Геометрический материал в обучении дошкольников
учебно-методический материал по математике (старшая группа) по теме

Харисова Зухра Мубаракьяновна

в дошкольный период различные геометрические фигуры используются для сравнения, распознования предметов. Помогает сформировать наблюдательность, умение сравнивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Геометрический материал в обучении дошкольников

Геометрический материал в обучении дошкольников математике традиционен. Однако методика за последнее время значительно изменилась. Геометрия – наука, которая на первой ступени развития занималась собиранием фактов, характеризующих свойства окружающего пространства, исследовала отношения между этими фактами, определяла и обобщала выявленные закономерности. Геометрические понятия возникли путем абстрагирования от реальных предметов. В отличие от чисел, геометрические фигуры, как и реальные предметы, имеют ориентацию на плоскости и в пространстве. Поэтому можно говорить об их взаимном расположении (принадлежности, касании, местоположении относительно друг друга: за, перед, между, внутри, вне, над и т.п.). На простейших наглядных примерах геометрический материал позволяет знакомить детей с важнейшими математическими положениями, например: прежде, чем сравнивать предметы, надо установить, по какому свойству их следует сравнивать; при изменении положения предмета его форма (а значит, и масса, площадь, длина) не изменяется; один и тот же предмет.

Работа с геометрическим содержанием важна для общего математического и психологического развития дошкольника. Более того, неоспоримой представляется роль геометрического материала в процессе развития математического мышления ребенка дошкольного возраста.

Как отметили многие психологи, основной недостаток мышления детей, поступающих в школу,- непонимание на занятиях по математике неизменности величины предмета при изменении его формы. Классический пример тому, на который ссылаются авторы всех учебников психологии, – экспериментальные методики Ж. Пиаже (20-30-е годы 20 века). На глазах ребенка скатывают в шарики два одинаковых пластилиновых бруска. Ребенок должен определить, одинаковы ли они по величине. А если один из них раскатать в колбаску? Большей частью следует ответ: "В колбаске пластилина больше". Или другой, не столь часто приводимый пример (взят из статьи Л.М.Фридмана "О перестройке начального математического образования"): предъявляются два одинаковых листа бумаги, с чем дети, несомненно, соглашаются. Один из листов разрезается по сгибу пополам; из полученных половинок складывается прямоугольник (более узкий, но более длинный по отношению к первоначальному). На вопрос: "Где теперь бумаги больше?" – многие дети отвечают: "В новом прямоугольнике бумаги больше". Во взрослом состоянии этот недостаток мышления, как отмечают психологи, может проявиться в неумении сравнивать предметы.

В дошкольный период различные геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию.

Цель этих заданий – формировать и развивать наблюдательность, умение выделять существенные (важные) признаки предметов, сравнивать два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, разделять предметы на группы (классифицировать) в соответствии с выделенными признаками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать....

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе....

Презентация " Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике"

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике...

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

Используемый материал в обучении дошкольников элементарной математике....

Наглядный и игровой материал для обучения дошкольников правилам дорожного движенияю

Данный игровой материал предназначен для формирования у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города....

Креативный подход к изготовлению наглядного материала для обучения дошкольников грамоте.

"Грамота - к мудрости ступенька", - гласит народная русская пословица. Чтобы помочь дошкольникам полнее усвоить учебный материал, а значит, постичь волшебную музыку родного языка, я предлагаю свои под...

Cтатья по теме "Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной матиматике"

Головоломки , занимательные игры, вызывают у детей большой интерес. Ребята не отвлекаясь подолгу упражняются в преобразовании фигур, перекладывание палочек. На таких занятиях формируются в...