Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие в тридевятое царство"
план-конспект занятия (математика, подготовительная группа) по теме

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе. В целях поддержания произвольноог внимания дошкольников в течение 30 минут,на  занятии использован сказочный сюжет. Предлагается много математических игр, чередующихся с элементами здоровьесберегающих технологий. Для занятия была создана презентация, использованы музыкальные фрагменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_drugoy.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ТРИДЕВЯТОЕ ЦАРСТВО»

 Автор: учитель-дефектолог  МДОУ№159

             Мишуткина Эльвира Павловна

Программное содержание:

- продолжать учить составлять и решать задачи на сложение с опорой на наглядность, развивать умение записывать задачи цифрами и математическими знаками; читать запись,  используя математические словосочетания; закрепить название частей задачи; закрепить название геометрических фигур и их расположение на листе бумаги;

- упражнять в составлении числа из двух меньших чисел, в нахождении предыдущего и последующего числа; развивать мышление, зрительный и тактильный гнозис, речевое дыхание; упражнять в согласовании речи с движением;

- активизировать в речи детей слова «предыдущее, предшествующее, последующее», упражнять в согласовании числительных с существительными и предлогами;

- стимулировать интерес к математике, используя игровые приёмы;

 воспитывать дружеские взаимоотношения, доброту, отзывчивость.

Ход  НОД:

    I (Дети входят в зал, встают полукругом к гостям)

Дефектолог: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются и образуют круг)

Психологическая минутка «Колокольчик»: (у педагога в руке колокольчик)

- Ребята, посмотрите на этот чудо-колокольчик, он волшебный! Этот колокольчик поможет нам быть всегда добрыми, внимательными друг к другу и дружными. Давайте поприветствуем друг друга с помощью этого волшебного колокольчика!

- Здравствуй, Егор! Динь-дон! (Каждый ребёнок произносит эту фразу, звенит колокольчиком и передаёт его следующему. Т.о. колокольчик передают по кругу)

II (Звучит сказочная музыка)

Деф.(на фоне музыки): - Далеко-далеко отсюда, за тридевять земель находится Тридевятое Царство, Тридесятое Государство, в котором живут сказочные герои.

(Музыка останавливается)

СЛАЙД 1 (грустная Василиса Прекрасная)

Василиса Прекрасная (голос за кадром): - Ребята, Баба-Яга заточила меня в темницу! Помогите! Освободите меня, пожалуйста!

Деф.: - Что это? В Тридевятом Царстве, Тридесятом Государстве случилась беда! Баба-Яга заточила в темницу Прекрасную Василису! Ребята, что же делать? (Предложения детей) Но чтобы спасти Василису, нам нужно отправиться в путь.

А  Тридевятое Царство далеко, добраться туда нелегко! На чём же мы туда попадём? (Предположения детей)

- А я предлагаю лететь туда на ковре – самолёте. Посмотрите, у вас на столах лежат коврики. (Дети садятся за столы. На столах, перед каждым ребёнком – драповые  прямоугольники).

- Похожи эти коврики на волшебные? (Не похожи)

- Давайте с помощью разноцветных ниточек превратим их в волшебные ковры-самолёты!

Упражнение «Волшебные коврики»

(дети по словесной  инструкции педагога моделируют из отрезков разноцветных шерстяных ниток геометрические фигуры и располагают их в указанном месте коврика)

Деф.: - Давайте рассмотрим ваши ковры-самолёты.

- Где находится жёлтый круг?  (Жёлтый круг находится в правом верхнем углу)

- Какая фигура находится  в левом нижнем углу?  (В левом нижнем углу находится красный овал)

(Аналогично рассказывают о других фигурах)

Деф.(привлекая внимание детей к большому напольному ковру): - Ребята, посмотрите, а у нас есть большой ковёр-самолёт, на котором мы сможем полететь все вместе! Он ждёт нас!

(Напольный ковёр украшен геометрическими фигурами. Дети  встают на ковёр в шахматном порядке, ориентируясь по фигурам, лицом к экрану).

 СЛАЙД 2 (небо, плывущие облака)

Динамическая пауза под музыку «В царство сказок мы летим…» (проводит ребёнок, выполняется 2 раза)

- Через высокие горы,

(шагают на месте, прямые руки поднимают вверх)

- Через широкие долы,

(шагают, руки в стороны)

- Через дремучие леса,

(присаживаются)

- Через синие моря,

(встают, имитируют плавание)

- В царство сказок мы летим

- И злодеев победим!

(руки в стороны, покачивание)

- Много нас,

(подпрыгнуть, хлопнуть над головой)

- Яга – одна!

 (вытянуть правую руку вперёд)

- И она нам не страшна!

(ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Деф.: - Вот мы и в Тридевятом Царстве, Тридесятом Государстве!

СЛАЙД 3 (изображение Царства)

- Ой, ребята, посмотрите! Тридевятое Царство обнесено высоким забором, а на воротах висит замок. Как же нам открыть замок и попасть туда?

(Из-за ширмы, стоящей около экрана, выглядывает Баба- Яга – кукла бибабо)

Б - Я: - Ага, явились, голубчики! Зачем пришли?

Деф. и дети: - Здравствуй, Баба-Яга! Мы хотим в Тридевятое царство, Тридесятое государство попасть.

Б - Я: -У-ух, какие хитренькие! Знаю я вас! Хотите Василису освободить? Не так-то это просто! Чтобы в наше Царство попасть, надо много знать и уметь. Вот выполните моё задание, тогда, может, и открою ворота. Согласны?  (Дети соглашаются. Баба-Яга  даёт конверт  с заданием и исчезает)

Деф.: - Садитесь, ребята. Сейчас посмотрим, какое задание предлагает нам Баба-Яга. (Педагог раздаёт детям конверты. Дети достают из конвертов «Числовые домики»)

- Ребята, да это числовые домики!

Упражнение «Числовые домики»(состав числа) (Дети заполняют окошечки цифрами и рассказывают, из каких двух чисел они составили заданное число)

Деф.: - Ребята, вы выполнили задание Бабы-Яги, и мы сможем открыть замок на воротах.

Пальчиковая гимнастика «Замок» (проводится 2 раза)

- На дверях висит замок,

(пальцы в «замок», слегка покачивать)

- Кто его открыть бы смог?

(«замочек» вперёд-назад)

- Мы замочком повертели…

(повертеть «замочком»)

- Мы замочком покрутили…

(ладошки трутся друг о друга)

- Мы замочком постучали…

(ладошки стучат)

- Постучали и открыли!

(показали ладошки)

(Дети встают из-за столов и выходят,  проговаривая слова)

- Дверь мы в сказку открываем, в мир волшебный попадаем!

Деф.: - А где же Баба-Яга? Она, наверное, спряталась. Давайте её позовём.

Дыхательная гимнастика «Ау-ау»

1 - дети делают вдох, прямые руки поднимают в сторону, 3 сек. задерживают дыхание;

2 - плавный выдох, на выдохе пропевают  звук А и медленно опускают руки;

3 - вдох, прямые руки поднимают перед собой, 3 сек. задерживают дыхание;

4 -  плавный выдох, на выдохе пропевают  звук  У и медленно опускают руки.

(проводится 3 раза – тихо, погромче, громко)

Деф.: - Не отзывается!..

СЛАЙД 4 (Кот учёный)

Деф.: - Ой, смотрите, что вы видите? (Ответы детей)

- Кого вы видите? (Ответы детей)

- Да, перед нами дуб могучий, а на нём златая цепь. По цепи и днём, и ночью ходит кот учёный. Может он подскажет, где найти Бабу-Ягу? (Педагог «прислушивается» к коту)

- Ребята, кот мне шепнул, что поможет нам найти Бабу-Ягу, если мы выполним его задание. Этот кот – учёный. Он очень любит математику. К сожалению, он потерял свои цифры. Кот просит найти цифры и расположить их по порядку.

(На столе – «сухой бассейн», рядом – магнитная доска с прикреплённым к ней «цифровым ковриком» с пустыми гнёздами для цифр)

Упражнение в сухом бассейне «Найди цифру»  (Дети встают вокруг стола, на котором расположен «сухой бассейн» и, закрыв глаза, одной рукой ищут цифру среди фасолинок.  Помещают цифру на своё порядковое место и в своё «гнездо», выстраивая цифровой ряд)

Упражнение «Назови соседей числа»

Деф.: - Ребята, вы справились с заданием Кота учёного, и он подсказал, где можно найти Бабу-Ягу. Но пока мы с вами ходили по Царству – Государству, наступила ночь. Надо немного отдохнуть. Присаживайтесь на пенёчки. (Дети садятся на стулья, стоящие напротив экрана)

СЛАЙД 5Электронная  физминутка  для глаз «Звёздное небо»

(В конце физминутки дефектолог предлагает детям закрыть глаза)

- Закройте глаза, они немного отдохнут…

СЛАЙД 6 (Избушка на курьих ножках)

Деф.: - Ребята, посмотрите (дети открывают глаза), вот и избушка на курьих ножках!

(Дети встают и подходят ближе. Появляется Баба-Яга.)

Б-Я: - Опять вы здесь! Нашли всё-таки меня!

Деф. и дети: - Баба -Яга, выпусти Василису из темницы!

Б-Я: - А вы ещё одну задачку решите? (Решим)

- Я вот тут грибной супчик хотела сварить. Мухоморчиков, поганочек насобирала. Да вот никак не посчитаю, сколько же у меня всего грибов? Математику-то я плоховато знаю.

(Дети садятся за столы.На доске – картинка с изображением грибов)

Упражнение «Реши задачу»

Деф: - Ребята, из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ)

(Дети составляют задачу, решают её, «записывают» решение на доске магнитными цифрами,  зачитывают решение.  Выходят, встают полукругом, лицом к экрану.    Баба-Яга выглядывает из-за ширмы.)

Деф: - Вот, Баба-Яга, решили мы твою задачу. Отпускай Василису!

Б-Я: - Ну что ж! Раз вы такие умненькие – разумненькие, все задания выполнили, все задачи решили – так и быть, отпускаю Василису Прекрасную!

(Баба-Яга исчезает, слайд меняется

СЛАЙД 7 (весёлая Василиса Прекрасная)

Василиса Прекрасная (голос за кадром): - Спасибо вам, ребята!

III Деф: - Вот вы и помогли Василисе Прекрасной освободили её из плена Бабы - Яги! Пора возвращаться в детский сад. Ковёр-самолёт ждёт нас!

СЛАЙД 8 (небо, сияющее солнце)

(Дети располагаются на ковре, сидя на пятках. Под музыку они слегка покачиваются.)

(Дети встают вокруг педагога в центре зала)

Деф: - Вот мы и вернулись в детский сад.

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? (ответы детей)

- Где вы были? (ответы детей)

- Зачем мы летали в Тридевятое Царство, Тридесятое Государство? (ответы детей)

- Как вы помогли Василисе Прекрасной? (ответы детей)

- Молодцы! Вы добрые ребята, справились со всеми заданиями, а они были нелёгкими! Вы помогли Василисе, и она прислала вам подарки – эти волшебные карандаши! Они помогут вам стать ещё умнее и добрее!

(Педагог даёт указание на дальнейшую деятельность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране «Математика».

Цели: Закреплять умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навык самоконтроля. ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Умная линейка»

Конспект предназначен для воспитателей детских садов и предлагает один из способов совершенствования умений  детей решать задачи на увеличение или уменьшения числа на несколько единиц, используя ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группе «Измеряем воду».

Задачи:Обучающая: учить детей измерять воду условной меркой для определения ее количества.Развивающая: развивать способность экспериментирования, решения логических и математических задач; упражнять д...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный лес»

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный лес» I. Программное содержание:Обучающие з...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему «Маша на прогулке»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему «Маша на прогулке»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Буратино»

Занятие позволяет обобщить и закрепить знания детей по изученным темам. Учит детей практически применять полученные знания в  изменившейся ситуации.Занятие носит комплексный интегрированный харак...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

Программное содержание: 1. Обучающие задачи: - продолжать учить составлять простые арифметические задачи и аргументировать свой ответ в выборе действия для решения задачи (сложение/вычитани...