«Круглый год». Конспект занятия по математике на тему «Временные отрезки»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Лобачева Нина Сергеевна /Токарева/

 

Методическое объединение по математике на тему «Временные отрезки». Через сказку, закрепить представление детей о том, что в году 4 времени года, в каждом времени года – 3 месяца, в каждом месяце – 4 недели, в каждой недели – 7 дней, каждый день недели со своим именем. Продолжать знакомить с частями суток – с этой целью провести работу с моделью суток, объяснив, что одни сутки сменяются другими, за ночью обязательно идет утро и т. д.

Познакомить детей как произошло слово неделя и название дней.

Воспитывать желание заниматься математикой, умение правильно выполнять поставленные задачи

Ход занятия:

Ребята, вы любите сказки? Тогда сели поудобнее. Спина прямая. Глаза – смотрят. Уши – слушают. Ноги – не мешают. Руки – помогают. Сегодня я расскажу вам сказку Даля «Старик-годовик».

Жил был Старик-годовик. Вышел он как-то раз в поле и стал махать рукавами и пускать птиц. Каждая птица со своим особенным именем. Махнул старик-годовик первый раз-и полетели первые 3 птицы. Повеял холод, мороз. Пошел снег. Махнул Старик – годовик второй раз – и полетела следующая тройка птиц. Снег стал таять, на полях появились первые цветы. Махнул Старик-годовик третий раз – полетела третья тройка птиц. Стало жарко, душно, знойно. Махнул Старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь.

Как вы думаете, что же делал Старик-годовик? (ответы детей)

Да, ребята, он выпускал из рукавов времена года.

Махнул Старик-годовик первый раз – и полетели первые 3 птицы. Повеял холод, мороз. Пошел снег. Как называется это время года? (выставляется картинка с изображением времени года)

Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела следующая тройка птиц. Снег стал таять, на полях появились первые цветы. А это, что за время года? (весна) Молодцы!

Махнул старик – годовик третий раз –полетела третья тройка птиц. Стало жарко, знойно. А здесь про какое время года говорится? (ответы детей) .

Махнул Старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. Как называется это время года? (ответы детей)

Почему каждый раз вылетало по три птицы?

Что это за птицы?

Назовите зимние месяцы.

Назовите весенние месяцы

Назовите летние месяцы (после каждого ответа под картинкой со временем года выставляются кружки, обозначающие то или иное время года)

Как времена года идут друг за другом?

Какое время года наступило?

В лесу лежит снег, давайте отправимся на прогулку в зимний лес.

Физминутка. Прогулка по зимнему лесу.

Но, вернемся к сказке. Птицы были не простые. У каждой по четыре крыла (на доску выставляем сказочную птицу)

Что это за крылья? (это недели)

А кто из вас знает, что такое неделя (ответы детей)

Да, ребята в неделе семь дней. Это число не разделишь ни на два, ни на три, ни на четыре части без остатка. Оно делится только на само себя или на единицу. Вот его и назвали - НЕДЕЛЯ. А понедельник – это значит день, который идет после недели, Вторник – второй, Среда – третий, Четверг – четвертый, Пятница – пятый. А суббота? Как это слово понять? Суббота – значит «шесть» на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слово осталось.

Но продолжим слушать сказку. В каждом крыле по семь перьев, и у каждого свое имя.

У вас в конвертах лежат полоски, составьте схему недели. (дети выкладывают схему). Молодцы! У вас всех получилась схема недели.

Скажите, какого цвета полоска обозначающая вторник?

Какого цвета полоска – суббота?

А какого цвета полоска – среда?

Назовите выходные дни.

Назовите дни, когда мы с вами ходим в детский сад.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы с вами ответили на заданные вопросы. Покажите свой кулачок, и так проверяем.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница (дети по одному загибают пальцы в кулак) – наш рабочий кулачок. А суббота с воскресеньем – дни для отдыха, веселья, это выходные дни – люди отдыхать должны. (соединяют большой и указательный палец другой руки) Смотрите, какие мы молодцы. А сколько всего дней в недели? Давайте посчитаем (считают вначале пальцы в кулаке на одной руке, а затем пальцы на другой руке)

А теперь давайте поиграем немного. Послушайте стихотворение и расставьте картинки по порядку

Всей семьей идем сегодня мы на вечер новогодний.

А вчера до ночи самой, мы костюмы шили с мамой.

Завтра маскарад у нас. Приходите в детский сад!

Послезавтра Дед Мороз принесет подарков воз.

И с порога скажет: «Здрасьте! С Новым годом! С новым счастьем!

Задание – раскрась кружочки рядом с каждой картинкой, так чтобы цвет соответствовал определенному дню недели, зная, что сегодня четверг. (дети выполняют задание) Молодцы!

А теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка «Зарядка»

Ну вот и отдохнули, но давайте вернемся к сказке.

В каждом крыле по семь перьев, и у каждого свое имя. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темно.

Вот это перо. (Показать детям прео) подумайте и скажите, что он обозначает?

Правильно, одна сторона ночь, другая день. Что мы с вами делаем в темное время суток?

А в светлое? (ребенок выходит к доске с темной стороны крыла выкладывает карточки, которые отражают, то что делают люди в темное время суток, а со светлой стороны крыла – то, что в светлое время суток) Молодцы.

У вас есть разрезные картинки – сложите их.

Что у вас получилось?

Да это модель суток. Назовите части суток. Сколько их?

А теперь посмотрите на нашу схему суток. Ночь проходит и наступает -, за утром идет -, за днем -, за вечером наступает - …. Смотрите прошел один день и начался другой. И опять части суток идут друг за другом. Так проходит день за днем и образуется неделя. Одна неделя сменяет другую, и образуется уже – месяц. Месяцы идут друг за другом, а у нас сколько всего месяцев? Правильно – 12 месяцев – они то и образуют год. Смотрите, ребята, вот мы с вами и вернулись к началу сказки. Понравилась вам сказка?

Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

Так чему же вас научила сказка, что вы узнали из этой сказки?

Итог занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_21.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Через сказку, закрепить представление детей о том, что в году 4 времени года, в каждом времени года – 3 месяца, в каждом месяце – 4 недели, в каждой недели – 7 дней, каждый день недели со своим именем. Продолжать знакомить с частями суток – с этой целью провести работу с моделью суток, объяснив, что одни сутки сменяются другими, за ночью обязательно идет утро и т.д.

Познакомить детей как произошло слово неделя и название дней.

Воспитывать желание заниматься математикой, умение правильно выполнять поставленные задачи.

Ход занятия:

Ребята, вы любите сказки? Тогда сели поудобнее. Спина прямая. Глаза – смотрят. Уши – слушают. Ноги – не мешают. Руки – помогают. Сегодня я расскажу вам сказку Даля «Старик-годовик».

Жил был Старик-годовик. Вышел он как-то раз в поле и стал махать рукавами и пускать птиц. Каждая птица со своим особенным именем. Махнул старик-годовик первый раз-и полетели первые 3 птицы. Повеял холод, мороз. Пошел снег. Махнул Старик – годовик второй раз – и полетела следующая тройка птиц. Снег стал таять, на полях появились первые цветы. Махнул Старик-годовик третий раз – полетела третья тройка птиц. Стало жарко, душно, знойно. Махнул Старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь.

Как вы думаете, что же делал Старик-годовик?  (ответы детей)

Да, ребята, он выпускал из рукавов времена года.

Махнул Старик-годовик первый раз – и полетели первые 3 птицы. Повеял холод, мороз. Пошел снег. Как называется это время года? (выставляется картинка с изображением времени года)

Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела следующая тройка птиц. Снег стал таять, на полях появились первые цветы. А это, что за время года? (весна) Молодцы!

Махнул старик – годовик третий раз –полетела третья тройка птиц. Стало жарко, знойно.  А здесь про какое время года говорится? (ответы детей).

Махнул Старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. Как называется это время года? (ответы детей)

Почему каждый раз вылетало по три птицы?

Что это за птицы?

Назовите зимние месяцы.

Назовите весенние месяцы

Назовите летние месяцы (после каждого ответа под картинкой со временем года выставляются кружки, обозначающие то или иное время года)

Как времена года идут друг за другом?

Какое время года наступило?

В лесу лежит снег, давайте отправимся на прогулку в зимний лес.

Физминутка. Прогулка по зимнему лесу.

Но, вернемся к сказке. Птицы были  не простые. У каждой по четыре крыла (на доску выставляем сказочную птицу)

Что это за крылья? (это недели)

А кто из вас знает, что такое неделя (ответы детей)

Да, ребята в неделе семь дней. Это число не разделишь ни на два, ни на три, ни на четыре части без остатка. Оно делится только на само себя или на единицу. Вот его и назвали  - НЕДЕЛЯ. А понедельник – это значит день, который идет после недели, Вторник – второй, Среда – третий, Четверг – четвертый, Пятница – пятый. А суббота? Как это слово понять? Суббота – значит «шесть» на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слово осталось.

Но продолжим слушать сказку. В каждом крыле по семь перьев, и у каждого свое имя.

У вас в конвертах лежат полоски, составьте схему недели. (дети выкладывают схему). Молодцы! У вас всех получилась схема недели.

Скажите, какого цвета полоска обозначающая вторник?

Какого цвета полоска – суббота?

А какого цвета полоска – среда?

Назовите выходные дни.

Назовите дни, когда мы с вами ходим в детский сад.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы с вами ответили на заданные вопросы. Покажите свой кулачок, и так проверяем.

Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница (дети по одному загибают пальцы в кулак) – наш рабочий кулачок. А суббота с воскресеньем – дни для отдыха, веселья, это выходные дни – люди отдыхать должны. (соединяют большой и указательный палец другой руки) Смотрите, какие мы молодцы. А  сколько всего дней в недели? Давайте  посчитаем (считают вначале пальцы в кулаке на одной руке, а затем пальцы на другой руке)

А теперь давайте поиграем немного. Послушайте стихотворение и расставьте картинки по порядку

Всей семьей идем сегодня мы на вечер новогодний.

А вчера до ночи самой, мы костюмы шили с мамой.

Завтра маскарад у нас. Приходите в детский сад!

Послезавтра Дед Мороз принесет подарков воз.

И с порога скажет: «Здрасьте! С Новым годом! С новым счастьем!

Задание – раскрась кружочки рядом с каждой картинкой, так чтобы цвет соответствовал определенному дню недели, зная, что сегодня четверг. (дети выполняют задание) Молодцы!

А теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка  «Зарядка»

Ну  вот и отдохнули, но давайте вернемся к сказке.

 В каждом крыле по семь перьев, и у каждого свое имя. Одна половина пера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темно.

Вот это перо. (Показать детям прео) подумайте и скажите, что он обозначает?

Правильно, одна сторона ночь, другая день. Что мы с вами делаем в темное время суток?

А в светлое? (ребенок выходит к доске с темной стороны крыла выкладывает карточки, которые отражают, то что делают люди в темное время суток, а со светлой стороны крыла – то, что в светлое время суток) Молодцы.

У вас есть разрезные картинки – сложите их.

Что у вас получилось?

Да это модель суток. Назовите части суток. Сколько их?

А теперь посмотрите на нашу схему суток. Ночь проходит и наступает - …, за утром идет - …, за днем - …, за вечером наступает - …. Смотрите прошел один день и начался другой. И опять части суток идут друг за другом. Так проходит день за днем и образуется неделя. Одна неделя сменяет другую, и образуется уже – месяц. Месяцы идут друг за другом, а у нас сколько всего месяцев? Правильно – 12 месяцев – они то и образуют год. Смотрите, ребята, вот мы с вами и вернулись к началу сказки. Понравилась вам сказка?

 Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

Так чему же вас научила сказка, что вы узнали из этой сказки?

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике на тему"Формирование представлений о частях и времени суток"

Данный конспект предназначен для развития математических представлений детей средней группы компенсирующей направленности...

Конспект занятия по математике на тему: "По дороге к математике"

Тема: По дороге к математике Цели и задачи: 1.Формировать количественные представления, рассмотреть понятия «один», «много». 2. Развивать пространственные представ...

Конспект занятие по математике на тему: «Путешествие в страну Математику».

Конспект занятие по математике на тему: «Путешествие в страну Математику»....

Конспект занятия по математике «Ориентировка во времени».

Формировать и закреплять понятие о движении времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости. Закреплять представление о последовательности дней недели, времен года, частей суток....

Конспект занятия по математике «Ориентировка во времени: день-ночь. Вторая младшая группа.

Задачи: - развивать представления детей о частях суток (день, ночь); - воспитать эмоциональную отзывчивость через переживания...