Методическая разработка по математике
план-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме
Мой подход к работе с детьми младшего возраста. В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение их добывать эти знания самостоятельно. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Поэтому большое внимание уделяется самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию. Моя цель состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогощающие развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнидеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мой подход к работе с детьми младшего возраста
(из опыта работы)
Воспитатель Цилипоткина З.Н. ГБОУ СОШ №3 «ОЦ» д/с «Колосок» с. Кинель-Черкассы Самарской области.
В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно. Для этого в группе разработана развивающая среда. Образовательная среда ориентирована на индивидуальные интересы и потребности детей и может меняться вслед за изменениями их интересов и потребностей в развитии. Эти изменения не означают отказа от формирования целостной системы знаний, умений и навыков воспитанников, они направлены на максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию самостоятельности и активности детей, как в учебной, так и во вне учебной деятельности. Каждый маленький человек – это личность, достойная уважения и понимания. Поэтому большое внимание уделяю самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию. Эмоциональная жизнь маленького ребенка, его чувство, первые радости и огорчения стали предметом пристального внимания. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребенок, умело выполняя действия, непременно поощряется. От этого ребенок испытывает эмоциональное удовлетворение. Для этого я организую, деятельность детей таким образом, чтобы они могли подтвердить и развить свой успех. Успех в данном случае определяется не столько конечным результатом, сколько стремлением ребенка научиться чему-то новому, самоутвердиться. Поэтому как метод наглядности здесь используется, пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отмечают, но, порой бессознательно, копируют. Мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы младшего дошкольника. И крохотные потешки, и большие сказки становятся для ребенка настоящей "школой эмоций", вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся). Имея в группе специальный подбор литературных произведений, мы может не только читать их детям, а использовать различные задания-игры. Сегодня возможность альтернативных подходов к организации обучения и воспитания детей вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Подход к маленькому ребенку как единому целому является главным моим принципом. Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя дифференцированный подход. В работе с детьми дошкольного возраста очень важен выбор методов обучения. Словесный метод при этом выступает как один из ведущих, поскольку дает возможность сформировать у детей знания, выходящие за пределы их опыта. Так словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и другой деятельностью играют большую роль в воспитательно-образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа - целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Как показывает практика, такой активный метод сравнительно мало применяется в работе с дошкольниками. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращать его внимание на то, что он недостаточно осознает. В результате знания детей становятся четче, осмысление. В своей работе с детьми, начиная с младшего возраста, я использую проектную деятельность. Этот метод удачно вписался в систему работы с дошкольниками. Первым проектом, которым увлеклись и взрослые и дети был «Овощи». Этот проект долгосрочный, так как при переходе из группы в группу менялись воспитательные и образовательные задачи, и проект продолжает свою жизнь. Он пополняется новым материалов в соответствии с возрастом детей. Работа по этому проекту продолжается и закончится в подготовительной группе. Были разработаны и многие другие проекты: «Здравствуй, дерево», «Цветы», «Вода». Все эти проекты объединены одной целью – знакомить детей с природой родного края, формировать экологически – осознанное отношение к природе. Работа по проекту «Путешествие в лес» осуществляется в форме ролевой игры. Ценность проекта в том, что дети играют вместе со взрослыми. Через игру получают новые знания, представления о предметах, животных, растениях, а это очень важно для мировоззрения ребенка. Приступая к работе по любому проекту, важно заинтересовать ребенка проблемой. От этого во многом зависит выполнение поставленной цели. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Увлекая его естественно - научными знаниями о природе, мы используем разнообразные игровые обучающие ситуации, игры с игрушками-аналогами, литературными персонажами, игры-путешествия, театрализованные игры. Включение элементов сюжетно – ролевых игр в процессе формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают новый материал. Работу в рамках проекта проводим регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляя тесный контакт всех педагогов и воспитанников, по проекту.
Работа по проекту в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь нам, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой. В результате работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее.
Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.
Важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются: личность педагога, характер его взаимоотношений с ребенком, закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.
Основными условиями для развития познавательной активности детей являются: интересы и потребности детей, осмысление и осознание себя в окружающем мире, индивидуальность каждого ребенка, средства и способы добывания знаний.
Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Работая по проектам, я заметила, что дети испытывают недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой воспринимают окружающий мир однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальным объектом – главное назначение сенсорного уголка в нашей группе. Сенсорный уголок предназначен:
-для стимуляции сенсорных функций (зрения, осязания, слуха, обоняния);
- развитие мелкой моторики;
- создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мыщления, внимания, восприятия, памяти);
- повышения мотивации в самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Моя цель состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы по требованиям ФГТ Тема: «Шар
Цель: Формировать представления о свойствах геометрического тела «Шар». Формировать умение увеличивать множество путём прибавления.
Задачи: 1.Образовательная: - формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки. - формировать умения увеличивать множество путём прибавления 2. Развивающая: - развивать пространственные отношения: справа, слева. - вариативного мышления и творческих способностей ребенка 1. Воспитательная: - воспитывать желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Методы на занятии: 1.Игровой: 2. Практический: - продуктивные виды деятельности (лепка); - сравнение - обследование 3. Наглядный: - показ; - использование моделей (шар); 4.Словесный: - словесные игры - беседа; пояснение; вопросы.
Материал к занятию: Демонстрационный: Шар, геометрические фигуры желтого, красного и синего цвета, диаметр которых равен диаметру шара; желтый треугольник, желтый квадрат и желтый прямоугольник примерно такого же размера; предметы разной формы, среди которых есть шарообразные. Раздаточный: Пластилин, лист бумаги и карандаш, шары двух размеров и разных цветов.
Логика образовательной деятельности
- Постановка мотивации. Дети сидят за столами. У каждого - кусочек пластилина желтого или белого цвета, дощечка. Воспитатель предлагает детям вспом нить сказку «Колобок»: О чем эта сказка? Чем закончилась? Как помочь дедушке и бабушке? - Давайте испечем бабушке и дедушке другой колобок. Дети катают шарики. У воспитателя пластилина много, и получается шарик побольше (d=4 см).
2. Введение нового материала -Какие красивые колобки получились. Такие колобки, иначе называют шары. Интересно, а могут они катиться так же, как колобок из сказки? (Дети показывают). - Скажите, а как вы думаете, почему ваш шар может катиться? (потому что круглый). Правильно, а у него есть углы, как у куба? Ему что-нибудь мешает катиться? Значит, шар не имеет чего? - Чем ваши шары отличаются от моего? (Маленькие и большой.)
3. Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материала. - Посмотрите на шар сверху. Как вы думаете, на какую геометрическую фигуру он похож? (круг). - У вас на подносах разные геометрические фигуры. Найдите и покажите, на какую геометрическую фигуру похож шар. Дети подходят к другому столу, на котором лежат мяч, яблоко, апельсин, , книга, стакан, кубик, коробка из-под конфет. Воспитатель предлагает найти предметы шарообразной формы. Сколько мячей? (Один.) Сколько фруктов? (Два.) Какие еще предметы окружающей обстановки имеют форму шара?
4.Физкультминутка. Дети прыгают, изображая мячи: Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой – Не угнаться за тобой!
5. Формирование пространственных отношений: справа, слева.
Дети садятся на ковер. Перед каждым из них мячи двух размеров и разных цветов (например, красный и зеленый).
- Возьмите большой красный шар в правую руку.
- Сколько каждый взял шаров? (Один.)
- Сколько еще надо взять, чтобы было два? (Еще один.)
- Возьмите маленький зеленый шар в левую руку. Сколько у каждого шаров? (Два.)
- В какой руке большой шар? Зеленый шар? Маленький шар?
Красный шар? - Какой шар в правой руке? В левой?
В ходе занятия предполагается коррекционная работа: 6.Итог - Что делали на занятии? - Что у нас получилось? - Что было самым интересным? - В чём вы затруднялись? - А что было для вас лёгким?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по математике
В данной разработке представлена взаимосвязь детской художественной литературы и дидактических игр в формировании элементарных математических представлений....

Методическая разработка по математике "Школа 2100" тема: "Шире, уже" (средняя группа)
Методическая разработка по математике "Школа 2100" тема: "Шире, уже" (средняя группа)...

Методическая разработка по математике
Методическая разработка по математике (старшая группа) по теме: Математический КВН для детей старшего дошкольного возрастацели:1....
методическая разработка по математике Тема: "Стоит в поле теремок"
Цели: закреплять цвета, развивать внимание, память, фантазию. Упражнять в счёте до пяти. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Учить различать геометрические фигуры. Закреплять ...

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема:«Путешествие с Незнайкой в страну Математики».
Это методическая разработка по матемактике (конспект занятия) для старшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить названия геометрических фигур; Упражнять в ориентировк...

Методическая разработка по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну "Математика"
Процесс формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников – занимает одно из главных мест в подготовке ребенка к школе. Овладение математическими представлениями будут...
Методическая разработка по математике. Программа кружка "Занимательная математика" (развивающие игры)
Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение. Она вырабатывает усидчивость, дает простор ...
