Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме
Занятие в интересной увлекательной форме позволяет закрепить знания детей по пройденному материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_femp.docx | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Вахтанская начальная школа- детский сад.
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
Занятие подготовила и провела
воспитатель подготовительной
к школе группы Синявина
Елена Геннадьевна
2008 год.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с составными частями задачи, учить умению составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 через создание специальных условий.
- Закреплять знание цифр, математических знаков, букв через дидактическую игру, и применять их при решении задач.
- Способствовать формированию умения графически моделировать рисунок, используя цифры и стрелки-указатели движения.
- Систематизировать и расширять знания о школе.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных задач, непроизвольного внимания при помощи игрового приёма.
- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
- Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в парах.
- Формировать позитивную мотивацию к обучению в школе через конкретную ситуацию.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбома «Школа- это так важно»
- Беседы с детьми на тему «Скоро в школу».
- Загадывание загадок о цифрах, математических знаках, школьных принадлежностях.
- Чтение стихотворений о школе, об учениках.
- Беседа с детьми «У меня зазвонил телефон».
- Упражнение детей в разговоре по телефону, с целью
совершенствования диалогической формы речи.
- Проведение графических диктантов с детьми.
- Сгибание цифр и математических знаков из проволоки, выкладывание примеров из проволочных цифр и знаков.
Оборудование:
- Портфель со школьными принадлежностями.
( с одной стороны с грустным выражением лица, а с другой - с весёлым)
- Тетради с заданиями (на каждого ребёнка)
- Пеналы с цифрами и математическими знаками.
- Проволока разной длины ( на каждого ребёнка).
- Сигнальные карточки.
- Телефон.
Методические приёмы:
Словесные: Объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы, предвосхищающая оценка.
Наглядные: рассматривание школьных принадлежностей,
сравнение с образцом.
Практические: сгибание из проволоки, исключение лишних знаков, графический диктант по заранее подготовленному условию, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Игровые: создание игровой ситуации.
Индивидуальная работа:
- С Кириллом- при выполнении графического диктанта, при самостоятельном решении задачи.
- С Настей и Васей- при сгибании цифр и математических знаков из проволоки.
- С Викой Х- при выделении букв из ряда цифр и знаков, при выполнении графического диктанта.
Часть занятия | Содержание занятия | Предполагаемые ответы детей | Дидактическое обеспечение и теоретическое обоснование | Прогнозируемый результат и возможные затруднения |
Вводная Часть Основная часть. Заключи тельная часть | - Ребята, пройдет совсем немного времени, и вы станете школьниками. Когда это случится? - Сейчас, в детском саду, мы с вами много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад. Давайте, подумаем и скажем, чем детский сад отличается от школы: - В детском саду дети спят, а в школе? - В детском саду обед, няня приносит в группу, а в школе? - В детский сад дети ходят с сумочками, а может и без них, а в школу обязательно? - В детском саду оценки не ставят, а в школе? - Молодцы, ребята, я рада, что вы так много знаете о школе. К нам в детский сад пришел необычный гость. А что это за гость, вы узнаете, если отгадаете загадку. - У девчонки, мальчишки, В нём лежат тетради, книжки, Ручка, кисточка, альбом, Нет лишь куклам места в нём! - Конечно же, это школьный портфель! (показываю детям школьный портфель с нарисованным на нём грустным лицом) Вот он! Ой, что же это такое? Как вы думаете, какое настроение у нашего гостя? - Уважаемый портфель, почему вы такой печальный? (портфель «шепчет» не ухо воспитателю) Все понятно, с портфелем случилась беда. Он не может найти своего хозяина. Ребята, как вы думаете, можно ли в такой трудной ситуации оставить его одного? - Я предлагаю позвонить директору нашей школы. Вы согласны? Вы знаете, как её зовут? - Кто сможет поговорить по телефону со Светланой Юрьевной. - Не забудьте поздороваться, объяснить, что случилось, спросить, не потерял ли кто- нибудь из учеников нашей школы портфель и поблагодарить. ( Звонок директору) - Ребята, а пока мы ждём хозяина портфеля, давайте поднимем настроение нашему гостю и покажем ему, что мы тоже хотим стать школьниками. Уважаемый портфель, можно тебя открыть? ( открываю портфель) Ребята, послушайте загадку про то, что я первым достану из портфеля. Я то в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка, Можешь и нарисовать Что такое я? -У вас на столах тоже есть тетради, возьмите их. Посмотрите, что написано на странице тетради? Слушаем внимательно задание. Ручкой зачеркните цифры и математические знаки. (дети выполняют задание) - Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием. Что осталось незачёркнутым? Из оставшихся букв мы попробуем прочитать слово. Будьте внимательны. Алёша, прочитай, пожалуйста, все буквы по порядку. - Кто сможет прочитать слово. - Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием. Особенно я рада за Аню. Она самостоятельно смогла прочитать трудное слово. - Сегодня, мы с вами будем учиться, составлять и решать задачи. А портфель посмотрит, как это у нас получится. Алёша, поставь, пожалуйста, на мой стол слева 4 матрёшки. А ты, Аня, принеси ещё одну матрёшку и поставь её справа. (дети выполняют задание) Ребята, что сделали Алёша и Аня? - Рассказ про то, что сделали Алёша и Аня- это условие нашей задачи. Послушайте ещё раз условие задачи: Алёша поставил на стол 4 матрёшки, Аня принесла ещё 1 матрёшку. Саша, повтори условие задачи. - Как вы думаете, о чём можно спросить в этой задаче? - Правильно, это и будет вопрос нашей задачи. Антон, повтори вопрос задачи. - Вопрос всегда стоит в задаче после условия. - Как вы думаете, больше или меньше стало матрёшек после того, как Аня принесла ещё одну. - Значит, какой математический знак + или – мы будем использовать при решении задачи? -Что нужно сделать, чтобы решить задачу. - Так сколько всего стало матрёшек? - Это и будет ответ нашей задачи. Артём, повтори ответ задачи. - Итак, мы с вами составили задачу и ответили на её вопрос, значит, мы решили задачу! - Кто из вас хочет составить свою задачу? Дети, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить условие и вопрос задачи. - Ребята, кто сможет повторить ещё раз условие этой задачи. - Какой вопрос у этой задачи? - Молодец, Никита, интересную задачу придумал и ребята правильно нашли условие и вопрос. - Как мы будем решать эту задачу? - А ту цифру, которая получится при решении, сделайте из проволоки путём сгибания. ( дети сгибают цифру). - Алёша, какую цифру ты сделал? - Поднимите свои цифры. Молодцы, ответ у всех получился правильный. - Антон, скажи нам ответ задачи. - Ребята, постарайтесь составить задачу, чтобы при решении использовать действие вычитание. Придумайте условие задачи - Молодец, Алеша, правильно придумал условие задачи. Кто сможет, поставить вопрос к задаче. - Внимание, ребята, слушайте задание: Сейчас вы будете работать в парах, а наш гость посмотрит, как вы умеете договариваться и дружно работать. Выложите решение этой задачи из проволочных цифр и математических знаков на столе. Будьте внимательны в выборе математического знака. ( дети выкладывают решение задачи в парах). ( инд. работа: Кирилл, если машина уехала, их стало больше или меньше? Значит, какой математический знак, будем использовать при решении задачи). - Прочитайте решение задачи, которое вы выложили . -Если вы согласны с таким решением, поднимите зелёный сигнал, если нет- красный. - Молодцы, ребята, вы очень хорошо придумывали и решали задачи. Очень рада за Никиту. Он самый первый придумал задачу, в которой мы выделили условие и вопрос. Хочу похвалить Васю, за то, что он правильно решил задачу и сложил цифру 4 из проволоки. Посмотрите, ребята, даже портфель заулыбался, он тоже рад вашим успехам. (звенит колокольчик) - Ребята в школе звонок зовет учеников на урок и на перемену. А, что ученики делают на перемене? - И мы с вами немного отдохнём. Мы работаем руками, Мы летим под облаками, Руки вниз и руки вверх, Мы летим быстрее всех ( машут руками, как крыльями). Чтобы ноги не болели, 1- присели, 2- присели, 3, 4, 5 и 6 ( приседаем) Вместе дружно мы идём (ходьба на месте) И садимся мы потом (садимся за столы) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. - Хотите, узнать, что ещё есть в портфеле? - Слушаем загадку: Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (достаю книгу) - Конечно же, в портфеле обязательно есть книги. Школьники по ним учатся и называются они учебники. Повторите это слово. Для вас в этой книге есть занимательные задачки. Вы хотите проявить смекалку и сообразительность? Тогда слушаем очень внимательно. У бабушки Маши внучка Даша, Кошка Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки Маши? Как вы думаете? Кто думает по- другому? Почему же только 1 внучка Даша, а как же кошка Пушок, собака Дружок? - Вы согласны с ответом? Тогда поднимите зелёные сигналы. - Молодцы, вы очень внимательны, не попались на хитрость задачки. Слушаем следующую задачу: Над рекой летели птицы, Голубь, щука, 2 синицы. Сколько птиц летело. - Скажите, сколько птиц летело? - Как думает Андрей? Вика? - Какие птицы летели? - Сколько птиц всего? - Молодцы, ребята, и с этой задачей вы справились и объяснили свой ответ. - Слушаем последнюю задачу На столе лежали 4 яблока, одно яблоко разрезали пополам и оставили на столе. Сколько яблок на столе? - Как думает Никита? Аня? Кто считает по- другому? - Но ведь одно яблоко разрезали пополам, может быть, их стало больше? Почему? Я очень рада, ребята, что вы были очень внимательны, смогли доказать правильность своего решения. Я очень рада за Никиту, что он прежде подумал, а лишь потом поднял руку. Молодец! - Отдохнём? - (Пальчиковая гимнастика «Три Егора» - На горушке (подними, руки вверх, изобрази ими полукруг) -три ( большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх) - забора, ( руки держи перед собой, пальцы разведи в стороны) - три ( большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх) - избушки, (соедини концы пальцев вместе, изобрази крышу избушки, поднимая руки вверх) - три ( большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх) - Егора (руки опусти вдоль туловища). - Справа- дедушка Егор, ( сделай шаг вправо и руки вправо, левую ногу приставь и руки опусти) - Слева- дядюшка Егор. (Сделай шаг влево и руки отведи влево, правую ногу приставь и руки опусти) - А у среднего забора ( сделай полунаклон туловища вперед, разведи в стороны) - Не Егор, (поворачивай голову в стороны). - А пол- Егора, ( руки вытяни вперёд на уровне пояса ладонями вниз). - Потому что он пока (Походи на месте) - От горшка на два вершка. (Сделай полунаклон туловища вперёд, держа полусогнутые в локтях руки на уровне пояса ладонями вниз) - Ребята, хотите посмотреть, что ещё у школьников в портфеле? (достаю пенал) - Что это за кошелёк на молнии? Может это для денег? - Молодцы, конечно же это пенал. Пенал- очень удобная и необходимая вещь. А что бы случилось, если б не было пенала? Смотрите, как улыбается портфель, он доволен вашим ответом. - Для выполнения следующего задания нам тоже понадобится простой карандаш и тетрадь в клетку. А я и наш гость посмотрим, как вы самостоятельно умеете работать. Откройте тетради, посмотрите задание. Кто затрудняется, поднимите красный сигнал. ( Во время самостоятельной работы даю установку на посадку: «Даже портфель нахмурился, потому что вы не бережёте своё здоровье. Сядьте, пожалуйста, правильно») - Посмотрите, какое изображение, должно было, у вас получится. (дети сравнивают своё изображение с изображением на доске) - У кого получилось такое- же изображение поднимите сигнальные карточки. - Я очень рада, что подняты зелёные сигнальные карточки. Это значит, что все задание выполнили верно. - На что похоже? - Подумайте, как можно дорисовать изображение, чтобы оно стало похожим на портрет нашего гостя. Дорогой портфель, вам нравится ваш портрет? Ребята, портфель говорит, что ему очень нравится портрет, и вы ему очень понравились, настоящие будущие школьники. Я очень рада за вас сегодня, вы все задания выполняли правильно, хотя они были не простые. Чему вы сегодня учились? - Из каких частей состоит задача? - Я думаю, что дома вы покажете, как научились составлять задачи. - Что вам особенно понравилось? ( Стук в дверь. Появляется директор школы) - (Директор) Ребята, хозяйка портфеля нашлась. Первоклассница Юля приходила в медицинский кабинет и забыла свой портфель. Сейчас у них идёт урок физкультуры, вы разрешите, я отнесу ей портфель. - (Воспитатель) Ребята, посмотрите, как заулыбался портфель! ( изображение на портфеле меняется) - (Директор)Ребята, я очень надеюсь, что среди вас таких растеряшек не будет. И вы всегда будете всегда собранными. Хорошо готовьтесь к школе, а мы вас с радостью примем вас в семью школьников. | -Скоро, осенью. 1 сентября. - В детском саду дети спят, а в школе не спят. - В детском саду обед, няня приносит в группу, а в школе ученики ходят в столовую. - В детский сад дети ходят с сумочками, а может и без них, а в школу обязательно с ранцем или портфелем. - В детском саду оценки не ставят, а в школе ставят. - Это портфель. -У портфеля грустное настроение.(печальное, невесёлое…)
- Его нельзя оставлять. Нужно ему помочь. -Это хорошо, дорогой портфель, что ты пришёл именно к нам, оставайся пока у нас, а мы попробуем найти твоего хозяина. - Согласны. - Директора зовут Светлана Юрьевна. - Добрый день, Светлана Юрьевна. В нашей подготовительной группе «Пчёлка» находится портфель, он очень печальный. Узнайте, пожалуйста, не потерял ли его кто- нибудь из учеников нашей школы. Спасибо. - Тетрадь. -Цифры, буквы, и математические знаки. - Остались буквы. - З ,А, Д, А, Ч, А. - Задача. - Алёша поставил на стол 4 матрёшки, Аня принесла ещё 1 матрёшку. - Алёша поставил на стол 4 матрёшки, Аня принесла ещё 1 матрёшку. - Сколько всего стало матрёшек? - Сколько всего стало матрёшек? - Матрёшек стало больше. - Знак +. - Нужно к 4 прибавить 1. -Всего стало 5 матрёшек. -Всего стало 5 матрёшек. - На ветке сидели 3 птицы, прилетела ещё 1. Сколько птиц стало на ветке? -На ветке сидели 3 птицы, прилетела ещё 1. -Сколько птиц стало на ветке? - к 3 прибавим 1. - цифру 4. - На ветке стало 4 птицы. - На стоянке стояло 6 машин, 1 машина уехала. - Сколько машин осталось?
- 6- 1= 5. - На перемене отдыхают. - Хотим. - Это- книга. - Учебники. - Да, хотим. У бабушки одна внучка. - Кошка и собака не внуки. - Летели 3 птицы. - Голубь, 2 синицы - Всего 3 птицы. - Дети высказывают предположения. - Отдохнём! - Не горушке, Три забора, Три избушки, Три Егора. Справа дедушка Егор. Слева дедушка Егор. А у среднего забора, Не Егор, а пол- Егора! Потому что он пока От горшка на два вершка. - Хотим. Нет, не для денег. Это пенал. - Пришлось долго искать ручку или карандаш по всему портфелю. - (предположения детей) - Надо дорисовать, ручку и замок. - Решать задачи. - Условие, вопрос, решение, ответ. - (предположения детей) | Активизация внимания, Закрепление знаний об окружающем. Активизирую мышление. Применяю приём совместных речевых действий с целью построения сложносочинённых предложений. (связь с развитием речи) Создаю игровую ситуацию, чтобы сосредоточить внимание, заинтересовать детей. Активизирую мышление через загадку. Создание проблемной ситуации с целью активизации внимания. Наглядный приём с целью вызвать сочувствие детей, желание помочь. Упражнение в подборе синонимов.(связь с развитием речи) Вопрос с целью формирования нравственного качества- отзывчивость. ( фраза подготовлена с ребёнком заранее). Индивидуальная работа с ребёнком среднего уровня развития с целью упражнения в выразительности речи. Фраза поддержит желание детей помочь. Подсказываю возможный выход из ситуации, расширяю жизненный опыт детей. Опираюсь на опыт детей. Формирую монологическую речь, используя план. Поднимаю интерес, создаю мотивацию. Использую художественное слово, для активизации мышления. Задание «Расшифруй слово» с целью развития функции распределения и переключения внимания, закрепления знаний о цифрах, буквах, математических знаках. Задание для читающих детей с целью развития познавательного интереса. Постановка цели, создание мотивации. Использую объяснение с опорой на наглядность, чтобы помочь детям понять структуру задачи и выполнить её решение. Закрепляю полученные знания через самостоятельное выполнение задания, вопросы к детям, уточнения, напоминания. Практическое задание «Сделай из проволоки» с целью развития наглядно- действенного мышления, закрепления знаний о цифрах, развития мелкой моторики. Вопросы к детям с целью закрепления знаний о структуре задачи. Работа в парах с целью развития коммуникативных навыков, закрепления знаний, развития мелкой моторики. Использую сигналы для закрепления сформированности навыка самоконтроля. Физ. Минутка с целью снятия умственного напряжения через двигательную активность Использую художественное слово, для активизации мышления. Расширяю знания детей, активизирую словарь. Способствую развитию, внимания, логического мышления, сообразительности. Стимулирую познавательный интерес. Пальчиковая гимнастика с целью развития мелкой моторики, подготовки руки к письму. Смена деятельности. Поддерживаю интерес, активизирую внимание, через наглядность. Активизирую мышление, умение делать выводы, опираюсь на жизненный опыт детей Развиваю самостоятельность, умение планировать работу, выполнять задание за определённое время. Задание развивает навык ориентировки на листе бумаги. Напоминание о правильной посадке с целью охраны здоровья детей. Даю образец с целью формирования навыка самоконтроля Активизирую воображение детей, через наглядность. Подвожу итог. Отслеживаю обратную связь, закрепляю полученные знания через вопросы. Решаю воспитательную задачу через конкретную ситуацию. Предвосхищающая оценка с целью формирования положительной учебной мотивации. | Дети внимательны, им интересно говорить о школе. Дети с заданием справятся, они имеют знания и опыт выполнения подобных заданий. Дети заинтересованы, внимание сосредоточено. У детей появится желание помочь Ребёнок уверен, т.к. задание подготовлено. Фразу скажет выразительно. Задание для ребёнка высокого уровня. Ребёнок справится, т.к. предварительно имел опыт поупражняться в разговоре по телефону. Если возникнут затруднения, повторю план. Дети заинтересованы, мотивация создана. Дети с высоким и средним уровнем справятся с заданием самостоятельно. При возникновении затруднений у детей низкого уровня, помогу при помощи наводящих вопросов (индивидуально). Ребёнок проживает ситуацию успеха, стимулирую, желание других детей научится читать. Большинство детей поймёт структуру задачи. Дети придумают задачу самостоятельно, опираясь на полученные знания. Дети заданием справятся, т.к. имеют опыт выполнения подобных заданий. Если возникнут проблемы с умением договариваться, оценку буду делать от имени портфеля «Портфель загрустил». Охрана здоровья детей. Дети с удовольствием будут решать задачи, они очень любят подобные задания. Если дети затруднятся, для поиска правильного ответа, использую наглядность. Охрана здоровья детей. Если красных сигналов будет много, объясняю задание ( с показом на доске) « В своих тетрадях вы видите цифры и клеточки. Цифры обозначают количество клеток, а стрелки направление движения карандаша.» Если затруднятся немногие, подойду к ним индивидуально. Дети с заданием справятся. Дети довольны результатами занятия, они получили новые знания, обогатили жизненный опыт. Дети заинтересованы, у них большое желание идти в школу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по ФЭМПу в подготовительной группе "Повторение.Измерение площади"
конспект занятия в подготовительной (к школе )группе по ФЭМПу с применением технологии деятельностного метода(проблемный)...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по ФЭМП в подготовительной группе
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Использование сенсорных коромысел, экологического пано по технологии В.Ф. Базарного....
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Часы"
Цели:Познакомить детей с часами и их назначением;Продолжать формировать навык увеличения и уменьшения числа на единицу; упражнять в счете на ощупь;Тренировать в употреблении предлогов «за», «из», «под...
Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме» Подготовительная группа «Ягодка» Воспитатель: Себурова В.Г.
Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме»Подготовительная группа «Ягодка»Воспитатель: Себурова В.Г....
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Путешествие по мКонспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну Математики»
Материал будет полезен педагогам при подготовке к открытым мероприятиям...
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему "Повторение материала старшей группы"
Повторение прошлогоднего материала...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие на математические острова» подготовительная группа ________________________________________
Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги и листе в клетку.Упражнять в счете в пределах 20.Уч...