Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный лес»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Льдинова Ольга Владимировна

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный лес»

 

I. Программное содержание:

Обучающие задачи:

1.       Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

  1. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.

3.       Продолжать учить решать простые арифметические примеры на сложение и вычитание, делить целое на части.

  1. Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки «больше», «меньше», «равно».
  2. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие задачи:

1.     Создать условия для развития логического мышления, внимания, воображения.

2.     Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

1.     Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

2.     Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazochnyy_les.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа»

Города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект  занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему:

«Путешествие в сказочный лес»

Выполнила: воспитатель

МБДОУ «ЦРР - №50 «Непоседа»

Льдинова Ольга Владимировна

Новочебоксарск

2014

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный лес»

I. Программное содержание:

Обучающие задачи:

  1. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
  2. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
  3. Продолжать учить решать простые арифметические примеры на сложение и вычитание, делить целое на части.
  4. Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки «больше», «меньше», «равно».
  5. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие задачи:

  1. Создать условия для развития логического мышления, внимания, воображения.
  2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предшествующая работа:

  1. Дидактическая игра «Назови соседей».
  2. Игровое упражнение «Раздели целое на части».
  3. Дидактическая игра «Верно – неверно».
  4. Беседа «Времена года».

Методические приёмы:

  1. Сюрпризный момент (письмо).
  2. Игровое упражнение «Геометрические фигуры».
  3. Игровое упражнение «Сосчитай яблоки».
  4. Дидактическая игра «Назови соседей».
  5. Игровое упражнение «Поможем белочкам сравнить количество шишек»
  6. Физкультминутка.
  7. Игровое упражнение «Реши сказочные задачи».
  8. Игровое упражнение «Верно – неверно».
  9. Дидактическая игра «Помоги ежику найти свой домик».
  10.  Игровое упражнение «Поможем Медведю разделить пирог на равные части».
  11.  Анализ.

        

Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки, «коврик-мостик».

Демонстрационный материал: «письмо», карта сказочного леса, полянка с геометрическими фигурами, картинки с  яблонями, дидактическая игра.

Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, разноцветные круги из бумаги, карандаши.

Ход занятия

1. Приветствие.

Воспитатель:- Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Воспитатель: - Ребята, какой сегодня замечательный день! Солнышко светит и дарит нам свою улыбку!  Возьмитесь за ручки парами  и  подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично!

Воспитатель: -  Ребята, сегодня утром на столе я нашла конверт, на котором написано, что он адресован детям подготовительной к школе группы «Веселые нотки». Хотите мы его откроем?  Какой тяжелый конверт! Ой, тут и правда письмо, да еще и какая-то карта. Интересно, от кого это письмо? Как вы думаете? Хотите мы его прочитаем?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Медведь Миша. В моем сказочном лесу случилась беда. Проказница Маша играла в лесу и устроила ужасный  беспорядок, а сегодня ко мне должны прийти гости.  Маша заколдовала все в лесу, что мне самому не справиться, ведь я не дружу с математикой. Дорогие ребята,  помогите мне навести порядок в лесу, чтобы я мог встретить гостей. Я вас тоже приглашаю ко мне в гости. Я отправляю вам волшебную карту, чтобы вы не заблудились в лесу».

Воспитатель: -  Ребята, сделаем доброе дело? Поможем Медведю навести порядок в лесу?

Хотите отправиться в путешествие в сказочный лес? А как мы можем помочь Медведю?

Дети: Мы можем выполнить задания, которые придумала Маша.

Воспитатель: -  Итак, отправляемся в сказочный лес. Ребята, а вот и волшебная  карта.

1 задание:  Как вы думаете, как нам дойти до домика Медведя?

Дети: Мы может идти по стрелочкам.

Воспитатель: -   И вот перед нами «Волшебная поляна». Что растет на этой поляне? Какие-то фигуры? А как они называются?

Дети: Это геометрические фигуры.

 Воспитатель:   

  1. Ребята, какие  геометрические фигуры вы видите на полянке?
  2. Есть ли здесь одинаковые фигуры?
  3. Сколько фигур, которые не имеют углов?(1)
  4. Сколько красных фигур? (5)
  5. Сколько желтых фигур?(3)
  6. Сколько треугольников?(2)
  7. Сколько маленьких фигур? (2)
  8. Как называются одиночные фигуры? (трапеция и круг)
  9. Сколько не желтых фигур?(5)
  10.  По каким признакам можно разделить все фигуры?
  11.  На сколько групп можно разделить эти фигуры по цвету? Какие это группы?
  12. На сколько групп можно разделить эти фигуры по форме? Какие это группы?
  13. Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).

Воспитатель: -  Молодцы, теперь на полянке порядок, мы можем идти дальше.

 2-ое задание: По стрелочке мы идем дальше и встречаем на пути  «Яблоневый сад». Здесь на деревьях растут волшебные яблоки, на каждом написано число и у каждого есть свое место. Только Маша сорвала по одному яблоку с каждого дерева,  и остальные яблоки  перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Разложите яблоки с числами по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи распечатанных  цифр от 1 до 10, наклеенных на «яблоки»).

Воспитатель: -  Миша, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил. Воспитатель:-  Софья, попробуй посчитать по-другому - в обратном порядке, начиная с 10.

Воспитатель:-  Илья, яблоко с какой цифрой  сорвала Маша с твоей яблони?

Илья: Яблоко с цифрой 9.

Воспитатель:- Карина, яблока с какой цифрой не хватает на твоей яблоне?

Карина: Яблока с цифрой 7.

Воспитатель:- Дима, какой цифры нет на твоей яблоне?

Дима: На моей яблоне нет цифры 5.

Воспитатель: -  Ребята, какое число вы поставили между числами 3 и 5?

-какое число вы поставили между числами 1 и 3?

- какое число вы поставили между числами 5 и 7?

- какое число вы поставили между числами 4 и 6?

Назовите соседей числа 5, 2, 7, 9.

Назовите число, которое больше числа 3 на 1.

Назовите  число, которое больше числа 6 на 1.

Назовите число, которое больше числа 9 на 1.

Воспитатель: -  Молодцы, вы отлично справились со 2-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

3-ое задание:

Воспитатель: -  Итак, мы пришли к «Волшебному дереву», в дупле которого живет семья белочек.  Ребята, белочки не могут сосчитать у кого из них больше шишек. Хотите помочь белочкам?  А какие математические знаки могут нам помочь? (больше, меньше, равно). А зачем они нужны?  Что показывают эти знаки? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно). У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.

4    5

8     8

3     4

7     8

6    7

9    10

Отлично, значит,  математические знаки нужны нам, чтобы сравнивать и показывать какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Теперь белочки умеют сравнивать и  знают, сколько у них шишек.

4-ое задание:

Воспитатель: -  Устали, ребята? Хотите немного отдохнуть на лесной опушке.  Подойдите, пожалуйста, все ко мне.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернитесь

Пола ручками коснитесь

Сели-встали, сели – встали

И на месте поскакали.

5-ое задание:

Воспитатель: -  Мы с вами по стрелочке пришли к высокому дубу, а на нем листочки с задачками:

  1. Как-то вечером к медведю
    На пирог пришли соседи:
    Еж, барсук, енот, “косой”,
    Волк с плутовкою лисой.
    А медведь никак не мог, 
    Разделить на всех пирог.
    От труда медведь вспотел,
    Он считать ведь не умел...

    Помоги ему скорей,
    Посчитай-ка всех друзей! (6)

  1. Росли 4 березы.
    На каждой березе по 4 большие ветки.
    На каждой ветке по 4 яблока.
    Сколько яблок на березе?(0)

  1. Сколько у трех мышей ушей?(6)
  2. Вышла курочка гулять,
    Повела своих цыплят.
    7 бежали впереди,
    3 осталось позади.
    Беспокоится их мать,
    И не может сосчитать.(10)

  1. «Во дворе гулял павлин,

Подошёл ещё один,

2 павлина за кустами.

Сколько их? Считайте сами!» (4)

Воспитатель: -  Молодцы, справились с заданием.

5-ое задание:

Воспитатель: -  Ребята, вот мы с вами дошли до речки, а через речку мост повис. Как можно перейти через речку?

Дети: Выполнив задание, мы сможем перейти по мостику.

Воспитатель: Чтобы перейти через мост, нам нужно пройти испытание в игре  «Верно - неверно». Переходим мостик по одному.  Если вы услышите правильное утверждение, хлопайте в ладоши, если же неправильное – топайте ногами. Кто правильно выполнит задание, переходит по мостику и ждет своих товарищей на другом берегу. А мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.

  1. - утром солнышко встает;
  2. - нельзя умываться по утрам;
  3. -  днем ярко светит луна;
  4. - утром дети идут в детский сад;
  5. - вечером люди обедают;
  6. - в неделе 7 дней;
  7. - за понедельником следует среда;
  8. - всего 5 времен года;
  9. – зимой очень холодно;
  10. – весной на деревьях распускаются листья.

Воспитатель: - Молодцы, дети, все были очень внимательными, справились с заданием и перешли речку.

6-ое задание:

Воспитатель:- Ребята, посмотрите на карту, мы с вами оказались в «Сосновом бору». Здесь живут веселые ежики. Эти волшебные ежики живут в сказочных домиках с волшебными цифрами, но Маша перепутала все цифры и теперь ежики не знают, в домике с каким номером они жили. Ребята, хотите сделать доброе дело и помочь ежикам?  

Дети: Да!

Воспитатель: Для этого нам нужно решить примеры, и помочь ежикам найти свой домик.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, все справились с этим заданием. Ежики вам очень благодарны, вы сделали для них доброе дело.

7-ое задание.

Воспитатель:  - Вот мы и пришли к домику Медведя.  Медведь испек праздничный пирог, но он не знает,  как правильно разделить его на равные части, если к нему придут 3 гостей. Ребята,  поможем медведю?

Воспитатель:  У вас на столах разноцветные круги – разделите свой круг на 2 равные части. Как вы это сделали?

Дети: Совместили края.

Воспитатель: - Как можно назвать каждую из частей?  

Дети:  ½

Воспитатель: - Как вы думаете, на сколько частей нужно разделить пирог, если придут 3 гостей?

 Дети: На 4.

Воспитатель: Как теперь называется полученная часть круга?

Дети:  ¼.

Воспитатель: - Молодцы, все гости смогут попробовать вкусный пирог! Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в сказочном лесу, сделали доброе дело. Медведь очень рад, что вы ему помогли и теперь он сможет встретить своих гостей.

Воспитатель: - Ребята, а вам понравилось наше занятие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?

Воспитатель: - Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были Карина, Миша, Софья, Анжела.

Библиографический список

  1. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 88 с.
  2. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г. – 189 с.
  3. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г. – 127 с.
  4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране «Математика».

Цели: Закреплять умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навык самоконтроля. ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие в тридевятое царство"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе. В целях поддержания произвольноог внимания дошкольников в течение 30 минут,на  занятии использован сказочный сюжет. Предлагается много матем...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Умная линейка»

Конспект предназначен для воспитателей детских садов и предлагает один из способов совершенствования умений  детей решать задачи на увеличение или уменьшения числа на несколько единиц, используя ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «В сказочной стране математики»

Развивать пространственные воображения, умение синтезировать и комбинировать, развивать логическое мышление с помощью дидактических игр с блоками Дьенеша, палочками Кюизинера....