Методические рекомендации по развитию пространственных представлений у детей 5-6 лет
методическая разработка (старшая группа)

Остапенко Маргарита Сергеевна

Включение в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственных представлений будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразится на формирование неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), упредит возникновение графических и грамматических ошибок на письме. Всё это неизбежно положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию пространственных   представлений у детей 5-6 лет.

        Обязательным условием эффективности проводимой работы на любом этапе является накопление детьми разнообразного опыта не только практического различения пространственных признаков и отношений, но и их вербального обозначения и оперирования в мыслительном плане. Быстрый и ощутимый коррекционно-развивающий эффект в работе может быть достигнут также за счёт привлечения к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная и содружественная работа которых обеспечивает формирование более устойчевых и правильных пространственных представлений.

 Работа по развитию и уточнению  пространственных представлений:

1) дифференциация правых и левых частей тела;

2) Ориентировка в окружающем пространстве.

Дифференциация правых и левых частей тела.

1) дифференциация правых и левых частей тела – правая и левая рука, нога;

правый и левый глаз; правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например: голень, бедро, щиколотка, запястье, стопа, кисть, плечо и т. д.

На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:

- Поднять  правую руку, левую руку.

-Показать, где у соседа правая и левая рука.

-Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой,  

  взять книгу левой, правой рукой.

- Назвать предметы, которые расположены справа и слева по отношению к себе.

- Пробы Хеда.

а) Наглядный вариант:

Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зрительному воспроизведению.

Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижение психической активности.

б) Речевой вариант:

Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу».

 Ориентировка в окружающем пространстве.

2) Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой или левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки.  При этом учитывается что, ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади – спереди, вперёд – назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху – внизу, сверху – снизу, над – под). Наиболее яркой отличительной особенностью данной категории детей является неспособность овладеть понятиями слева – справа, левый – правый, лево – право.

Виды заданий:

- Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги;

сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношении к тетради – слева или справа. Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трёх предметов. Логопед предлагает детям выполнить следующие примерные задания: «Положите книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку» и т. д.

-Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в

шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

-На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.

-Сидя за столом определить его правый и левый края.

-Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с  соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.

-Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем роли меняются.

-Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей

а) спинкой вверх;

б) спинкой вниз.

-Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

-Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке.

- Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

а) Назвать первое число справа; первое число слева. Какое из них больше?

В каком направлении возрастают числа в ряду?

б) Прочитать  ряд в обратном порядке (т. е. справа налево). Как изменяется

величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).

в) Показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева

от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать  соседей числа 4 справа, сравнить по величине.

г) показать  соседа слева;

д) показать соседа справа;

-Определить пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.

Что находится в центре рисунка?

Что находится в правом верхнем углу?

Что находится слева от какого- либо предмета? и т. д.

    Включение в непосредственно образовательную деятельность заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственных представлений будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отразится на формирование неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), предупредит возникновение графических и грамматических ошибок на письме. Всё это неизбежно положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию пространственных представлений у детей 5-6 лет.

Методические рекомендации по развитию пространственных   представлений у детей 5-6 лет .        Обязательным условием эффективности проводимой работы на лю...

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие «Дидактические игры и упражнения для развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Введение В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее з...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Методические рекомендации по формированию пространственных представлений у детей с задержкой психического развития 5-6 лет

В данной публикации описанны основные направления работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Методические рекомендации о развитию сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Методические рекомендации «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Цель методической разработки – представление практического материала для организации работы по развитию элементарных математических представлений у ребенка раннего возраста.Задачи:1. Позна...

методические рекомендации по развитию пространственных представлений у детей 5-6 лет

Включение в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственных представлений будет способствовать совершенствованию лексического и грамматического...