Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Умная линейка»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Кривоногова Татьяна Ивановна

Конспект предназначен для воспитателей детских садов и предлагает один из способов совершенствования умений  детей решать задачи на увеличение или уменьшения числа на несколько единиц, используя конкретные предметы, иллюстрированный материал, закрепляя пространственные представления (правый – левый).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_matematike_v_korrektsionno.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

           детский сад комбинированного вида №39 г.Арзамаса

                 Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в  подготовительной к школе группе

               компенсирующей направленности для детей с ОНР

                                            «Умная линейка»

                                                                                     подготовила

                                    воспитатель группы компенсирующей  направленности

                                                                             Кривоногова Татьяна Ивановна

                                     

                                                          г Арзамас

                                                               2013

Интеграция: образовательные области «Познание», «Коммуникация»,

                        «Социализация», «Здоровье».

Лексическая тема. «Школа».

Тема: «Умная линейка».

Цель: Совершенствование умений  детей решать задачи на увеличение или уменьшения числа на несколько единиц, используя конкретные предметы, иллюстрированный материал, закрепляя пространственные представления (правый – левый).

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать понимание структуры арифметической задачи, закрепляя умение  детей вычленять условие задачи, ставить вопрос, составлять решение задачи, формулировать ответ.
  •  Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Совершенствовать умение  детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков.
  • Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивающие:

  • Развивать приемы умственных действий, речь, быстроту реакции,
    познавательный интерес.
  • Развивать умение выстраивать события в логической последовательности.
  • Развивать навыки ориентировки на листе бумаги.
  • Развивать смекалку, зрительную память.                   

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Коррекционные:

  •   Развивать внимание, память, творческое воображение, логическое

  мышление.

  •   Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.
  •   Активизировать словарь  по теме «Школа».

Предварительная работа с детьми:  решение логических задач, решение конструктивных задач,  состав числа в пределах 10 из двух меньших чисел, дидактические  игры: «Математические корзинки», «Посчитаем-поиграем», «Волшебная восьмёрка», «Рассеянный художник», «Четвёртый лишний» и др.

Методические приёмы:

  • Игровой    (использование дидактических игр и игровых ситуаций, сюрпризный момент).
  • Наглядный   (использование иллюстраций).
  • Словесный  (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Демонстрационный   материал: Предметные   картинки   с   изображением   школьных принадлежностей, кассета с записью мелодии «Учат в школе», магнитофон, карточки с цифрами.

Раздаточный материал: математические наборы, простые карандаши, тетради в клетку, линейки.

Индивидуально-дифференцированный подход:

  • Воспитывать выдержку у Максима Б.
  • Закреплять  знания о математических знаках с Аксиньей Пр.
  • Помочь Денису К. ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Воспитывать стремление к самостоятельности у Димы Б.

Ход занятия

Организационный момент

Педагог предлагает послушать музыкальную запись, а затем задаёт вопросы.

  1. Что вы сейчас услышали? (Пеню о школе).
  2. А когда вы пойдёте в школу? (Осенью).
  3. Какое сейчас время года? (Весна).
  4. А когда наступит осень?  (Весна, лето, а потом осень).

Педагог: А хотите, проверим, готовы ли мы с вами к обучению в школе? (Да).

Дидактическая игра на развитие внимания «Назови школьные принадлежности, используя число 10»

Например: «В ранце лежат 10 карандашей».

Игра «Найди свое место».

Педагог: Ребята, вы прекрасно о себе заявили, поэтому я каждому из вас даю карточку, на которой спрятан номер вашего места за столом. Кто правильно «прочитает» эту запись, тот найдёт свое место. Пожалуйста, «читайте» свою карточку и занимайте каждый своё место.

Основная часть

Работа с демонстрационным материалом

На доске картинки с изображением школьных принадлежностей?

Вопросы педагога  детям.

  1. Что вы видите на доске?  (Школьные принадлежности).
  2. Назовите школьные принадлежности,  которые находятся справа (слева) от линейки.
  3. С какой стороны  больше (меньше)?
  4. А для чего нужна линейка в школе?  (Измерять).

Педагог: Молодцы. Линейка  нужна, чтобы измерять предметы, расстояния между предметами.  А сейчас я вам покажу, как  можно использовать линейку для решения задач.

Составление задач

Работа с раздаточным материалом

 Например: «На столе лежали 4 красных кружочка, к ним добавили еще 2 синих кружочка. Сколько всего стало кружочков?».

Педагог: Что мы составили? (Задачу.)

Вопросы педагога:

  1. Почему мы считаем, что это задача? (В задаче есть условие, вопрос  и решение.)
  2. Назовите условие, задачи. (На столе лежали  4 красных кружочка, к ним добавили ещё  2   синих  кружочка).  
  3. Что такое условие задачи? (Это маленький рассказ, или какое-то действие.)
  4. Назовите вопрос задачи. (Сколько всего стало кружочков?)
  5. Что такое вопрос задачи? (То, что нужно узнать в задаче.)
  6. Что еще обязательно должно быть в задаче? ( Решение.)
  7. Как решить эту задачу? (Нужно к 4 прибавить 2, получится 6 (кружочков).)
  8. Мы решили задачу? (Да, решили.)
  9. Запишите в тетрадях условие и решение задачи.  (Дети выполняют).
  10. С помощью чего вы записывали решение и условие задачи?  (С помощью чисел и математических знаков.)
  11. Какой математический знак вы поставили в условии задачи?  (Знак «плюс»).
  12. А почему именно этот математический знак вы использовали при записи условия задачи?   (Было меньше, стало больше).

Педагог:  А сейчас я буду вам давать разные задания, а вы будете говорить задачи это или нет.

      1.Мама поставила в вазу 3 розы и 4 гвоздики. Стало красиво. ( Это не   задача, т.к. нет вопроса)

       2.Мы купили в магазине 5 апельсинов и несколько груш. Сколько всего фруктов мы купили? ( Это не задача, т.к. не конкретное условие, и нельзя составить решение и получить ответ)

       3.Сколько конфет съедает за вечер Наташа? (Это не задача, т.к. нет условия)

Педагог: Вас не проведешь, молодцы, ребята!

Динамическая пауза «Живые числа»

Педагог: Ребята, а сейчас мы немного отдохнём, но отдых у нас будет необычный. У нас пройдут небольшие соревнования, я раздам вам карточки с цифрами, а вы должны как можно быстрее встать в шеренгу и рассчитаться по номерам от 1 до 10.

Педагог: А теперь мы попробуем решить другую задачу, но записывать и считать ничего не будем. Теперь  у  нас есть помощница- линейка. Возьмите каждый линейку и положите её перед собой. Слушайте новую задачу: « На ветке сидело 3 птицы». Найдите цифру 3 на линейке и поставьте под ней указательный пальчик левой руки. Слушайте дальше: «К ним прилетели ещё 3 птицы». А теперь отсчитайте 3 шага вправо указательным пальцем правой руки. На какой цифре остановился ваш пальчик?  (Цифра 6). Это и будет решением задачи. Значит, на ветке дерева сидело 6 птиц.  Почему мы «шагали» вправо по нашей линейке? (Ответы детей). Посмотрите, цифры на линейке увеличиваются слева направо, как наш числовой ряд, и уменьшаются справа налево.  Какая хорошая помощница у вас появилась, и теперь она всегда будет помогать вам решать задачи и примеры, когда вы будете учиться в школе. С помощью этой волшебной линейки можно решать задачи не только на сложение, т.е. на увеличение числа, но и на вычитание, т.е. на уменьшение числа. Хотите попробовать?

Ответы детей: Да.  

Педагог: Тогда слушайте другую интересную историю, которая  тоже будет задачей и нам предстоит её решить с помощью нашей умной линейки.   Во дворе играли Саша, Коля, Маша, Наташа и Артём. Артёма и Сашу позвали домой. Сколько детей осталось играть во дворе? Итак, сколько детей играли во дворе?  (Пять). Значит, ищем на линейке цифру 5 и ставим под ней указательный пальчик правой руки. Сколько детей позвали домой?  (Двоих). Теперь указательным пальчиком левой руки отсчитываем два шага влево. Почему мы теперь «шагаем» влево?  (Было больше, стало меньше). На какой цифре остановился ваш пальчик?  (Цифра 3). И эту задачу мы решили. Назовите решение задачи.

Ответы детей: Во дворе осталось играть трое детей.

Психогимнастика :  «Четыре стихии».   На   команду   педагога: «Земля» дети идут по кругу, на команду: «Воздух» - останавливаются и поднимают   руки вверх, на команду  «Вода» -дети складывают ладошки и бегут по кругу, на команду «Огонь»- останавливаются и вращают руки вокруг локтевых суставов

 Педагог: А сейчас открывайте тетради и мы с вами попробуем нарисовать что-нибудь из школьных принадлежностей, а что мы будем рисовать - это пока секрет. Мы  это увидим и назовём, когда нарисуем. Вы готовы? (Ответы детей). Тогда приступаем.

Графический диктант (Работа  в тетрадях). Дети по точкам, под диктовку педагога рисуют одну из школьных принадлежностей и называют её. Педагог диктует:   3 – вверх, 10 – вправо и каждую клеточку отмечайте, 3 – вниз, 10 – влево, 3 – вверх.

Педагог: Что же у вас получилось? (Линейка). С этим заданием вы справились, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами.

Кинезиологическое упражнение:  «Фонарики». Дети стоят около своих столов с согнутыми в локтях руками и с зажатыми кулачками, а затем по команде педагога и под чтение стихотворения,  дети поочерёдно сжимают и разжимают  кулачки на правой и левой руках, повторяя за педагогом слова стихотворения.

                                             Фонарик

Фонарик черный, как жучок,
В кармане у меня.
Лежит фонарик-светлячок,
Слепой при свете дня.
А вечером я им свечу,
Свечу, куда хочу.
Зажжется и горит в руке
Фонарик-светлячок.
Вчера нашел я на песке
Помятый пятачок.                                       З. Александрова.

Итог занятия

Педагог: Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить себя. У меня есть цифры 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились самостоятельно и поставьте себе оценку. Дима, почему ты оценил себя на 4?(Не всё получалось).  Молодец, ты поступил честно. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам  многое удалось.

                                                   

                                             

                                      Литература:

  1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. СПб.:КАРО, 2004.
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.
  4. Нищева Н.В.Развитие математических представлений  у дошкольников с ОНР ( с 6 до 7 лет). СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВРО – ПРЕСС», 2011.
  5. Алябьева Е.А. Игры для детей 5 – 8 лет. Развитие логического мышления и речи. – М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа

Данный конспект был проведен мной в феврале 2017 г в рамках "Месячника открытых занятий для молодых педагогов"....

Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Занятие по ФЭМП на тему: "Порядковый и количественный счет. Вчера, сегодня, завтра" для детей страшей группы с ЗПР...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР) «Лес, грибы, ягоды»

Конспект занятия по  формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР)«Лес, грибы, ягоды»...

Игры для формирования элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих научно-технического прогресса. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необх...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе комбинированной направленности по теме: «Сложение».

Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, художественно - эстетическая, физическая, социально - коммуникативная.Цель: Формировать представление о сложении, как объединении групп пр...

Методическая разработка ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (4-5лет) на тему: "Путешествие в снежное Королевство

Дети отправляются в Царство Снежной Королевы выполнять ее задания, чтобы растопить ледяное сердце и снять ее волшебство. Если ребята выполнят все задания, то сердце оттает и на смену  зиме прид...