непосредственно-образовательной деятельности по развитию математических представлений с детьми подготовительной группы детского сада № 6 «Золотой петушок»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Конспект составлен по программе "Школа 2100" с использованием пособия "Раз - ступенька, два - ступенька". Главной целью занятия является формирование представлений о часах, определение времени с использованием макета. Интересным в занятии является использование игры на закрепление у детей вычислительных приемов в игре "Вычислительная машина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_matematike_v_polgotovitelnoy_gruppe.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию математических представлений с детьми подготовительной группы детского сада
№ 6 «Золотой петушок»
Воспитатель: Бутырская Кира Станиславовна, 1 квалификационная категория
Тема: Число 9. Цифра 9.
Цель: формирование знаний и представлений детей об определении времени по часам.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам;
- упражнять в решении арифметических примеров;
- закреплять счет в пределах 9, представления о цифре и числе 9 , взаимосвязи целого и частей;
- закрепить правильное написание цифр.
Развивающие:
- продолжать развивать элементы логического мышления
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, зрительную память.
Воспитательные:
- формирование навыков саморефлексии;
- формировать умение слушать и слышать задания взрослого, контролировать свое поведение.
Тип: изучение нового материала.
Вид: НОД по методике обучения временным представлениям.
Оборудование:
демонстрационное: игра «Вычислительная машина», макет часов, проверочные листы для заданий № 1 и № 2, цифровой ряд.
раздаточное: тетради «Раз – ступенька, два – ступенька…», макеты часов, цветные карандаши, изображение цифрового ряда.
Предварительная работа: организация выставки часов, знакомство с разными видами часов, чтение стихов, дидактическая игра «Когда мы это делаем».
Индивидуальная работа:
- Совершенствовать навык самостоятельной работы у детей с высоким уровнем развития математических представлений.
- Оказывать помощь в виде наводящих вопросов подгруппе детей с неустойчивым средним уровнем.
- Предложить карточки с изображением цифрового ряда детям с трудностями в пространственной ориентировке.
Ход занятия:
I часть. Мотивация к учебно - игровой деятельности
(Дети стоят полукругом у коврографа)
- Вы знаете, что такое вычислительная машина?
- А для чего она нужна? (Чтобы производить математические вычисления)
- Как вы думаете, смогли бы вы решить пример так же как вычислительная машина?
- Поиграем в игру «Вычислительная машина»? Готовы? Будьте внимательны.
Пример № 1. Предлагаю сделать первое вычисление. Какое число на входе в машину? (3)
- Какое действие нужно выполнить? (сложение)
- Назовите число, которое получится на выходе из машины? (6). Используйте варианты чисел в кругах.
- Как ты догадался? (Варианты ответов: К 3-м нужно прибавить 3, и получится 6; У меня получилось число 6, потому что я к 3-м прибавил 3). Правильно!
Пример № 2. Следующее вычисление.(5 – 3)
Какое число получится на выходе? Кто догадался? Почему ты так думаешь? (Потому что если из 5-ти вычесть 3, получится 2)
Пример № 3. Укажите то действие, которое нужно выполнить, чтобы из числа на «входе» получилось то число, которое указано на «выходе» (показ указкой чисел на входе и выходе)
- Используем варианты действий из квадратов.
- Какое действие нужно выполнить? Как ты догадался? (чтобы из числа 7 получить число 6, нужно вычесть из него 1)
Пример № 4. Подумайте, какое число должно быть на входе, если на выходе получилось число 9?
- Почему у тебя получилось число 7? (Потому что из 9 вычесть 2, получится 7; Потому что 9 минус 2 равно 7-ми)
Вам понравилась эта игра? Можете вы как вычислительная машина решать примеры? Молодцы, вы хорошо умеете складывать и вычитать числа.
2 часть.
- Ребята, проходите на ковер и присаживайтесь около белых кругов. Но пока их не берите и не
переворачивайте.
Звучит фонограмма песни О.Анофриева «Тик-так»
- В песне поется о том, что без часов не обойтись никак.
- У нас в группе замечательная выставка часов.
- А как вы считаете, нужны ли нам часы и для чего? (По часам можно определить точное время, точно назвать который час.)
(У воспитателя макет часов)
- Кто из вас знает, из чего состоят часы? (механизм, циферблат, стрелки)
- А теперь возьмите круги и скажите, что это? (Если дети ответят, что это часы, нужно уточнить, что в них нет механизма. Значит, это – макет часов)
- А как называются стрелки? (часовая, минутная, секундная).
- Почему стрелки разной длины? (Их удобнее различать).
- Как называют длинную стрелку? (Минутная)
- Что она показывает? (Минуты). Покажите на своих часах минутную стрелку.
- Какую стрелку ты показала? (вопрос детям с неустойчивым вниманием)
- Как называют короткую стрелку? (Часовая)
- Что она показывает? (Часы) Покажите часовую стрелку.
- Какую стрелку ты показал? (вопрос детям с неустойчивым вниманием)
- А вы умеете определять время по часам? (выслушиваются ответы детей)
- Кто может помочь ребятам и умеет определять время по часам? (Вызывается ребенок с высоким уровнем, умеющий определять время)
- Во сколько ты приходишь в детский сад? (В 8 часов) Можешь показать на макете это время? (Ребенок на макете часов показывает стрелками время)
- Расскажи, …., ребятам, почему твои часы показывают 8 часов? (Большая стрелка – минутная, показывает цифру 12, а маленькая стрелка – часовая, показывает цифру 8).
- Совершенно верно … показала на макете ровно 8 часов.
- Покажите на своих макетах тоже 8 часов (дети выполняют задание на макетах часов)
- Часы показывают 8 часов, если часовая маленькая стрелка показывает на цифру 8, а большая минутная стрелка стоит на цифре 12.
- А я прихожу на работу в 7 часов и на макете я тоже покажу время 7 часов.
- Покажите на своих часах такое же время, как у меня.
Вопросы детям с неустойчивым вниманием
- На какой цифре стоит минутная стрелка?
- Какую цифру показывает часовая стрелка?
- Какое время показывают твои часы?
- В какое время вы ходите в школу первоклассника? (В 6 часов)
- Покажите на макетах 6 часов.
- Сколько времени на твоих часах?
Трудно правильно определять время?
Молодцы, вы все старались и у вас все отлично получилось.
- В наших тетрадях есть интересная игра «Который час?», посмотрим?
А теперь проходите и садитесь за столы. Не забудьте про красивую осанку.
3 часть Практическая деятельность
- Откройте, пожалуйста, тетради и положите их так, чтобы левый уголок тетради смотрел на вас, а правый верхний уголок вверх.
- Найдите задание № 1 и поставьте на него указательный палец правой руки.
- Посмотрите, есть часы и цифры, которые обозначают время на них.
- Кто догадался, что нужно сделать? (Нужно соединить «волшебной ниточкой» циферблат часов с цифрой, которая показывает, сколько на них часов).
- Почему первые часы соединили с цифрой 3? (Потому что часы показывают 3 часа)
- Пожалуйста, нарисуйте цветными карандашами недостающие «волшебные ниточки».
Вопросы на проверку задания:
- Найдите вторые часы в первом ряду. С какой цифрой их соединили? (С цифрой 5). Почему?
- Сколько часов показывают следующие, третьи часы? (8 часов)
- К какой цифре нарисовали ниточку от третьих часов? (К цифре 8)
Выставляется иллюстрация с выполненным заданием для проверки задания детьми
- Дети, проверьте, пожалуйста, так ли у вас выполнено задание?
- Кто ни разу не ошибся? Ребята, вы отлично справились с заданием, теперь мы знаем, сколько времени показывают все часы.
Физминутка.
Звучит фонограмма песни О.Анофриева «Тик-так»
(Дети садятся за столы)
III часть. Практическая
- Скоро замечательный праздник всех женщин, какой? А все женщины любят наряжаться Девочки, а у вас есть бусы? Какие? У нас тоже есть бусы, но не обычные, а математические.
- Найдите в тетради задание № 2.
- Как вы думаете, что случилось с бусами? (Потерялись цифры на бусинках?)
- По сколько бусинок на каждой ниточке?
- Кто заметил, как располагались бусинки? (По-порядку)
- Кто догадался, что нужно сделать? (Дописать на них цифры?)
- Начинаем считать от бантика.
- Посмотрите на первую ниточку. Какие цифры потерялись? (1,3,4,7,8)
Указание на возможные ошибки слабым детям и детям с проблемами в ориентировке.
- Дети, будьте внимательны, помните в какую сторону нужно писать цифры. Кто сомневается (забыл), можете посмотреть на цифровой ряд или на цифры в тетради.
Оказание помощи детям.
Вопросы: Какая цифра следующая?
Какая цифра идет после цифры 6?
Какие цифры напишешь между цифрами 3 и 6?
Для проверки выполнения задания всеми детьми выставляется изображение с готовыми бусами (цифры, которые нужно дописать детям, выделены другим цветом)
Мини итог: (Саморефлексия)
- У всех получилось собрать бусинки по-порядку?
- Все цифры написали правильно?
- Молодцы, вы все справились с заданием, не ошиблись.
- Оценка детей: Ты,…… все сделал очень быстро, был внимательным.
Итог занятия.
- Что мы делали с макетами часов? (Учились определять время).
- А почему нам нельзя было взять настоящие часы? (Потому что они могут сломаться)
- Посмотрите, какой необычный макет часов сделал Тимоша вместе с мамой. На кого они похожи? (На робота)
- Интересно по ним учиться определять время?
- Предлагаю вам дома вместе с мамой или папой смастерить свой макет необычных часов и принести на нашу выставку. Я думаю, что с помощью веселых и забавных макетов часов вы быстро научитесь определять время и никогда не будете опаздывать в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непрерывной образовательной деятельности «Путешествие на математическом поезде» в подготовительной группе детского сада
Конспект занятия по математическому развитию «Путешествие на математическом поезде»в подготовительной группе с использованием игровых технологий: развивающие игры Б. П.Никитина и лог...
Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию детей во второй младшей группе детского сада. «Весёлый Петушок»
Конспект организованной образовательной деятельности по математическому развитию детей во второй младшей группе детского сада.«Весёлый Петушок»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада «Путешествие по Санкт – Петербургу»
"Путешествие по Санкт-Петербургу" Цель: создать условия для обобщения и систематизации полученных знаний о Санкт-Петербурге, создать условия для развития связной монологической речи.Задачи:-...
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада
Статья....
Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"
Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)
Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада по мотивам сказки «Снежная Королева»
ull; Формирование представлений об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов;• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратн...