ФЭМП
консультация по математике по теме
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
«Развитие логического мышления и математических представлений через универсальный математический материал».
Автор: Мирсаидова О.А. - воспитатель высшей категории МАДОУ ЦРР д/с N 131 г. Калининграда.
"Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать."
Я.А. Каменский
В раннем дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания 1) формировании обследовательских действий, 2) накопления опыта в разнообразных деятельностях (первоначально – предметных, позже – продуктивных (рисование, лепка, конст-руирование, труд и т.п.), которые как бы обогащают друг друга.
Математические представления и умения являются своеобразным "инструментарием" средствами и способами познания), необходимым для освоения мира и действования в нём (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить
покупку и т.п.).
Их применение в разнообразных познавательных и практических ситуациях (игре, экспериментировании, физической, продуктивной, речевой, музыкальной деятельности и т.п.) показывает их ценность и тем самым создает мотивацию к их освоению.
Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.
Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.
Основными задачамиматематического развития детей дошкольного возраста являются:
1) развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
2) развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
3) освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
4) развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
5) овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;
6) развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
7) развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8) развитие активности и инициативности детей;
9) воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста.
1) Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию.
2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.
3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)
4) Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).
5) Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками.
Используя комплексную образовательную программу «Детство», которая основана на принципах личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребёнка и опираясь на технологии витагенного образования с голографическим подходом (теория Белкина), постаралась собрать воедино разные игры на развитие логико-математических представлений у детей младшего и среднего возраста. Эта технология позволяет раскрыть творческий потенциал не только детей, но и взрослых. Опора на витагенный (жизненный) опыт детей – это средство сформировать новое отношение к ним.
Основные направления педагогической деятельности включают:
Организацию игровой деятельности.
Помощь семье в организации полноценного общения.
Решение логико-математических представлений у детей осуществляю через развивающие игры и занятия. При этом осуществляю разно уровневый подход. Используя дидактический материал разного уровня сложности можно проследить у одного и того же ребёнка желание самостоятельно выбирать свой уровень.
Если работа с блоками Дьенеша больше используется на подгрупповых занятиях, то работе с палочками Кюизенера и играми Воскобовича уделяется больше внимание на индивидуальной работе с детьми.
Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей:
Широкий возрастной диапазон участников игры (от 3 до 7 лет);
Многофункциональность (можно решать большое количество образовательных задач);
Вариотивность игровых заданий и упражнений;
Творческий потенциал каждой игры не ограничен.
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры Воскобовича можно разделить на 3 группы:
Игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
Игры с буквами, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова. В результате процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.
Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр и дидактических пособий.
Основываясь на полученном опыте, я пришла к выводу, что игры Воскобовича лучше использовать в индивидуальной работе с детьми. Из группы детей отобрала тех, кто проявляет интерес к этим играм, кому нравится играть в них. (8-10 человек). Проанализировав результаты, получила следующие данные: если на начало года высокий уровень развития показывали –25% детей, то на конец года высокий уровень развития логико-матеметических представлений показывали уже 75% детей.
РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ.
- Игры с логическими блоками Дьенеша
- Игры и занятия с палочками Кюизенера
- Развивающие игры В. Воскобовича
- Геоконт
- 2-х цветный квадрат
- Шнур - затейник
- Логоформочки -3
- «Чудо – Соты» Ларчик
- Чудо – крестик -2
- Геовизор
- Кораблик«Брызг– брызг»
- Прозрачный квадрат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-242117-1423679282.jpg)
МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".
Конспект НОД по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829227-1476190259.jpg)
Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.
Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/09/picture-590303-1623232368.jpg)
Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) по ФЭМП на тему «В поисках сокровищ».
Цель: закрепление математических знаний и умений.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально – личностное развитиеХудожественно – эстетическое развитиеВид...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-860190-1481619023.jpg)
Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»
«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/01/picture-776417-1459527900.jpg)
Мастер – класс по ФЭМП теме: Квест –игра по ФЭМП «Путешествие с колобком»
Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений . Повысить уровень професси...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-572991-1422197806.jpg)
Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2
Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...