Математические игры
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) по теме

Наталья  Владимировна Фокина

Развитие математических представлений и математической речи с использованием занимательного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие математических представлений с  использованием занимательного материала

Старший возраст

Образовательные задачи

  1. Углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур.
  2. Развивать познавательные и творческие способности детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
  3. Учить добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля и самооценки.
  4. Развитие личности ребенка через активное включение в коллективную игру, оказание помощи сверстнику в случае необходимости.
  5. Развивать мышление, сообразительность, смекалку, творчество, конструктивные способности
  6. Свободно общаться со взрослыми по поводу игр и заданий.
  7. Продолжать формировать произвольное внимание.
  8. Развивать образное и элементы логического мышления.

Коррекционные задачи

  1. Развитие зрительного восприятия
  2. Развитие осязательного восприятии
  3. Развитие слухового восприятия
  4. Развитие мелкой моторики
  5. Развитие ориентировки в пространстве
  6. Активизация зрительных функций

Месяц

Название игры

Цель

Словарь

Сентябрь

«Цвет и форма»

Упражнять в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире.











Квадратный, круглый, овальный, треугольный, низкий, прямоугольный, многоугольный, широкий, узкий, высокий, форма, предмет, похожие, одинаковые, найди, рассмотри, объясни.



«Одно свойство»

Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.












Свойство, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал, большой, маленький, средний, размер, цвет, разные, одинаковые, похожие, объясни, сравни, красный, синий, зеленый, желтый, разложи, свойство, очередность.



Лабиринты






«Веселые палочки»



Учить детей ориентироваться в пространстве, формировать прослеживающие функции глаз.


Учить выкладывать из палочек контурные, символические  изображения предметов и геометрических фигур. Учить ориентироваться по схеме.

Справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, между

Треугольный, квадратный, прямоугольный, выложи, счетные палочки, схема, изображение, посчитай,

Октябрь

 «Найди различия»

«Волшебные фигуры»

Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей.

Квадрат, часть, цвет, целое, сложи, собери, подбери, вариант, придумай.

  Лабиринты


Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа.. Развитие внимания, памяти.

На, над, под, вверх, вниз, рядом, влево, вправо, рассмотри, сравни, объясни, найди, различия, где.

«Веселый художник»







Ориентировка на листе бумаги, развитие внимания, глазомера.

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

Дорожка, путь, вверх, вниз, покажи, найди, проведи, помоги, проследи, нарисуй, обведи, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, круг, трафарет.

Ноябрь

 «На что это похоже?»

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей.

Круг, части, схема, посмотри, разгляди, сложи, сравни, подумай, объясни, квадрат, силуэт, контур, изображение, придумай.

«Кто мы?»

«Подбери по смыслу»

Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа. Ориентировка на листе бумаге.

рассмотри, сравни, лист, центральный квадрат, левый центральный квадрат, правый центральный квадрат, левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол, проследи,

« Найди фигуру»

«Назови предмет определенной формы»

«Одинаковые фигуры»

Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

Квадратный, круглый, овальный, треугольный, низкий, прямоугольный, многоугольный, широкий, узкий, высокий, форма, предмет, похожие, одинаковые, найди, рассмотри, объясни., продолжи.


Декабрь

 «Домино», «Лото»

Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных  способностей.

Квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг,  составь, посмотри, наложить, сравни, объясни, собери.

«Часть и форма»


Упражнять детей в воссоздании силуэтов по схеме, придумывать свои варианты.

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности, умения планировать очередной ход.

Резинка, фигурки, дощечка, гвоздик, силуэт, схема, рассмотри, сравни, одень, придумай, назови,

 «Собери фигуру»

Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить видеть составляющие части предметов.

Часть, целое, сравни, подбери, рассмотри, объясни, сложи.


Январь

 «Подбери узор»

Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей.

схема, собери, рассмотри, придумай.

«Назови различия»

Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти.

Сложи, различия, объясни, узор, придумай.


«Будем считать»

Учить количественному и порядковому счету предметов.


Посчитай, на каком месте, какой по счету, сколько всего

Февраль

«Части суток»

Учить узнавать и называть части суток, называть последующую и предыдущую часть суток


День, вечер, ночь, утро, части суток, назови последовательно, какая часть суток следует.., какая часть суток была перед..

«Учимся сравнивать»

Учить сравнивать предметы по величине путем наложения и приложения.


Выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже, сравни, наложи, приложи, закончилось, выступает

«Что изменилось?», «Кто здесь прячется?»

учить ориентироваться в групповой комнате, двигаться в заданном направлении

Найди игрушку, повернись, встань, слева, справа, сзади, впереди, вверху,

«Найди схему»

Учить детей читать схемы, находить к схеме  соответствующую картинку, развивать ориентировку в пространстве


Найди, схема, назови, расскажи, где расположено

Март

«Волшебная мозаика»

Упражнять детей в умении выкладывать узоры из мозаики по схеме. Закреплять основные цвета. Развивать ориентировку в пространстве.

Цвет, форма, сколько фишек, выложи, посчитай

«Узнай на ощупь»

Учить узнавать на ощупь геометрические фигуры

Угадай на ощупь, назови, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал

«Чем похожи и чем различаются»

Учить сравнивать предметы, выделяя основные свойства – цвет, форму, величину


Сравни, назови, форма, цвет,  размер

Апрель

«Разрезные картинки»

Учить детей складывать целое из частей. Развивать ориентировку в пространстве картинки.


Найди, сложи, расскажи

«Кто знает, пусть дальше считает»

Закреплять  счет в обратном направлении

Сколько, посчитай назад, продолжи

«Копирование и зарисовка геометрических фигур»

Учить обводить геометрические фигуры через кальку, закреплять количественный счет

Обведи, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, сколько, посчитай

«Когда это было»

Закреплять представления о частях суток, определять их последовательность, называть действия людей в разные части суток

Части суток, ночь, день, вечер, утро, назови, вчера, сегодня, завтра

Май

«Чудесный мешочек»

Закреплять умение узнавать на ощупь геометрические фигуры

Учить находить на ощупь предмет определенной формы

Угадай на ощупь, назови, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал,  форма, предмет

  Лабиринты


Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом, слева, справа.. Развитие внимания, памяти.

На, над, под, вверх, вниз, рядом, влево, вправо, рассмотри, сравни, объясни, найди, различия, где.

«Веселые палочки»

Учить выкладывать из палочек контурные, символические  изображения предметов и геометрических фигур. Учить ориентироваться по схеме.

. Справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, между

Треугольный, квадратный, прямоугольный, выложи, счетные палочки, схема, изображение, посчитай,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.

                   Математическая игра, как средство             математического...

Математические игры своими руками на основе комплекса материалов для организации работы по развитию математических способностей у дошкольников – "Мате: плюс. Математика в детском саду".

                  Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию  полный комплекс материалов для организации работы по развитию математиче...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по формированию элементарных математических представлений Тема: «Математические игры с Машей»

Цель: ознакомление детей с числом 9, цифрой 9.Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально - коммуникативное...

: Семинар практикум для воспитателей "Логико- математические игры по ФЭМП в организационной образовательной деятельности и в свободное время «Математический кораблик»

Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию....

Конспект математической игры «Квест» по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Ягодка»

Образовательная область: Познанавательное развитие Разделы: ФЭМПТема: «5 ключей»...

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением...