Комплексное занятие по РЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Бышева Елена

Конспект НОД способствует математическому развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mku.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «ЦИМОМОУ»

Лямбирского муниципального района РМ

МБДОУ» Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ

открытого занятия РМО

педагогов Лямбирского района

на тему:

«Комплексное занятие по РЭМП

на основе мордовской потешки «Сорокины орешки»»

                                                        Составила и провела:

                                        воспитатель

                                                             логопедической группы

                                          Бышева Е.В.

Лямбирь

 2012 г

Цель. Развитие  математических способностей  у детей.

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
  2. учить записывать решение задачи цифрами и математическими знаками;
  3. продолжать учить составлять число из двух меньших, понимать отношения между цифрами;
  4.  закреплять знания о  временах года, зимних месяцах, днях недели;  умение ориентироваться на листе бумаги.

  1. Развивающие задачи: развивать логическое мышление и внимание детей.

  1. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к художественным произведениям, к народному фольклору.

Материал и оборудование:

  1. Фонограммы с записью различных звуков (треск сороки, звуки транспорта, шум вьюги, ветра, дождя, капели);
  2. материал для составления фона полянок по временам года

       (макеты деревьев,  цветов, грибов и др.);

  1. ширма, игрушка сорока, 8 орешков;
  2. математические веера;
  3. сигнальные карточки;
  4. набор цифр и математических знаков;
  5. муляжи ягод;
  6. карточки с двумя полосками.

1 часть.

Получили письмо.  Воспитатель читает  письмо: «Ох, беда! Я потеряла все орешки! Помогите мне, пожалуйста!»

Воспитатель:  От кого письмо – неизвестно, кому же нужна наша помощь?

(Слышится треск сороки и за ширмой появляется сорока и рассказывает потешку на мордовском языке)

Сорока, сорока,

Сорока, акша бока

Азк мезе, вешендят,

Мезень колга чикордат?

Мезе юмафтонь?
Мезе прафтонь?

- Пяштенянень прафтонь

Марнек юмафтонь.

Воспитатель: Ребята, так ведь мы с вами знаем перевод этой мордовской потешки и на русском языке (Рассказывают 2-3 ребенка)

Сорока, сорока,

Сорока - белобока,

Скажи, что ищешь?
И о чем трещишь?
Что потеряла?
Что уронила?

- Орешки уронила,
И все их потеряла.

Воспитатель. Так вот, оказывается, кто просит у нас помощи. У сороки беда случилась, она орешки потеряла….

Сорока, мы рады тебе помочь, но где же ты потеряла свои орешки?

Сорока. Не могу вспомнить, я ведь везде летаю круглый год, и зимой, и весной, и летом, и осенью…

Воспитатель. А сколько орешков ты потеряла?

Сорока. Восемь орешков.

Воспитатель. Задача непростая, нам предстоит отправиться искать орешки во все времена года, но мы попытаемся тебе помочь. Правда, ребята?

А на чем же нам отправиться в это необычное путешествие?

Кажется, я знаю….  Нам нужно соединить по точкам все цифры по порядку.

Игра «Соедини цифры по точкам».

(получился автобус)

Воспитатель. Но автобус поедет только в том случае, если  вы скажете,  из каких двух меньших чисел состоит число 5

Игра « Состав числа 5 из двух меньших».

Итак, 5 – это 1 и 4

                       2 и 3

                       3 и 2

                       4 и 1

Молодцы, а теперь пора в путь, вставайте парами и – вперед!

Еле,  еле, еле, еле

Наш автобус едет к цели…

Средь лесов и средь полей

     Мчимся мы быстрей, быстрей!

2 часть

Воспитатель. Вот мы и доехали, посмотрите, перед нами 4 полянки, давайте зайдем на эту полянку.

ЗИМА

(Фонограмма - шум метели)

Ребята, в какое время года мы с вами попали?

                                                        ( в зиму)

(Дети садятся на скамеечки)

Голос зимы. Я отдам вам Сорокины орешки, если вы выполните мои задания, а приготовила я их для вас на снежках!

Воспитатель.  Ну что ж, давайте попытаемся выполнить условие хозяйки зимы.

1 снежок. « Зима хочет узнать, знаете ли вы времена года»

 Сколько всего времен года? (4)

 Назовите времена года. (Зима, весна, лето, осень)

 А сейчас возьмите сигнальные карточки, покажите, какая карточка соответствует этому времени года.

( зима- карточка белого цвета, весна – зеленого, лето – красного, осень – желтого)

2 снежок. «Зима хочет, чтобы вы назвали зимние месяцы».

3 снежок. «А зима хочет узнать, что вы знаете о днях недели».

Сколько дней в неделе?  

Назовите дни недели по порядку.

Какой день первый, третий ….?

Какой день сегодня?

А вчера? А позавчера? А завтра? Послезавтра?...

4 снежок. Вот и последнее задание зимы (а там орешки)

 Воспитатель.  Вот и вернула нам хозяйка Зима Сорокины орешки, давайте положим их в корзиночку, а в благодарность задобрим суровую зиму. Скажите, какой она бывает? Какая зима?

Молодцы, пора нам в путь, отправимся на следующую полянку.

ВЕСНА

(Фонограмма – звук капели)

Воспитатель. Вот мы и в следующем времени года оказались. Посмотрите внимательно, на какой полянке мы оказались?  (на весенней)

Послушайте,  как звенит весенняя капель. Вот на  капельках и приготовила свои задания  для нас ВЕСНА.

1 капелька. «Весна просит, чтобы мы всех зверей на полянке разместили в их жилища»

Кто где живет? Волк – в логове, медведь – в берлоге,  лиса- в норе, зайчик – под кустиком, а белочка – в дупле. Молодцы!

2 капелька. А теперь весна хочет, чтобы вы ответили, где находиться берлога медведя?

Где находится нора лисы?

А кто находится в левом верхнем углу?

А кто находится в правом нижнем углу?

3 капелька. Весна просит разбудить весенние ручейки. Зима закончилась, но посмотрите, какой большой сугроб снега. Давайте разбудим весенние ручейки.

Дети дуют в трубочки,  в бутылки с водой  - фонограмма звук капели. Сугроб исчезает,  под ним лужица, а в ней орешки.

 Воспитатель. Ой, ребятки, вот и растаял сугроб, одна лужица от него осталась, а в ней Сорокины орешки… Вот и отдала нам еще 2 орешка Весна! Давайте поблагодарим ее и скажем о ней хорошие слова.

 Какая она ВЕСНА?

А теперь пора   нам отправиться на следующую полянку. Как вы думаете,  в какое время года мы сейчас попадем? (в лето)

                                                         ЛЕТО

(Фонограмма – звук летнего леса)

Воспитатель. Ребятки, как вы правильно угадали, мы ведь точно на летней полянке оказались. Как здесь красиво,  воздух чистый, теплый. А вот какой красивый цветок. Тише, он, по-моему, спит.

Пальчиковая гимнастика «Бабочка».

Спал цветок,

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел!

Это бабочка сидела,

Потом дальше полетела…

Воспитатель. Посмотрите, как много бабочек на летней полянке, давайте мы их тоже разбудим, подуйте на них

Дыхательная гимнастика «Разбудим бабочек».

Воспитатель. Вот как стало весело, только где же нам  искать задания ЛЕТА? А вот бабочка подсказывает, на цветочках, наверное, давайте посмотрим.

1 цветочек.  Лето хочет вас проверить, умеете ли вы считать и знаете ли цифры?

Игра «  Сосчитай и покажи  результат на веере»

-Сколько всего деревьев на полянке?

-Сколько хвойных? Лиственных?

-Сколько всего грибов?

-Сколько грибов слева от пенька? Сколько справа?

-Сколько цветов на полянке?

2 цветочек. Лето просит вас сосчитать, сколько красных ягод, а сколько зеленых?

Игра «Сосчитай и сравни»

(Выложить ягодки на полосках и сравнить, каких больше, каких меньше, на сколько меньше,  соответственно сравнить числа 7 и 6)

Ребятки, а вот и последнее задание ЛЕТА.

3 цветочек. Под ним 2 орешка.

Воспитатель. Ай да лето, вот где орешки нам приготовило. Давайте  скажем, а какое оно ЛЕТО бывает?

Пора нам снова в путь, остальные орешки нужно отыскать.

ОСЕНЬ

Фонограмма – шум дождя и ветра. Стоит дерево, на котором всего 2 листочка.  

                                           Дети садятся за столы.

Воспитатель. Осталось нам найти всего 2 орешка, думаю, что хозяйка этой полянки ОСЕНЬ отдаст нам их. Посмотрите, на дереве всего два листочка, все уже облетели. Может быть,  на листочках и задания нам ОСЕНЬ приготовила? Давайте посмотрим.

1 листочек.  Ребята, осень вот какую задачу нам задает. В это время года много грибов в лесу, и на нашей полянке растут грибы – 2 мухомора и 5 подберезовиков. Вот она и хочет, чтобы мы  сосчитали, сколько всего грибов на полянке.

                                     Решение арифметической задачи.

                                    (у всех детей на столе касса цифр)

Итак, какое условие задачи? Что нам известно?

Какой вопрос мы зададим к этой задаче?

(дети выкладывают решение в кассах цифр, один ребенок на фланелеграфе)

2 листочек. Осень просит  подумать и назвать пропущенные цифры.

Задание «Назови пропущенную цифру».

Воспитатель. Ребятки, все задания осени мы выполнили, а орешки она нам не отдает. Может быть, мы задачу решили неправильно, не все грибы сосчитали? Посмотрите, вон под листиками, мне кажется, еще один гриб растет. (Там под листочками лежат орешки)

Воспитатель. Вот и оставшиеся 2 орешка мы нашли, вот их куда осень спрятала. А в благодарность, давайте об осени, скажем, какая она.

Вот и отыскали мы все  сорочьи  орешки, все 8 у нас в корзиночке. Пора возвращаться с находкой к сороке. Снова зацепитесь парами за руки,  поедем на автобусе.

Еле,  еле, еле, еле

Наш автобус едет к цели…

Средь лесов и средь полей

Мчимся мы быстрей, быстрей!

3 часть

Воспитатель.  Ну вот, а сорока где летает? Подождем ее, а пока возьмите все по одному орешку, потрогайте орешек, какой гладкий или шершавый?

Положите орешек между ладошек и покатайте его (массаж ладоней).

(Фонограмма – треск сороки и сорока появляется)

Воспитатель. Сорока - белобока, выполнили мы твою просьбу, отыскали орешки. Вот возьми их и больше не теряй.

А на прощание мы хотим рассказать тебе скороговорку на мордовском языке (тихо, медленно, быстро, громко.

Сура пача – Мария,

А розь пача – Дария.

(Дети говорят перевод этой скороговорки)

Пшеничный блин – Мария,

А ржаной – Дария.

- Сорока – белобока, а мы еще  знаем много  мордовских пословиц.

(Дети рассказывают мордовские пословицы)

Сорока их благодарит и угощает печеными орешками.

 

Литература.

В.И. Логинова. «Детство» - федеральная программа развития и воспитания детей в детском саду. «Детство-Пресс», СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по РЭМП во второй младшей группе на тему: «Весенние хлопоты»

Это занятие в игровой, увлекательной форме легко воспринимается детьми....

Конспект занятия по РЭМП "Число 7.Цифра 7"

Познакомить с числом и цифрой 7;закрепить представления об образовании последующего числа путём прибавления единицы; закрепить умение сравнивать рядом стоящие числа;закрепить порядковый счет;закрепить...

Конспект занятия по РЭМП на соответствие занимаемой должности

Конспект занятия по РЭМП на соответствие занимаемой должности вторая младшая группа...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Занятие по РЭМП Тема занятия: «Поможем Снеговику-почтовику»

Программное содержание:Продолжить знакомить детей с образованием чисел второго пятка.Учить количественному счету в пределах 10, сравнению сложных чисел.Освоение действий построения моделей количествен...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...