у него тоже 4 угла и 4 стороны, как и нашей фигуры.

- потому что наша фигура и квадрат – четырехугольники.

-квадратом

- четыре.

- прямоугольник.

- шесть.

(у детей на столах лежат треугольники с согнутым углом сверху, отчерчена линия сгиба)

- трапецию.

- они разные?

- Верхняя короткая, а нижняя длинная.

- они под наклоном.

- да

- У неё две стороны параллельны, а две другие под наклоном.

- у неё верхняя сторона короткая, а нижняя длинная сторона.

Дети выходят на дорожку. Произносят слова:

Ты на круг ногой ступи

И овал не пропусти

Дальше следуют квадрат,

Прямоугольник его брат.

Треугольник, ромб и снова

Ты ногою в круг вступи

Куда надо попади.

3 часть – заключительная

Подведение итогов деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

- Ну вот мы и вернулись. Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее приключение?

- Где мы с вами побывали?

- Зачем мы туда ходили?

- Какую новую геометрическую фигуру вы сегодня узнали? 

- Что вам понравилось в стране Геометрии?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- Вы, ребята все молодцы, но скажите, легко ли вам было найти место, где живёт трапеция?

-Да.

- в стране Геометрия.

- Чтоб найти место, где живёт геометрическая фигура.

- трапеция

- ответы детей

- ответы детей

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Трапеция на память подарила вам свою фотографию, но она чёрно – белая, д её надо обвести по точкам и дорисовать, на что похожа эта геометрическая фигура?

- на крышу у дома, на юбку….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе №7

Конспект  для детей старшей группы по познавательному развитию. Путешествие к числам....

Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе "По следам бременских музыкантов"

Цель данного занятия стимулировать развитие мыслительных способностей, закрепить полученные знания по формированию элементарных математических представлений....

Конспект НОД В образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» в старшей группе на тему: "В стране геометрических фигур".

Совершенствовать и обобщать знания детей о геометрических фигурах и форме предметов....

Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе на тему : «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10».

Ведущая образовательная область: познавательнаяИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие; физическое развитие; социально-комму...

Конспект по познавательному развитию( ФЭМП) в старшей группе на тему "Путешествие в страну Тибу"

Здесь можно найти конспект занятия (НОД) по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей  группе...