Главные вкладки

    авторизированная программа "Веселая математика"
    проект (математика, старшая группа) по теме

    Ковалева Татьяна Ивановна

    Авторизированная программа "Веселая математика" для детей старшего возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл progrmma_kruzhok_matematiki.docx95.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    АВТОРИЗИРОВАННАЯ  ПРОГРАММА

    Сербиной Т.И.

    МБДОУ № 9

    ст. Варениковская, 2012

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9

    станицы Варениковской муниципального образования

    Крымский район

    Утверждено: педагогическим советом

    протокол № 1 от «30» августа 2012г.

    Программа кружка «Веселая математика»

    для детей старшего дошкольного возраста

    Срок реализации: 1 год

    Сербина

    Татьяна

    Ивановна

    ст. Варениковская

    2012

    Пояснительная записка.

    Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Его «почему? как? где?» ставят в тупик неискушенных взрослых.

    Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

    Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования. Какие это мыслительные игры? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед?

    Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации.         Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.     Знакомство с математикой, ее понятиями осуществляется с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

        Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Математическое мышление – это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

    Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

    Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к  ребенку  и  его  развитию.   Насущной   стала  проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе развития и воспитания детей в детском саду. Поэтому в педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша,  палочки Кюизенера и игры Воскобовича  с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место.  Нашим отечественным педагогам эти пособия тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений следует широко использовать цветные палочки Кюизенера,  рекомендованные  для обучения детей основам математики.

             Программа логико- математического развития детей  старшего дошкольного возраста разработана на основе программ «Детство» Л. И. Логиновой, учебно-методических пособий: «и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей.

             Цель программы: расширять кругозор математических       представлений у детей дошкольного возраста.

             Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.

             Задачи:

    1) развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;

    2) формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;

    3) обогащать и активизировать словарь детей.

             Работа кружка «Юный математик» организована по запросам родителей и строится на основе положения о кружковой работе в МБДОУ детском саду № 9 (приложение № 1).

             Организация занятий: проводятся 1раз в неделю во второй половине дня.

             Длительность занятия 25 минут.

           

             Форма организации: подгрупповая.                                                     

             Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут   детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

             Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов (приложение № 1) которые способствуют лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

                      Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год:  начало и конец учебного года – в сентябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.

           

            В результате изучения ребёнок должен:

    - оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;

    - сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

    - проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

    - рассказывать о выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.    

             Формы подведения итогов работы кружка:

    - итоговое занятие

    - фотовыставка

    На начало учебного года была проведена диагностика с детьми подготовительной группы «А». Были использованы упражнения, направленные на определение уровня логико-математического мышления: «Назови цвета», «Отбери фигуры по форме», «Повтори», «Числовые примеры», «Сложи силуэт», «Классификация на ощупь», «определение геометрических форм, которые использованы на карточке».

    Диагностика показала на начало года следующие результаты:

    Литература:

    • В.П. Новикова, Л.И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера (раздаточный материал)
    • Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пообие – СПб.: Корвет, 2011
    • Финкельштейн Б.Б. Лепим нелепицы: альбом - СПб.: Корвет, 2011
    • Финкельштейн Б.Б. Спасатели приходят на помощь: альбом - СПб.: Корвет, 2011
    • Финкельштейн Б.Б. Поиск затонувшего клада: альбом - СПб.: Корвет, 2011
    • Финкельштейн Б.Б. Страна блоков и палочек: альбом - СПб.: Корвет, 2011
    • Цветные счетные палочки Кюизенера: наглядно-дидактическое пособие: СПб.: Корвет, 2011
    • Воскобович В.В. Соты:  игра – СПб.: РИВ, 2011
    • Воскобович В.В. Крестики:  игра – СПб.: РИВ, 2011
    • Воскобович В.В. Чудо-крестик:  игра – СПб.: РИВ, 2011
    • Воскобович В.В. Геоконт:  игра – СПб.: РИВ, 2011
    • Воскобович В.В. Логоформочки:  игра – СПб.: РИВ, 2011
    • Воскобович В.В. Прозрачный квадрат:  игра – СПб.: РИВ, 2011

      ПРИЛОЖЕНИЕ

    ЗАГАДКИ, СТИХИ, СЧИТАЛКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕ,

    КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ, ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О РАБОТЕ КРУЖКА «Веселая математика»

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    1.    Настоящее положение составлено в соответствии с законом РФ «Об образовании» и    Типовым положением ДОУ, утверждённым Правительством РФ от 12 сентября 2008 года за № 666;
    2.    Кружковая работа ориентированна на удовлетворение образовательных потребностей воспитанников и имеет практическую направленность;
    3.    Группы формируются согласно пожеланиям родителей (законных представителей) и интересов детей;

    1.4      Деятельность кружка начинается с 01 сентября текущего года и заканчивается вместе с  окончанием учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

    2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

    1.    Занятия в кружке ведётся в соответствии с образовательной программой;
    2.    Тематическое планирование составляется на весь учебный год с учётом количества часов, отведённых на кружковую деятельность;
    3.    Направленность кружка определяется в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей) и интересов детей;
    4.    Занятия в кружке проводятся один раз в неделю;
    5.    Кружковая работа предполагает разнообразные формы и методы проведения занятий;
    6.    Итогом деятельности кружка является итоговое занятие, фотовыставка;
    7. Расписание кружка включается в режим группы.

    1. ПОРЯДОК НАБОРА В КРУЖОК
    1.    В кружок принимаются дети по заявлению родителей (законных представителей).

    1. КОНТРОЛЬ ЗА  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРУЖКА
    1.    Кружковая работа является одним из звеньев дополнительного образования,   предоставляемого воспитанникам ДОУ;
    2.    Контроль за деятельностью кружка осуществляет старший воспитатель;
    3.    По итогам учебного года руководитель кружка предоставляет отчёт о прохождении программы детьми, тематических планов;
    4.    В конце учебного года руководитель кружка предоставляет результаты диагностики освоения программы детьми;
    5.    Старший воспитатель  имеет право:
    •   посещать занятия кружка с заблаговременной информацией об этом руководителя кружка.

    Дидактический материал:

    • Палочки Х. Кюизинера.
    • Полоски, ленты разной длины и ширины.
    • Цифры от 1 до 9.
    • Фланелеграф, мольберт.
    • Блоки Дьенеша.
    • Счётные палочки.
    • Пособия Воскобовича
    • Конспекты

    Учебный  план

    наименование

    Количество занятий

    неделя

    месяц

    год

    Блоки Дьениша

    1

    1

    9

    Палочки Кьюзенера

    1

    1

    9

    Игры Воскобовича

    1

    2

     

    18

    Приложение 1

    Блоки Дьенеша.

    месяц

    конспект

    литература

    Сентябрь

    Детям предлагаются наборы геометрических фигур и карточки с зашифрованным изображением этих фигур. Необходимо классифицировать фигуры по цвету, форме, толщине, размеру.  Рассказать обозначение в карточках-схемах.

    Приложение к набору блоков Дьенеша

    Октябрь

    «Рассели жильцов»

      - В группе детского сада жили-были блоки. И домом для них была общая коробка, в которой блокам было тесно и темно. И дети вместе с воспитателем решили поселить их в уютном многоэтажном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, ребенок берет фигуру:

    - Круг красного цвета поселим на четвертом этаже в квартире № 3. Треугольник синего цвета – на втором этаже в квартире № 1 и т.д. (приложение  1)

    Дидактические игры в ДОУ

    Е.Н. Панова

    Ноябрь

    Составить фигуры по схеме, изображенной на карточке (приложение 2)

    Дидактические игры в ДОУ

    Е.Н. Панова

    Декабрь

    Работа по альбому «Лепим нелепицы»

    Ребенку читается нелепое стихотворение. Используя карточки, ребенок подбирает нужный блок.

    Январь

    Работа по альбому «Спасатели приходят на помощь»

    Детям читается стихотворение. Смотря на картинку, ребенок подбирает необходимые блоки и «спасает» закодированное животное.

    Февраль

    Работа по альбому «Спасатели приходят на помощь»

    Детям читается стихотворение. Смотря на картинку, ребенок подбирает необходимые блоки и «спасает» закодированное животное.

    Март

    «Построй дом» (приложение 3 табл. а)

    В игре принимают участие пять человек: ведущий и строители. У ведущего мешочек с фигурами. У каждого строителя карточка- домик и прямоугольники –кирпичи. Задача строителей – построить дом.

       Ведущий по очереди вынимает из мешочка фигуры, называет их форму. Тот, кто находит соответствующее обозначение на карточке, закрывает его прямоугольником – «кирпичиком». Тот, кто первый правильно закроет все знаки на своей карточке (построит свой дом), становится ведущим.

      Можно предложить детям варианты карточек, которые потребуют ориентировки на другие свойства (цвет, размер)

    «Построй дом» (приложение 3 табл. б)

      Используются карточки, которые требуют выделения двух свойств.

      Ведущий. Вынимая фигуры из мешочка, называет их цвет и форму. Целесообразно сделать такие варианты карточек, играя с которыми детям необходимо ориентироваться на другие свойства (цвет и размер или форму и размер)

    Апрель

    Работа по альбому «Поиск затонувшего клада»

    Детям предлагается альбом с заданием. Чтобы найти драгоценный камень необходимо решить пример и по ответу на карточке найти нужный признак этого камня. Решив все примеры из сундука, находим необходимый блок.

    Май

    Работа по альбому «Поиск затонувшего клада»

    Детям предлагается альбом с заданием. Чтобы найти драгоценный камень необходимо решить пример и по ответу на карточке найти нужный признак этого камня. Решив все примеры из сундука, находим необходимый блок.

    Палочки Кюизенера.

    месяц

    конспект

    литература

    Сентябрь

    Задача для ознакомления детей с палочками Кюизенера.

    Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера).

    Назови цвета всех палочек, лежащих на столе.

    Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови 

    Задание на закрепление эталона цвета.

    Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета.

    Построй два квадрата: один из голубых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? (Чем дольше палочка, тем больший квадрат).

    Заполнение фигур-силуэтов.

    Задание на измерение.

    Узнай длину ленты, измерь разными мерками.

    Задача на формирование представлений о различных параметрах величины.

    Строим высокие и низкие заборы.

    Какой вагон длиннее и выше? Почему?

    Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты.

    Строим мосты различной длины и ширины.

    В.П. Новикова, Л.И. Тихонова

    Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера (раздаточный материал)

    Октябрь

    Ребятам предлагается ряд заданий. (приложение 4)

    «Логика и математика для дошкольников» Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая

    Ноябрь

    (Приложение 6)

    Задание 1. «Подружки»

    - Какого цвета платье девочки?

        - Выложи из палочек такую же девочку, но в платье другого цвета.

         - Что можно сказать о росте подружек? Кто из них выше? Ниже?

    - С какой стороны стоит подружка?

       - Из каких палочек сделано платье подружки? Какие числа обозначают палочки?

    Задание 2. «Стройка»

    Построй из палочек дома: один выше этого дома, другой - длиннее.

    - Сколько этажей в каждом доме?

    - На какой дом пошло больше палочек?

    - Какой формы каждый дом?

    - Найди палочки, равные высоте каждого дома. Чему они

    равны?

    - С какой стороны стоит длинный дом? А с какой - выcoкий?

    Задание 3. «Семья»

    Семья состоит из четырех человек. Это - папа. – Из кого состоит эта семья?

    - Кто в семье самый младший?

    - Кто самый старший?

    - Кто выше всех?

        - На какую фигуру пошло самое большое количество палочек?

    В.П. Новикова, Л.И. Тихонова

    Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера (раздаточный материал)

    Декабрь

    Я возьму длинную палочку, а ты найди две другие, покороче, чтобы, составленные вместе, они были равны по длине моей палочке. Продолжай составлять ковер из нескольких палочек.

    Варианты разной сложности:

    а) ковер делается из любых палочек без всяких условий.

    б) ковер делается из как можно большего числа полос.

    в) ковер делается из полос разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности).

    г) составляется ковер из палочек определенного цвета( например: надо взять только красную, розовую или бордовую) или только из определенного количества (только две, три и так далее).

    д) к ковру сделать бахрому из белых палочек.

    е) то. Что выложено из палочек, «записывается» с помощью карточек с цифрами и знаками.

    «Логика и математика для дошкольников» Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая

    Январь

    Выставка "Четыре времени года"

    Материал к игре:

    • Блоки Дьенеша .
    • Палочки Кюизенера.
    • Образцы картин для выставки

    Краткий сюжет.

    В выставочном зале объявлен конкурс на создание картин, например, на тему весны.

    Победит в конкурсе тот, кто наберет наибольшее количество баллов.

    Дидактические задачи:

    1. Развитие умения содержательно общаться, работать в команде: распределять работу, договариваться.

    2. Развитие творческого мышления.

    З. Развитие инициативы и самостоятельности.

    4. Развитие доказательной речи.

    5. Закрепление навыков вычислительной деятельности.

    Игровые действия: выкладывание картин.

    Правила игры:

    1. В игре может быть как личное, так и командное первенство. Разные команды могут создавать картины на разные темы.

    2. За каждую картину, выложенную по образцу, дается 2 балла.  

    3. За картину с небольшими авторскими изменениями -3балла.

    4. За самостоятельно придуманную картину - 5 баллов.

    5. Поощрительный приз даётся за презентацию своей "картины": чтение стихотворения или загадывания загадки. (приложение 7)

    6. Самостоятельно подсчитать свои баллы (можно использовать цветные счетные палочки Кюизенера).

    Например, одна картина, выложенная по образцу - 2 балла.

    Одна придуманная картина - 5 баллов.

    Всего - 2 плюс 5 равно 7 баллов.

    Несколько идей для взрослых:

    1. Предоставить детям возможность "сделать" рамочки для "картин" из цветных счетных палочек Кюизенера.

    2. Несколько детей - "счетная комиссия" - могут показывать результаты участников, используя цифры. З. Пригласить на "выставку" "гостей".

    4. Торжественно открыть "выставку".

    5. "Выставка" может быть частью интегрированного занятия, вечера развлечений, родительского собрания.

    Февраль

    Строим поезд

    Материал. Фланелеграф, плоский вариант палочек и силуэты животных для фланелеграфа; набор цветных палочек для каждого ребенка, цифры.

    Ход занятия

    - Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы.) Тогда угадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня:

    В поле лестница лежит,

    Дом по лестнице бежит.

    (Поезд)

    Как вы догадались, что это поезд? (Ответы.) Ну что ж, давайте приготовим свои поезда - и в путь-дорогу ...

    Составьте поезд из палочек-вагонов - от самого длинного до самого короткого. Составили? Поехали! А в пути поиграем в «вопросы и ответы». Один вопрос задаю я, а другой - кто-нибудь из вас. (Дети формулируют вопросы по аналогии.)

    Сколько всего вагонов у поезда? Каким по порядку стоит коричневый вагон? Вагон какого цвета стоит шестым? Какой по порядку вагон находится между оранжевым и коричневым? Найди вагон, который стоит рядом с желтым, но не красный. Какого цвета вагон левее (правее) бордового? (Ответы детей.)

    Вагончики веселые бегут, бегут, бегут.

    Их круглые колесики все тук, да тук, да тук.

    Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо. А теперь наоборот - справа налево. (Ответы детей.)

    Я буду называть размер вагона, а вы покажите его: самый длинный, короче, еще короче ... кто продолжит? А теперь наоборот: самый короткий, длиннее, еще длиннее. (Кто-либо из детей продолжает называть и показывать.)

    Пронумеруйте вагоны своего поезда. Какого цвета девятый вагон? Какого размера первый (последний) вагон? (Ответы.)

    В нашем поезде едут пассажиры - вот они. (Показать белую палочку). Сколько пассажиров в последнем вагоне? (Уложить белые палочки по длине «вагона» и сосчитать их.) Каким будет ваш вопрос? (Спросить нескольких детей.) А сколько пассажиров поместятся в девятом и десятом вагонах? Докажите. А в восьмом и седьмом? Как узнали? В каком по порядку вагоне едут пять пассажиров? (Ответы.)

    Ребята, по железной дороге движется встречный поезд. (Составить поезд из четырех вагонов на фланелеграфе. ) Только пассажиры в нем - 'животные: слон, корова, кошка, собака. В этом поезде едет и мышка, но она спряталась, и ее не видно. Отгадайте, в каком вагоне мышка, если мы знаем, что она едет не с собакой и не со слоном? (Мышка едет с коровой, так как кошка может съесть мышку.)

    Хорошо прокатиться в пассажирском поезде, правда?

    Но ведь и товарные поезда есть, и они очень нужны. Составьте товарный поезд из палочек одного цвета, какого хотите. (Спросить 2-3 детей, из палочек какого цвета они составили свой <<поезд» и сколько в нем «вагонов».) Есть у нас груз одноместный (показать белую палочку), двухместный (розовую), трехместный и т. д. Этот груз надо распределить по вагонам так, чтобы их полностью загрузить, но по-разному. Принимайтесь за дело! (По ходу выполнения задания спросить, какой груз в первом вагоне, как нагрузили второй вагон и т. д.)

    Наши поезда прибыли на вокзал по расписанию. А вот здания вокзала нет, его надо построить, но только из тех палочек, которые указаны цифрами на карточках. (Дeтям раздать карточки с цифрами, согласно им отобрать палочки, из которых создается постройка.)

    После осмотра построек детям предлагается встать в круг. Воспитатель бросает мяч каждому из детей и задает вопросы: «Что интересного было на занятии? А тебе что понравилось больше всего? Какое задание было самым трудным? А самым легким? Как ты считаешь, ты хорошо поработал? Почему так решил? За что бы ты себя похвалил?»

    Март

    «Кто в домике живёт?»

    Апрель

    «Строим мост через реку»

    Май

    «Детская железная дорога»

    Пособия Воскобовича.

    месяц

    конспект

    литература

    Сентябрь

    Задания из пособия «Прозрачный квадрат»

    Воскобович В.В. Прозрачный квадрат:  игра – СПб.: РИВ, 2011

    Октябрь

    Задания из пособия «Чудо -соты»

    Воскобович В.В.Чудо-соты:  игра – СПб.: РИВ, 2011

    Ноябрь

    Задания из пособия «Чудо-крестики»

    Воскобович В.В. Чудо-крестики:  игра – СПб.: РИВ, 2011

    Декабрь

    Задания из пособия «Логоформочки»

    Воскобович В.В. Логоформочки:  игра – СПб.: РИВ, 2011

    Январь

    Задания из пособия «Фонарики»

    Воскобович В.В. Фонарики:  игра – СПб.: РИВ, 2011

    Февраль

    Задания из пособия «Геоконт»

    Воскобович В.В. Геоконт:  игра – СПб.: РИВ, 2011

    Март

    Задания из пособия «Квадрат Воскобовича-2х  цветный»

    Воскобович В.В.Квадрат Воскобовича 2-х цветный:  игра – СПб.: РИВ, 2011

    Апрель

    Задания из пособия «Квадрат Воскобовича-4х  цветный»

    Воскобович В.В. Квадрат Воскобовича-4х  цветный игра – СПб.: РИВ, 2011

    Май

    Задания из пособия «Геоконт»

    Воскобович В.В.Геоконт:  игра – СПб.: РИВ, 2011

    Количество и счёт

    Ножек четыре,

    Шляпка одна.

    Нужен, коль станет

    Обедать семья.

    (Стол)

    Есть спина,

    А не лежит никогда.

    Есть четыре ноги,

    А не ходят и три.

    Сам всегда стоит,

    А всем сидеть велит.

    (Стул)

    Пять братцев –

    Всем одно имя.

    (Пальцы)

    Пять мешочков шерстяных –

    Греются братишки в них.

    (Перчатки)

    На самом перекрёстке

    Висит колдун трёхглазый,

    Но никогда не смотрит

    Двумя глазами сразу.

    (Светофор)

    Две новые кленовые

    Подошвы двухметровые.

    На них поставил две ноги,

    И по большим снегам беги.

    (Лыжи)

    Проживают в трудной книжке

    Остроумные братишки.

    Десять их, но братья эти

    Сосчитают всё на свете.

    (Цифры)

    Гребешок на голове,

    Две ноги и шпоры две.

    Он в один и тот же час

    Рано утром будит нас.

    (Петух)

    А ну-ка, ребятки,

    Кто угадает:

    На десятерых братцев

    Двух шуб хватает?

    (Варежки)

    У него четыре лапки,

    Лапки – цап - царапки.

    Пара чутких ушей.

    Он гроза для мышей.

    (Кот)

    Число 1.         Стоит Антошка на одной ножке,

    Его ищут, а он не откликается.

                                                         (Гриб)

    Число 2.         Одна дана нам голова,

    А глаза два, и уха два,

    И два виска, и две щеки,

    И две ноги, и две руки.

    Число 3.         У него глаза цветные,

    Не глаза, а три огня.

    Он по очереди ими

    Сверху смотрит на меня.

                                                       (Светофор)

    Три цвета есть у светофора,

    Они понятны для шофёра:

    Красный свет – проезда нет.

    Жёлтый – будь готов к пути,

    А зелёный свет – кати!

                                                         С. Маршак

                           

    Возле леса на опушке

    Трое их живёт в избушке.

    Там три стула и три кружки,

    Три кровати, три подушки.

    Угадайте без подсказки:

    Кто герои этой сказки?

    (Три медведя)

    Число 4.         Дали туфельку слону,

                             Взял он туфельку одну

                             И сказал: «Нужны пошире,

                             И не две, а все четыре!»

    Четыре в комнате угла,

    Четыре ножки у стола,

    И по четыре ножки

    У мышки и у кошки.

             

      Число 5.          Хороши у нас котята.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Приходите к нам, ребята,

    Посмотреть и посчитать.

    Пальчики уснули,

    В кулачок свернулись.

    Один!

    Два!

    Три!

    Четыре!

    Пять!

    Захотели поиграть!

            Считалки

    Один, два, три, четыре, пять,

    Мы собрались поиграть.

    К нам сорока прилетела

    И тебе водить велела.

    Один, два, три, четыре, пять,

    Вышел тигр погулять.

    Запереть его забыли,

    Один, два, три, четыре, пять.

    Один, два, три, четыре, пять,

    Вышел зайчик погулять.

    Что нам делать, как нам быть?

    Надо заиньку ловить!

    Снова будем мы считать:

    Один, два, три, четыре, пять.

    Математик

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Шесть, семь, восемь, девять, десять,

    Можно всё пересчитать,

    Сосчитать, измерить, взвесить.

    Сколько пальцев на руках,

    Сколько пальцев на ногах,

    Сколько в комнате дверей,

    В переулке фонарей,

    Сколько лодок на реке,

    Крупных ёлок на горе,

    Сколько ног у двух коней,

    Сколько во дворе детей:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Шесть, семь, восемь, девять, десять.

    Можно всё пересчитать,

    Сосчитать, измерить, взвесить:

    Сколько литров молока,

    Сколько метров полотна,

    Сколько хлеба на весах

    И времени на часах.

    Все за одного и один за всех.

    Два медведя в одной берлоге не уживаются.

    Два сапога – пара.

    Для друга и семь вёрст не околица.

    Конь о четырёх ногах, и тот спотыкается.

    На гору десятеро тянут, а под гору и один столкнёт.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Один в поле не воин.

    Первый блин всегда комом.

    Семь дел в одни руки не берут.

    Семеро одного не ждут.

     

    Я считаю

    Всё, что вижу во дворе я,

    Всё, что вижу на пути,

    Я умею, я умею

    Сосчитать до десяти.

    Еду с мамой в зоосад

    И считаю всех подряд.

    Пробегает динозавр,

    Это – раз,

    Чистит пёрышки сова,

    Это – два.

    Третьей стала росомаха,

    А четвёртой – черепаха.

    Серый волк улёгся спать,

    Это – пять.

    Попугай в листве густой,

    Он шестой.

    Вот лосёнок рядом с лосем,

    Это будет семь и восемь.

    Девять – это бегемот.

    Рот, как бабушкин комод.

    В клетке ходит лев косматый,

    Он последний, он десятый.

    Дальше мне не сосчитать –

    Надо снова начинать!

    Мы по лесенке бежим

    И считаем этажи:

    Один этаж, два этажа,

    Три, четыре –

    Мы в квартире.

             Величина

    Что за зверь лесной –

    Встал, как столбик под сосной,

    И стоит среди травы –

    Уши больше головы?

            (Заяц)

    Как столкнутся – стук да стук,

    Тишину вспугнут вокруг.

    Толстый тонкого побьёт –

    Тонкий что-нибудь прибьёт.

    (Молоток и гвоздик)

    Белый столб стоит на крыше

    И растёт все выше, выше.

    Вот дорос он до небес

    И исчез.

    (Дым)

    Ростом разные подружки,

    Но похожи друг на дружку,

    Все они сидят друг в дружке,

    А всего одна игрушка.

    (Матрёшки)

    Не широка в ширину,

    Но зато длинна в длину.

    Где вода и глубина,

    Там деревянная она.

    (Дорога)

    К нам во двор забрался крот,

    Роет землю у ворот.

    Тонна в рот земли войдёт,

    Если крот откроет рот.

    (Экскаватор)

    Маленького роста я,

    Тонкая и острая.

    Носом путь себе ищу,

    За собою хвост тащу.

    (Нитка с иголкой)

    Дом зелёный тесноват:

    Узкий, длинный, гладкий.

    В доме рядышком сидят

    Круглые ребятки.

    (Горох)

    Рыбам зиму жить тепло:

    Крыша – толстое стекло.

    (Лёд)

    Он большой, как мяч футбольный.

    Если спелый – все довольны.

    Так приятен он на вкус!

    Что же это за…

    (Арбуз)

    Геометрические фигуры,

    форма предметов

    Три вершинки,

    Три угла,

    Три сторонки –

    Вот и я!

    (Треугольник)

    Нет углов у меня,

    И похож на блюдце я,

    На тарелку и на крышку,

    На кольцо и колесо.

    Кто же я такой, друзья?

    Назовите вы меня.

    (Круг)

    Четыре мне угла даны,

    И все стороны равны.

    Прямоугольнику я брат,

    А зовут меня…

    (Квадрат)

    Не овал я и не круг,

    Треугольнику не друг.

    Прямоугольнику я брат,

    А зовут меня…

    (Квадрат)

    Похож на прямоугольник,

    Но всем даю сигнал:

    Углов я не имею.

    Что это?

    (Овал)

    Он давно знакомый мой,

    Каждый угол в нём прямой.

    Все четыре стороны

    Одинаковой длины.

    Вам его представить рад.

    А зовут его…

    (Квадрат)

    Мы треугольники – два друга.

    Кладите нас друг против друга,

    Получится наш третий друг.

    Кто это?

    (Прямоугольник)

    От всех я отличаюсь –

    Всегда везде качаюсь.

    Я ваш знакомый, друг,

    Известен всем вокруг.

    (Круг)

    Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,

    У нас всего, у нас всего, у нас всего по три.

    Три стороны, и три угла, и столько же вершин.

    И трижды трудные дела мы трижды совершим.


    Что похоже на открытку,        

    На конверт и на альбом?

    Что сравнить, ребята, можно

    С одеялом и ковром?

    Вы подумайте, скажите,

    Только помнить вы должны:

    Стороны фигуры этой

    Противоположные равны.

              (Прямоугольник)

    Что такое перед нами:

    Круглое, совсем без грани.

    В основаниях по кругу.

    Катим мы его друг другу,

    А назвать никак не можем.

    Может, кто–то нам поможет?

                 (Цилиндр)

    Он совсем, совсем зелёный

    И овальный, удлинённый.

    Помидора верный брат,

    Тоже просится в салат.

    Догадался? Молодец!

    Ну конечно….

                                                  (Огурец)

                                    Рос шар бел.

                                    Ветер дунул – шар улетел.

                                                  (Одуванчик)

    Жили-были два брата

    Жили-были два брата: треугольник с квадратом.

    Старший – квадратный, добродушный, приятный.

    Младший – треугольный, вечно недовольный.

    Стал же спрашивать квадрат:

    - Почему ты злишься, брат?

    Тот кричит ему:

    - Смотри,

    Ты полней меня и шире,

    У меня углов лишь три,

    У тебя же их четыре!

    Но квадрат ответил:

    - Брат,

    Я ведь старше, я квадрат!

    И сказал ещё нежней:

    - Неизвестно, кто нужней.

    Вот настала ночь, и к брату,

    Натыкаясь на столбы,

    Младший лезет воровато

    Срезать старшему углы:

    «Приятных я желаю снов,

    Спать ложился – был квадратным,

    А проснёшься - без углов!»

    Но наутро младший брат

    Страшной мести был не рад.

    Поглядел он, нет квадрата…

    Онемел, стоит без слов.

    Вот так месть!

    Теперь у брата

    Восемь новеньких углов!

    Ориентировка в пространстве

    Сели детки на карниз

    И растут всё время вниз.

    (Сосульки)

    Крыльями не машет,

    А выше облаков летает.

    (Самолёт)

    В полотняной стране

    По реке-простыне

    Плывёт пароход –

    То взад, то вперёд.

    А за ним такая гладь –

    Ни морщинки не видать.

    (Утюг)

    Пушистая вата плывёт

    куда-то.

    Чем вата ниже –

    Тем дождик ближе.

    (Туча)

    Вверх – вниз, вверх – вниз.

    Качать хочешь –

    на нас садись.

    (Качели)

    Над тобою, надо мною

    Пролетел мешок с водою.

    Наскочил на дальний лес,

    Прохудился и исчез.

    (Дождевая туча)

    Два братца спереди бегут,

    Два сзади догоняют,

    А догнать не могут.

    (Лестница)

    Вдоль по речке, по водице

    Плывёт лодок вереница.

    Впереди корабль плывёт,

    За собою всех ведёт.

    Вёсел нет у малых лодок,

    А кораблик больно ходок.

    Вправо, влево, взад, вперёд

    Всю ватагу поведёт.

                          (Утка с утятами)


    Пароход

    Ванная – море.

                                                    Я – пароход.

    Полный назад!

      Полный вперёд!

                                                    Право руля!

                                                    Лево руля!

        Мчусь я по морю,

    Ногами бурля.

                                                    Я бы доплыть          

           До Австралии мог,

     Но у Петровых

     Потёк потолок.

    Близок локоть, да не укусишь.

    Велик телом, да мал делом.

    Видит око далеко, а ум ещё дальше.

    В чужих руках и ломоть велик.

    Высок каблучок, да подломился на бочок.

    Выше себя не прыгнешь.

    Длинная нитка – ленивая швея.

    Долго спать – с долгом вставать.

                                 И у самого длинного дня есть конец.

    Пчела мала, да и та работает.

    Чем дальше лес, тем больше дров.

    Яблоко от яблони недалеко откатывается.


    Ориентировка во времени

    Мы день не спим,

    Мы ночь не спим.

    И день, и ночь

    Стучим, стучим.

    (Часы)

    Семь братьев:

    Ростом одинаковые,

    Именами разные.

    (Дни недели)

    Двенадцать братьев:

    Разно называются,

    Разными делами занимаются.

    (12 месяцев)

    Братьев этих ровно семь.

    Вам они известны все.

    Каждую неделю ходят

    Братья друг за другом.

    А прощается последний –

    Появляется передний.

    (Дни недели)

    В году у дедушки

    Четыре имени.

    Какие?

    (Весна, лето, осень, зима)

    Сам дней не знает,

    А другим называет.

    (Календарь)

    Двенадцать братьев

    Друг за другом ходят,

    Друг друга находят.

    (Месяцы)

    Без ног оно,

    И без крыльев оно,

    Не видно его,

    И не слышно его.

    Быстро лети –

    Не догонишь его.

    (Время)

    Две сестры:

    Одна светлая,

    Другая тёмная.

    (День и ночь)

    Что за птицы пролетают

    По семёрке в каждой стае?

    Вереницею летят,

    Не воротятся назад.

    (Дни недели)

    Когда это бывает? (части суток)

    Доброе утро – птицы запели,        

    Добрые люди, вставайте с постели.

    Прячется вся темнота по углам,

    Солнце встаёт и идёт по делам!

                                    (утром)

                                                   Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

                                                   Солнцу, речке, ветерку.

                                                   И летит на всю округу:

                                                    «Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

                                                                                  (днём)

    Говорит Зайчиха-мать:

    - Ну-ка, дети, все в кровать!

    Спать пора давным-давно,

    На дворе уже темно!

                                      (вечером)

                                                                     Спят медведи и слоны,

                                                                     И лиса, и ёжик.

                                                                     Все в округе спать должны,

                                                                     Наши дети тоже.

                                                                                          (ночью)

    Звёзды на небе зажглись,

    Спать ребята улеглись.

    Вечер, день умчались прочь.

    Им пришла на смену… (ночь)

                                                    Когда петушок раньше всех встаёт,

                                                    Голосисто поёт, солнышко встречать зовёт?

                                                                                                         (утром)

    Солнце в небе ярко светит,

    На прогулку вышли дети.

    Когда это бывает?  (днём)

                                                     Стало за окном темнеть,

                                                     Птицы стали тише петь.

                                                     Убирать игрушки нужно,

                                                     Мама всех зовёт на ужин.

                                                     Когда это бывает?   (вечером)

    Век долог, да час короток.

    Век живи, век учись.

    Говорил день до вечера, а слушать нечего.

    День да ночь – сутки прочь.

    Готовь сани летом, а зимой телегу.

    Делу - время, потехе – час.

    Долг день до вечера, коли делать нечего.

    Кто рано встаёт, того удача ждёт.

    Не суйся, середа, прежде четверга.

    Мы спросили у Емели…

                                            Мы спросили у Емели:

    «Назови нам дни недели».

                                            Стал Емеля вспоминать,

                                            Стал Емеля называть:

    Дядька крикнул мне: «Бездельник!»

    Это было в понедельник.

    На забор я лез и дворник

    Гнал меня метлой во вторник.

    В среду я ловил жука

                                            И свалился с чердака.

    Воевал в четверг с котами

                                            И застрял под воротами.

    В пятницу дразнил собаку –

                                            Изорвал себе рубаху.

    А в субботу – вот потеха! –

    На свинье верхом проехал.

    В воскресенье отдыхал –

                                            На мосту сидел, дремал,

    Да с моста свалился в реку.

                                            Не везёт же человеку!

                                            Так у нашего Емели

    Дни недели пролетели!...

    Стихи и загадки о временах года

    Времена года

    Придумала мать дочерям имена.

    Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

    Приходит Весна - зеленеют леса,

     И птичьи повсюду звенят голоса.

    А Лето пришло - всё под солнцем цветёт,

    И спелые ягоды просятся в рот.

    Нам щедрая осень приносит плоды,

    Дают урожаи поля и сады,

    Зима засыпает снегами поля,

    Зимой отдыхает и дремлет земля

                                     А. Кузнецов

    Зима

    Кто я?

    Дел у меня не мало!

     Я белым одеялом

    Всю землю укрываю,

    В лёд реки убираю,

    Белю поля, дома.

     Зовут меня,,,

          (Зима)

    Тепло и в мороз

    Во дворе каток хороший,

     Лёд сверкает, как стекло,

    На коньках бежит Алёша,

    И в мороз ему тепло.

        Г. Ладонщиков

    Любим зиму

    Мы любим дни морозные,

    Катка упругий лёд,

     Ночное небо звёздное

    И шумный Новый год.

    Весна

    Кто я?

    Я раскрываю почки,

    В зелёные листочки

    Деревья одеваю,

    Посевы поливаю.

    Движения полна,

    Зовут меня",

    (Весна)

    Кто это?

    Она приходит с ласкою

    И со своею сказкою,

     Волшебной палочкой взмахнёт-

    В лесу подснежник расцветёт.

                       (Весна)

    Скворечник.

    Крепкий деревянный дом,

    С круглым маленьким окном.

    Он стоит на длинной ножке,

    Чтобы не залезли кошки.

    Лето

    Кто я?

    Я соткано из зноя

    Несу тепло с собою

    И реки согреваю,

    Купаться приглашаю,

    И любите за это

    Вы все меня, Я - ... (Лето)

    Новый день.

    Если лучами солнце нас будит,

    День наступающий радостным будет.

    Будем купаться, играть, загорать,

     Щедрого леса подарки искать.

    В тихой речке

    В тихой речке у причала

    Рыбка рыбку повстречала:

    - Здравствуй!

    - Здравствуй!

    - Как дела?

    - На рыбалке я была,

    Я удила рыбака,

    Дядю Петю-чудака.

    - Где же твой рыбак? Попался?

    - Нет ушёл, хитрец, сорвался.

    Е. Человецкий.

    Осень

    Кто я?

    Несу я урожаи,

    Поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю,

    Деревья раздеваю,

     Но не касаюсь сосен

    И ёлочек. Я - ... (Осень)

    Лес.

    Полюбуйтесь - маскарад!

    Лес меняет свой наряд.

     Снял зелёный - мерит новый!

    Жёлтый, красный и лиловый ...

       В. Приходько.

    .

    Как приходит осень.

    На красных парашютах

    К нам осень прилетит,

    На жёлтых самолётах

    К нам осень поспешит,

     На лодочках зелёных

    К нам осень приплывёт,

    В лес сказочный, нарядный

    С собою позовёт.

                  А. Стройхо.

    Утверждаю:

    Заведующий МБДОУ №9

    ___________________ А.И.Козуля

    «______»__________________2012 г.

    Перспективный план

    месяц

    Блоки Дьенеша

    Палочки Кюизенера

    Игры Воскобовича

    1неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    мероприятия

    цель

    мероприятия

    цель

    мероприятия

    цель

    мероприятия

    цель

    Сентябрь

    Знакомство с логическими блоками и кодовыми карточками, обозначающими свойствами блоков

    Выделить и обозначить свойства блоков; группировать блоки по этим свойствам, находить нужный блок в соответствии с карточкой

    Знакомство с цветными палочками Кьюзенера.

    Учить определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер.

     «Прозрачный квадрат»

    Развитие памяти, внимания, логического мышления

    «Прозрачный квадрат»

    Те же задачи

    Октябрь

    Рассели жильцов

    Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете, развивать ориентировку в пространстве.

    Игровые задачи

    Освоение отношений по длине, высоте, массе, объему

    Чудо-соты

    Тренировка мелкой моторики руки, освоение количественного счета, пространственных отношений

    Чудо-соты

    Те же задачи

    Ноябрь

    Собачка

    Мишка

    Бабочка 1

    Бабочка 2

    Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении видеть из частей целое.

     Задание «Подружки»

    «Семья»

    «Стройка»

    Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве.

    Чудо-крестики

    Развитие воображения, восприятия цвета, формы, величины

    «Чудо-крестики»

    Те же задачи

    Декабрь

    Лепим нелепицы

    Развитие способности к анализу, сравнению, обобщению

    Цветные коврики

    Вырабатывать представление о понятии «столько же», составе чисел, действиях сложения и вычитания

    Логоформочки

    Развивать координацию «глаз-рука», точные движения кистей рук и детских пальчиков.

    Учить обводить их и дорисовывать различные изображения

    Логоформочки

    Те же задачи

    Январь

    Спасатели приходят на помощь

    Развитие умения сравнивать предметы по 1-4 свойствам, уметь рассуждать, аргументировать свой выбор

    Выставка «Времена года»

    Развитие творческого мышления.

    Развитие умения работать в команде.

    Закрепление навыков вычислительной деятельности

    Фонарики

     Освоение количественного счета, пространственных отношений

    Фонарики

    Те же задачи

    Февраль

    Спасатели приходят на помощь

    Развитие умения сравнивать предметы по 1-4 свойствам, уметь рассуждать, аргументировать свой выбор

    Строим поезд

    Учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесному  указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.

    Геоконт

    Освоение геометрических представлений, пространственных отношений, цифр.

    Развитие творческих способностей

    Геоконт

    Те же задачи

    Март

    Построй дом

    Развитие логического мышления, внимания.

    .«Кто в домике живёт?»

    Учить составлять число из 2 меньших

    чисел.

    Квадрат Воскобовича 2-хцветный

    Развитие воображения, восприятия цвета, формы, величины

    Квадрат Воскобовича 2-хцветный

    Те же задачи

    Апрель

    Поиск затонувшего клада

    Учить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам

    «Строим мост через реку»

    Учить детей моделировать по условию, измерять с помощью условной мерки, находить

    соответствие цвета и числа.

    Квадрат Воскобовича 4-хцветный

    Развитие воображения, восприятия цвета, формы, величины

    Квадрат Воскобовича 4-хцветный

    Те же задачи

    Май

    Поиск затонувшего клада

    Учить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам

    «Детская железная дорога»

    Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.

     

    Геоконт

    Освоение геометрических представлений, пространственных отношений, цифр.

    Развитие творческих способностей

    Геоконт

    Те же задачи


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

    Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

    Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

    Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

    конспект по математике " Юный математик"

    Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

    Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

    Авторизированная программа кружка "Веселый язычок" с элементами театральной культуры

    Программа кружка "Веселый язычок" рассчитана на 2 года обучения для детей 5–6 лет и 6–7 лет  в условиях дошкольного образовательного учреждения. К программе прилагаются календарно-тематическое пл...

    Конспект занятия из авторизированной программы "Мир гармонии"(авторы Сухорукова Т.А,, Умбеталиева К.С., Рехтина М.Г.) "Берегите здоровье смолоду"

    В данном занятии раскрываются понятие здоровье, основные его составляющие. Дети в ходе беседы, через игры узнают много интересного о здоровье, учатся обсуждать, делать выводы....