Методические рекомендации по развитию пространственных представлений у детей 5-6 лет.
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Карабанова Светлана Евгеньевна

Методические рекомендации по развитию пространственных   представлений у детей 5-6 лет .

        Обязательным условием эффективности проводимой работы на любом этапе является накопление детьми разнообразного опыта не только практического различения пространственных признаков и отношений, но и их вербального обозначения и оперирования в мыслительном плане. Быстрый и ощутимый коррекционно-развивающий эффект в работе может быть достигнут также за счёт привлечения к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная и содружественная работа которых обеспечивает формирование более устойчевых и правильных пространственных представлений.

 

Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственных представлений будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразится на формирование неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), упредит возникновение графических и грамматических ошибок на письме. Всё это неизбежно положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребёнка.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию пространственных   представлений у детей 5-6 лет.

        Обязательным условием эффективности проводимой работы на любом этапе является накопление детьми разнообразного опыта не только практического различения пространственных признаков и отношений, но и их вербального обозначения и оперирования в мыслительном плане. Быстрый и ощутимый коррекционно-развивающий эффект в работе может быть достигнут также за счёт привлечения к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная и содружественная работа которых обеспечивает формирование более устойчевых и правильных пространственных представлений.

 Работа по развитию и уточнению  пространственных представлений:

1) дифференциация правых и левых частей тела;

2) Ориентировка в окружающем пространстве.

Дифференциация правых и левых частей тела.

1) дифференциация правых и левых частей тела – правая и левая рука, нога;

правый и левый глаз; правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например: голень, бедро, щиколотка, запястье, стопа, кисть, плечо и т. д.

На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:

- Поднять  правую руку, левую руку.

-Показать, где у соседа правая и левая рука.

-Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой,  

  взять книгу левой, правой рукой.

- Назвать предметы, которые расположены справа и слева по отношению к себе.

- Пробы Хеда.

а) Наглядный вариант:

Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зрительному воспроизведению.

Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижение психической активности.

б) Речевой вариант:

Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу».

 Ориентировка в окружающем пространстве.

2) Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой или левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки.  При этом учитывается что, ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади – спереди, вперёд – назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху – внизу, сверху – снизу, над – под). Наиболее яркой отличительной особенностью данной категории детей является неспособность овладеть понятиями слева – справа, левый – правый, лево – право.

Виды заданий:

- Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги;

сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношении к тетради – слева или справа. Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трёх предметов. Логопед предлагает детям выполнить следующие примерные задания: «Положите книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку» и т. д.

-Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в

шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

-На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.

-Сидя за столом определить его правый и левый края.

-Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с  соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.

-Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем роли меняются.

-Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей

а) спинкой вверх;

б) спинкой вниз.

-Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

-Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке.

- Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

а) Назвать первое число справа; первое число слева. Какое из них больше?

В каком направлении возрастают числа в ряду?

б) Прочитать  ряд в обратном порядке (т. е. справа налево). Как изменяется

величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).

в) Показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева

от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать  соседей числа 4 справа, сравнить по величине.

г) показать  соседа слева;

д) показать соседа справа;

-Определить пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.

Что находится в центре рисунка?

Что находится в правом верхнем углу?

Что находится слева от какого- либо предмета? и т. д.

    Включение в непосредственно образовательную деятельность заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственных представлений будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразится на формирование неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), предупредит возникновение графических и грамматических ошибок на письме. Всё это неизбежно положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие пространственных представлений у детей ОНР

творческое выступление на фестивале Педагогического мастерства...

Развитие пространственных представлений у детей ЗПР

Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно, пространственные представления являются базисом, над ко...

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Методические рекомендации по развитию пространственных представлений у детей 5-6 лет

Включение в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственных представлений будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического...

Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития 5-6 лет

В данной публикации описанны основные направления работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Методические рекомендации о развитию сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...