Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР) «Лес, грибы, ягоды»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект занятия по  формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР)

«Лес, грибы, ягоды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_plyuhina.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД  № 5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН

Материалы на конкурс «Работаем по Стандарту»

Конспект занятия по  формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР)

«Лес, грибы, ягоды»

(номинация «Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)»

Составил:

Воспитатель Плюхина М.В.

Усть-Лабинск,2020г.

Номинация «Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие». «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Художественно- эстетическое развитие».

Образовательные задачи. Формирование навыков счета в пределах десяти. Подготовка к формированию навыка считать двойками. Формирование представлений о прямоугольнике. Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, овал), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Формирование умения измерять объем условными мерками. Закрепление представлений о времени (вчера, сегодня, завтра), навыка сравнения предметов по ширине. Формирование умения пользоваться сравнительными прилагательными (шире, уже). Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти, конструктивных навыков.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, речевого слуха, координации речи с движением.

Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Коврограф, магнитная доска, квадрат, треугольник, плоскостные изображения квадратной и прямоугольной корзин, плоскостные изображения кустиков с ягодами, кастрюля с киселем, три кружки, плоскостные изображения бутылок с соком разной ширины, геометрические фигуры разного цвета и размера, рабочие тетради по числу детей, контейнеры с карандашами.

Предварительная работа. Знакомство с цифрами от «1» до «9» и с числом «10» в игровой совместной деятельности. Разучивание упражнения «За малинкой».

Ход занятия.

1.Организационный момент.

 Упражнение «Собираемся в лес». Создание положительного эмоционального фона занятия. Формирование представлений о прямоугольнике. Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник).

(Педагог сообщает детям о начале занятия и предлагает занять места перед коврографом. Он помещает на коврограф изображения квадрата и прямоугольника.)

2. Введение в ситуацию.

Педагог. Ребята, а ходите сегодня познакомиться с новой геометрической фигурой? Узнать как она называется?

Дети: Да.

Педагог: Она называется прямоугольник. (Педагог показывает прямоугольник на коврографе).

Педагог.

Посмотрите-ка ребята:

Близкий родственник квадрата.

У него углов четыре и четыре стороны.

Все углы равны у брата. Стороны по две равны.

В. Нищева

Чем похожи квадрат и прямоугольник? По сколько у них сторон? Посчитайте.

Дети. У квадрата и прямоугольника по четыре стороны.

Педагог. По сколько у них углов?

Дети. У них по четыре угла.

Педагог. Все эти углы одинаковые или разные?

Дети. Все углы у них одинаковые.

Педагог. А чем они отличаются друг от друга? Обратите внимание на длину сторон у квадрата и прямоугольника.

Дети. У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны пары сторон напротив друг друга.

Педагог. Квадрат и прямоугольник имеют по четыре угла, поэтому как их можно назвать?

Дети. Их можно назвать четырехугольниками.

(педагог помещает на коврограф изображения квадратной и прямоугольной корзин.)

Педагог. Мы с вами отправимся в лес за грибами и ягодами, возьмем с собой корзинки. Какие они по форме?

Дети. Коричневая корзинка квадратная, а зеленая прямоугольная.

(Педагог убирает квадрат и прямоугольник с коврографа).

3.Актуализация имеющихся знаний

Игра «По ягоды». Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольнил), узнавать их форму в пределах ближайшего окружения.

(Педагог помещает на коврограф изображения кустиков с ягодами).

Педагог. Какие ягоды выросли в лесу?

Дети. Черник, брусника, клюква, морошка, земляника, малина, ежевика.

Педагог. Положите круглые ягоды в квадратную корзину, а овальные в прямоугольную.

(Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает пособие с коврографа).

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра». Формирование представлений о времени (вчера, сегодня, завтра).

(Педагог читает детям стихотворение и помещает на коврограф плоскостные изображения животных, о которых в нем  говорится).

Педагог. Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, кого встретили дети в лесу вчера и сегодня и кого встретят они завтра.

Вчера гуляли мы по лесу,

В овраге видели лису.

Сегодня на лесной опушке,

Мы встретили ежа с лягушкой.

А завтра на рассвете

Лосиху в чаще встретим.

Когда дети встретили лису?

Дети. Дети встретили лису вчера.

Педагог. Когда  они увидели ежа с лягушкой?

Дети. Ежа с лягушкой дети встретили сегодня.

Педагог. А когда дети надеются встретить лосиху?

Дети. Лосиху они надеются встретить завтра. (педагог убирает плоскостные изображения животных).

4.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА  

Подвижная игра «За малинкой». Развитие координации речи с движениями.(педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает сделать знакомое упражнение).

За малинкой в лес пойдем ( дети идут по кругу, взявшись за руки).

Сладких ягод наберем ( меняют направление движения).

Солныщко высоко, а в лесу тропинка ( тянутся вверх, подняв руки, а потом приседают)

Сладкая ты моя , ягодка малинка( вновь идут по кругу)

5.Введение способа действий в систему знаний.

Игра «малиновый кисель». Формировать умения измерять объем условными мерками.(Педагог приглашает детей к столу, на котором стоят кастрюля с киселем и три полулитровые кружки).

Педагог. Мы свами набрали в лесу малины. Я сварила из нее кисель. Теперь мне нужно разлить кисель по кружкам.

Как вы думаете, войдет ли весь кисель в кружки? Что для этого нужно сделать?(Дети высказывают свои предположения. Педагог подводит итог их рассуждениям).

Педагог. Действительно, сразу решить, войдет ли кисель в кружки, нельзя. Мы не знаем сколько киселя в кастрюле.(Педагог берет поварешку и разливает кисель по кружкам)

Педагог. Теперь что можно сказать? Остался ли кисель в кастрюле?

Дети. Весь кисель вы разлили по кружкам. В кастрюле ничего не осталось.

Педагог. Что можно сказать о количестве киселя, который был в кастрюле, а теперь оказался в кружках?

Дети. В кастрюлю и в кружки входит одинаковое количество киселя.

Педагог. Правильно. В кастрюле было столько же киселя сколько и в трех кружках. Теперь мы знаем, что в эту кастрюлю входит три вот таких кружки жидкости. Мы с вами можем использовать кружку, как мерку. (педагог накрывает все предметы на столе салфеткой).

 Упражнение «Расставь бутылки». Формирование навыка сравнения предметов по ширине, умения пользоваться сравнительными прилагательными (шире, уже). Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и бывающем порядке в пределах десяти.

(Педагог приглашает детей к коврографу и располагает на нем семь бутылок разной ширины.)

Педагог. Посмотрите, в этих бутылках малиновый сок. Все они разные по ширине. Давайте расставим бутылки на полку в кладовке от самой узкой до самой широкой. (Дети расставляют бутылки).

Педагог. Сколько бутылок стоит на полке? Сосчитайте их по порядку.

Дети. (считают)

Педагог. Сравните по ширине первую и вторую бутылки.

Дети. Первая бутылка уже второй. Вторая шире первой.

Педагог. Сравните по ширине первую и седьмую бутылки.

Дети. Первая бутылка самая узка, седьмая – самая широка.

(Педагог может предложить детям сравнить еще несколько пар бутылок.)

 Работа в тетради. Упражнение «Засоли грибы».

Формирование навыков счета в пределах десяти. Подготовка к формированию навыка счета двойками. (Педагог приглашает детей за столы, на которых приготовлены тетради и карандаши).

Педагог. Сейчас вы будите солить грибы на зиму. Сколько грибов в первой банке?

Дети. В первой банке три гриба.

Педагог. В следующей банке вы должны нарисовать на два гриба больше, чем первой банке. Сколько грибов вы нарисуете?

Дети. Мы нарисуем пять грибов. (выполняют задание в тетради)

Педагог. В третьей банке нарисуйте на два гриба больше, чем во второй. Сколько грибов вы нарисуете?

Дети. Мы нарисуем семь грибов(выполняют)

Педагог. В четвертой банке нарисуйте на два гриба больше, чем в третьей. Сколько грибов вы нарисуете?

Дети. Мы нарисуем девять грибов (выполняют).

Педагог. Молодцы! Все правильно. Раскрасьте картинку. (дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и собирает тетради).

Игра «На лесной полянке». Совершенствование умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, полукруг), конструктивных навыков. Воспитание навыков сотрудничества.

(Педагог приглашает детей к магнитной доске, на которой свободно расположены геометрические фигуры разного цвета и размера (зеленые треугольники, зеленые круг и овал, коричневые прямоугольники, красный и коричневый полукруги, белые овал и круг, розовые и желтые овалы и прямоугольники).

Педагог. Теперь я хочу вам предложить всем вместе собрать из этих фигур картинку «На лесной полянке».

(Дети выполняют задание, а потом по предложению педагога рассказывают, какие деревья растут вокруг полянки, какие грибы можно на ней найти. Педагог предлагает детям рассказать, какие фигуры они использовали для составления изображений. Затем дети помогают педагогу убрать фигуры с доски.)

6. Итог. Рефлексия

Педагог.  Ребята, я предлагаю нам составить  написать мини-письмо с рассказом, что Вам понравилось, что нет? С какой фигурой вы познакомились? С кем бы Вы хотели поделиться новыми знаниями? А «Почтальон» или дежурный  разнесет письма по адресам

Организация окончания занятия. Оценка работы детей. (Педагог предлагает детям вспомнить, чему они научились, с какой новой фигурой познакомились, в какие игры научились играть. Затем он оценивает деятельность каждого ребенка).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности.

Тема: «Ориентировка в пространстве и во времени». Программное содержание: уточнить пространственные представления: справа, слева, внизу, впереди ( перед), сзади (за), между, рядом. Закрепить умени...

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну математики» с использованием ИКТ

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи:Образовательные:- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;- учить понимать отношения между чис...

Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Занятие по ФЭМП на тему: "Порядковый и количественный счет. Вчера, сегодня, завтра" для детей страшей группы с ЗПР...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности/Помораева И.А., Позина В.А. ФЭМП. Старшая группа 5-6 лет.

Перспективный план по  формированию элементарных математических представлений в старшей группе  компенсирующей направленности/Помораева И.А., Позина В.А. ФЭМП. Старшая группа 5-6 лет....

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР) «Лес, грибы, ягоды»

Конспект открытого занятия по  формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР)«Лес, грибы, ягоды»Образовательные задачи....